К КОНЦУ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Конец холодной войны. В 1980 президентом США был избран Р.Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении, подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

Осуществление соглашений. Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.

 

 

60. Культура СССР в послевоенный период (1945-1991 гг.)

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

В послевоенный период средняя школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.

В середине 60-х годов средняя школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х начался переход к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится 11-летней (правда, в основном теоретически), начиная обучение с шести лет.

В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в США и Японии 0,5%, в Англии 0,7%, в остальных странах значительно больше (Европе в целом 2,3%). В 1988 году была разработана программа перестройки системы образования, в которой среднее образование рассматривалось как базовое для получения затем средне специального или высшего образования.

В годы войны сроки обучения в вузах также были сокращены до 3 лет, после войны продолжительность обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент.

После войны были восстановлены Академии наук в Западных республиках Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней Азии. В условиях холодной войны перед учёными были поставлены колоссальные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К началу 70-х годов в целом сложился паритет ядерных вооружений между США и СССР (правда, американцы нас могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30).

В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.

В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Буквально шок в мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника земли! Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек – Юрий Гагарин. Это был триумф советской науки и техники.

Целый ряд советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премий: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году группа советских физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году П.Л. Капица – за открытия в области физики низких температур.

Число научных работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.

Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена - бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф., были обвинены в преклонении перед Западом.

Подобные проработки в ещё большей степени затронули деятелей художественной культуры. В 1946 году появилось печально известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 – 80-е годы партия и правительство не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу, оно в послевоенные годы не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно больше.

Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих «несимпатичных» и «непонятных» Хрущёву и его приближённым писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых «шестидесятников». В литературе вполне официальной появлялись произведения интересные и талантливые.

Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме. Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются».

В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов).

С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях. Нарасхват покупались книги Трифонова, Тендрякова, Айтматова, Распутина, Астафьева.

Но 70 – 80-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами. «Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О. Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым.

Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.

В конце 60-х, когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец, театры – студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.

Кинобум начался в конце 70-х – начале 80-х.

«Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Споры велись вокруг фильмов Тарковского и никогда вокруг Н. Михалкова.

Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом – Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.

В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х – 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Столь же противоречиво развивалась и архитектура. Война, разрушившая огромное количество городов и поселков, поставила в повестку дня широкие восстановительные работы. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева. С восстановлением жилых районов дела шли хуже. Восстанавливаемым городам придавался монументальный облик: широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». Сроки такого строительства были весьма длительными. В стране катастрофически не хватало жилья. В больших городах преобладали «коммуналки», очередь на жилье растягивалась на десятки лет.

В 1955 было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «об устранении излишеств в архитектуре…». Началось строительство всем известных «хрущёвок». Несмотря на всю их неприглядность в те годы они сыграли положительную роль. Квартиры в них были спланированы так, что даже самый экономный партийный работник не мог превратить их в коммуналки. За десяток лет очередь на получение жилья снизилась вдвое, хотя жилищная проблема не решена до сих пор и перспектив ее решения не видно. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.

61. Становление новой суверенной России. Реформы в экономике. Проблемы и трудности развития российского общества. Конституция России 1993 года.

От Ельцина ждали давно обещанного чуда, которое не происходило только из-за отсутствия необходимых полномочий и затянувшегося противоборства с Горбачевым и общесоюзными структурами. В ноябре 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин получил от Пятого Съезда народных депутатов РСФСР по существу неограниченные полномочия, возглавил российское правительство. Свою программу реформирования страны он изложил в своём выступлении на съезде.

«…Период движения мелкими шагами завершен. Поле для реформ разминировано. Нужен крупный реформаторский прорыв. У нас есть уникальная возможность за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Мы отстояли политическую свободу, теперь нам надо дать экономическую, снять все преграды на пути свободы предприятий, предпринимательства, дать людям возможность работать и получать столько, сколько они зарабатывают, сбросить бюрократический пресс…

Если пойдем по этому пути сегодня, реальные результаты получим к осени 1992 года. Если не используем реальный шанс переломить неблагоприятный ход событий, обречен себя на нищету, а государство с многовековой историей – на крах…

Я призываю всех граждан России понять – разовый переход к рыночным ценам – тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем прошли многие государства. Хуже будет примерно полгода, затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 года, как я обещал перед выборами, – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей…» , – говорил президент Ельцин, который занял также пост и председателя правительства.

После «перестройки» Горбачёва народ созрел для радикальной реформы. Авторитет Ельцина был чрезвычайно высок. Намеченные планы казались вполне реальными.

«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.

В течение 1992-1998 годов в стране происходила грандиозная перестройка отношений собственности. Перераспределение собственности происходило под лозунгом «реформ», под которыми подразумевалось скорейшее утверждение рыночных отношений в стране. Ельцин в ноябре 1991 г. сам возглавил правительство, составленное из молодых политиков, сторонников радикальных экономических реформ (Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и другие).

В январе 1992 года было единовременно разморожено большинство цен, провоз-глашен принцип свободной торговли. Были сняты ограничения на доходы. Была заявлена жесткая кредитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государствен-ного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субсидиях, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации государственной соб-ственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хо-зяина, что быстро даст положительные результаты. Президент России говорил, что поначалу, конечно, произойдет повышение цен и всем будет трудно, но очень скоро цены начнут снижаться и к концу 1992 года положение стабилизируется. Многим импони-ровало заявление Ельцина о том, что в результате приватизации появятся не десятки миллионеров, а десятки миллионов собственников.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 год, первый год «реформ», в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. К 1996 году цены выросли в 10000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.

Грандиозным обманом для подавляющего большинства населения стала ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином приватизационные чеки (ваучеры) но-минальной стоимостью 10 тыс. рублей преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащего справедливому перераспределению. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции приватизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов.

Первоначально предполагалось, что приватизационные чеки будут именными, что должно было затруднить их скупку и спекуляцию. Предполагалось, что выдача приватизационных чеков населению начнется через три года, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется и граждане смогут вложить свой приватизационный чек в надежные предприятия, фонды и т. д. В июле 1992 года Ельцин своим указом подменил модель приватизации. Вместо именных приватизационных чеков через три года населению предложили с октября 1992 года выкупить ваучеры (по 25 рублей за штуку) и затем как-то распорядиться этой «ценной бумагой» до 1 июля 1994 года.

В конце 1991 года, когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. рублей представляли собой внушительную сумму. В ходе реформ уже к осени 1992 года произошло обесценение денег. Но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 года, когда началась выдача ваучеров, на 10 тыс. рублей можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закон-чились, за 10 тыс. рублей можно было купить 3 бутылки водки. Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей привилегированных акций) не получило никаких процентов, а кампании и инвестиционные фонды в большинстве своем лопнули как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» получили некоторые категории предпринимателей, частных банков и криминальных групп, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали их собственниками.

Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения.

1992 год стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопле-ния капитала». Но промышленное производство в 1992 году сократилось на 20%, а производство важнейших товаров народного потребления сократилось на 20-30%. К марту 1992 года 85 млн. человек (57%) по своим доходам находились ниже прожиточного минимума, а 28 млн. (18,9%) – ниже физиологического минимума, то есть элементарно голодали. Простых людей возмущала бесконтрольность новой политической элиты, которая распоряжалась государственной собственностью как своей личной. Происходило постепенное восстановление системы привилегий, против которой совсем недавно боролись демократы. Резко обострилась криминогенная ситуация. «Гримасы реформ», как когда-то «гримасы нэпа», вызвали разочарование в широких кругах интеллигенции, ра-ботников государственного сектора экономики. На эти настроения стали опираться не-которые бывшие сподвижники президента Ельцина, считавшие, что он исчерпал себя, не способен на созидательную работу. Ряд организаций создал Фронт национального спасе-ния, стала формироваться «державно-патриотическая» оппозиция.

Конституционный кризис в России 1993 года и демонтаж системы власти Советов. Изменения экономического и политического строя в России.

Политическая борьба проходила в форме противостояния законодательной (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент РФ Ельцин и российское правительство) властей. Законодатели принимали законы, не обеспеченные финансами: о социальных гарантиях военнослужащих, о помощи жителям северных территорий и др. В Конституцию РСФСР 1978 года были внесены многочисленные поправки, ограничивавшие полномочия Президента.

Ельцин в силу своего характера и под влиянием политического окружения уже весной 1992 года после первых критических выступлений против реформ на VI съезде народных депутатов стал тяготиться контролем со стороны Советов, в которых ему виделось тяжелое наследие прежнего общества.

Законодатели настаивали на корректировке происходивших реформ и в декабре 1992 года на VII cъезде народных депутатов Российской Федерации заставили Президента убрать из правительства Е. Т. Гайдара, которого считали главным идеологом проводившейся реформы. Главой Правительства стал В. С. Черномырдин. На этом же съезде Президент обвинил депутатов в саботаже реформ и пытался расколоть съезд, покинув его заседания. Но за Президентом пошла меньшая часть депутатов.

В марте 1993 года Президент пытался ввести особый порядок управления страной, но встретил дружный отпор. Вице-президент А. В. Руцкой, председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, Генеральный прокурор В. Л. Степанков осудили действия Президента. Внеочередной IX съезд народных депутатов 26 марта 1993 года пытался отрешить Президента от долж-ности, но должного количества голосов не набралось. В апреле 1993 года состоялся референдум, целью которого было выявить: какая из властей пользуется большей поддержкой населения. Результаты референдума законодательной и исполнительной вла-стью трактовались в свою пользу, хотя, по сути дела, ни та, ни другая сторона не полу-чили однозначной поддержки со стороны большинства населения.

С весны 1993 года в центре политической борьбы оказалась подготовка проекта но-вой Конституции. Первоначальный проект, подготовленный комиссией под номинальным председательством президента Ельцина, президентским же окружением был отвергнут. Причины, как многие считали, были простыми. В подготовленном проекте с учётом тяжёлых воспоминаний, связанных с пребыванием у власти очень пожилых, больных и недееспособных людей (Политбюро ЦК КПСС конца 70-х – начала 80-х годов) предусматривались значительные ограничения президентских полномочий и устанавливался возрастной предел в 65 лет для будущих кандидатов в президенты. Введение такого возрастного ценза автоматически исключало Ельцина, который родился в феврале 1931, из возможных президентских выборов летом 1996 года. Президентская команда подготовила новый проект, в котором последовательно проводилась идея президентской республики. Другие проекты игнорировались. Провалом закончилось Конституционное совещание летом 1993 года, на котором предполагалось обсудить спорные вопросы.

Возникла тупиковая ситуация. В стране явно образовалось два центра власти. Президент и правительство гнули свою линию. Верховный Совет пытался реализовать свою позицию. В стране возникло двоевластие, причем в значительно более острой форме, чем в 1917 году. Обе стороны принимали свои решения и пытались обращаться ко всей стране.

21 сентября 1993 года Президент РФ своим Указом объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В ночь на 23 сентября 1993 года X Чрезвычайный съезд народных депутатов отстранил Ельцина от должности и привел к присяге в качестве главы государства вице-президента Руцкого. Законодатели и Конституционный суд РФ квалифицировали действия исполнительной власти (Президента и правительства) как государственный переворот. Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии и пытались взять штурмом «империю лжи» – телецентр «Останкино». Однако сил у Верховного Совета оказалось недостаточно. Военные остались на стороне Президента. Белый дом, здание, в котором размещался Верховный Совет РФ, находился в осаде, а 4 октября 1993 года правительственные войска после танкового обстрела заняли его. В ходе военных столкновений в Москве, по официальным данным, погибло около 150 человек. Многие видные деятели оппозиции были арестованы.

Большая часть населения страны, включая столицу, оказалась, как и в августе 1991 года, в положении пассивного наблюдателя событий. Многие не хотели участвовать в очередной гражданской войне. Многие не могли определиться. Для многих действия президентской стороны выглядели предпочтительнее и были в духе российско-советской истории – сила оказалась на стороне Ельцина. К тому же средства массовой информации вели последовательную кампанию дискредитации Верховного Совета, советской системы как таковой. 12 декабря 1993 года были проведены выборы в I Государственную Думу и одновременно состоялся референдум по единственному проекту Конституции страны, предложенному победившей президентской стороной.

Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим федератив-ным правовым социальным государством с республиканской формой правления. В Кон-ституции большое место отведено правам и свободам граждан, человек признается выс-шей ценностью. Конституция 1993 года признает многопартийность, многообразие форм собственности, провозглашает идеологический плюрализм. Конституция создала в Рос-сии суперпрезидентскую республику, так как президент получил огромные полномочия.

Президент определяет политику страны, подбирает кандидатуры на все важнейшие государственные посты в стране. Президент предлагает Государственной Думе кан-дидатуру премьер-министра и в случае ее троекратного отклонения может распустить законодательный орган и назначить новые выборы. Государственная Дума считается высшим законодательным органом, но ее решения подлежат рассмотрению в Совете Федерации и утверждению Президентом страны. Президент же имеет возможность издавать Указы, которые имеют силу закона. При этом президентские указы не подлежат обязательному утверждению Государственной Думой. Следует вспомнить, что в России в 1906-1917 годах высочайшие указы императора должны были обязательно рассматриваться и утверждаться Думой, а издавать их император мог только в перерывах между заседаниями Думы. Решения Думы при царизме также могли «завернуть» Государ-ственный совет и сам император. Дореволюционные думцы безуспешно пытались до-биться того, чтобы правительство формировалось по итогам выборов при решающем уча-стии Думы и было ответственно перед ней (как в Англии). По современной российской конституции правительство зависит только от Президента. Не предусмотрены отчеты правительства и министров в Думе, что предлагал еще М. М. Сперанский. Депутаты современной Думы не имеют права запроса, которое имели депутаты дореволюционной Думы, и в соответствии с которым любой государственный чиновник мог быть вызван для объяснений на заседание Думы по конкретным вопросам. Подобная практика существует повсеместно в современных парламентах. В Государственной Думе министры во главе с премьером часто видят лишь людей, которые «мешают работать», «вяжут по рукам и ногам», «принимают безответственные решения».

Появление новой Конституции означало возникновение в России нового общественно-политического строя. Часть аналитиков оценила происшедшие события, как установление нового диктаторского и антидемократического режима. Президентские идеологи доказывали, что в данном случае авторитаризм («железная рука») является необходимым условием постепенного последующего перехода России к настоящей демократии.

62. Россия и Европейский Союз (1990-е гг. XX – начало XXI вв.)

Российская Федерация и Европейский союз являются важнейшими партнерами в целом ряде ключевых сфер, включая экономику, энергетику, внутренние и внешние аспекты безопасности.

ЕС – крупнейшее интеграционное объединение мира с населением 370 млн. человек. Во внешнеэкономической сфере ЕС за годы своего существования установил дипломатические отношения и заключил соглашения со 130 государствами. ЕС поддерживает тесные связи со всеми основными международными организациями.

Между РФ и ЕС в 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заменившее Соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС от 1989 г. В конце 1997 г. это соглашение вступило в силу. Между РФ и ЕС существует немало вопросов, которые требуют своего разрешения. Большая часть этих вопросов порождается перспективой вступления в ЕС ряда бывших союзных советских республик, прежде всего прибалтийских, а также расхождениями в оценке степени продвижения России по пути рыночных реформ и либерализации своей экономики. От этих оценок во многом зависит позиция руководства ЕС по отношению к России.

Введение евро в 16 странах ЕС стало символом высочайшего уровня экономической интеграции, экономического взаимодействия между различными странами. В результате введения в обращение единой валюты образовалась еврозона. Положительные результаты такого взаимодействия очевидны. Показательно, что одним из самых распространенных символов высокого качества жизни стало понятие «евростандарт» (европейский стандарт). Не удивительно, что во многих регионах интеграционные процессы осуществляются с учетом огромного опыта, накопленного в Европе. Можно только добавить, что европейцы своим трудом, своей активной социальной позицией, своей высокой общей и политической культурой заработали, выстрадали свой «евростандарт».

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) представляет собой экономическое и политическое объединение 27 государств – Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. В 2009 году население ЕС превысило 500 млн. человек, а доля в мировом внутреннем продукте достигла 28% (16,4 трлн. долларов). Общий рынок гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Между 22 странами-членами Шенгенского соглашения отменен паспортный контроль. В ЕС действуют общие законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел. Вырабатывается общая политика в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. ЕС в качестве субъекта международного права участвует в международных отношениях и заключении международных договоров. По всему миру действуют постоянные дипломатические миссии ЕС, представительства в ООН, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. Осуществляется общая внешняя политика, политика в сфере безопасности и обороны.

В то же время остаются сферы деятельности, где решения принимаются или независимыми национальными институтами, или в результате переговоров между государствами-членами. Наиболее важными структурами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, европейский совет, Суд Европейского союза, Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

Товарооборот между Россией и странами ЕС в настоящее время превышает 200 млрд. евро в год (за период с 2000 по 2008 гг. этот показатель утроился и после ощутимого падения в 2009 г., обусловленного глобальным финансово-экономическим кризисом, восстанавливается быстрыми темпами). За последние годы Россия превратилась в третьего, после США и Китая, торгового партнера ЕС. При этом на долю Евросоюза приходится более половины внешнеторгового оборота России и более двух третей накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику. ЕС является главным импортером российских энергоресурсов. Россия же прочно удерживает за собой позицию важнейшего для ЕС поставщика природного газа, на четверть удовлетворяя суммарные потребности в нем стран-членов ЕС, и второго по значению экспортера в ЕС нефти и нефтепродуктов.

Все более активно развиваются человеческие и профессиональные контакты и туризм. Во многом это стало результатом действия Соглашений между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, вступивших в силу с 1 июня 2007 г.

Укрепляется сотрудничество по вопросам внешней политики и безопасности, борьбы с нелегальной миграцией, оргпреступностью, терроризмом. Потенциал взаимодействия России и ЕС на этих и других направлениях предстоит еще реализовать, но главное достижение последних лет, которое сложно переоценить, - это утверждающееся понимание того, что российско-есовское партнерство является одной из ключевых опор для поддержания стабильности и благополучия не только в Европе, но и в мире. Совместная ответственность за поиск ответов на современные вызовы, равно как и солидный и по преимуществу позитивный фундамент традиционных, порой многовековых отношений с отдельными странами-членами Евросоюза, общие принципы и идеалы европейской цивилизации, схожесть исторических судеб - все это придает партнерству России и ЕС поистине стратегический характер.

Пока история официальных отношений между Москвой и Брюсселем насчитывает чуть больше двадцати лет: первым документом, регулирующим отношения сначала Советского Союза, а затем России как его продолжателя и ЕС, стало подписанное 18 декабря 1989 года Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и Европейскими сообществами, с другой. Тогда речь шла просто о налаживании сотрудничества. Подписанное четыре с половиной года спустя - 24 июня 1994 года - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве стало существенным продвижением вперед, предусматривая развитие углубленных отношений в политической, торгово-экономической, правовой и гуманитарной областях. Следующим этапным событием в российско-есовских отношениях явилось утверждение на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. концепции формирования четырех общих пространств России и ЕС: Общего экономического пространства, Общего пространства свободы, безопасности и правосудия, Общего пространства внешней безопасности и Общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты. Работа по реализации одобренных на саммите в Москве в мае 2005 г. «дорожных карт» по формирования Общих пространств остается ключевым треком взаимодействия России и ЕС.

На саммите в Лондоне в октябре 2005 года Россия и Евросоюз заявили о необходимости очередного обновления договорно-правовой базы, объективно переставшей отвечать масштабу задач формирования Общих пространств и в целом уже не отражавшей достигнутый уровень сотрудничества. На следующем саммите в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением, призванным наполнить дополнительной конкретикой само понятие стратегического партнерства и создать эффективные механизмы для его реализации. Процесс переговоров по будущему соглашению, запущенный в 2008 г., продолжается.

Отношения России и ЕС опираются на солидную институциональную архитектуру, позволяющую сторонам на различных уровнях обсуждать практически любые проблемы мировой политики. Сегодня форматы российско-есовского взаимодействия включают в себя саммиты с участием Президента России, с одной стороны, и Председателей Европейского совета и Еврокомиссии, с другой; встречи в формате «Правительство России - Еврокомиссия»; заседания Постоянного совета партнерства (на уровне министров иностранных дел и по отдельным секторальным вопросам, включая юстицию и внутренние дела, энергетику, транспорт, научные исследования); встречи на уровне политдиректоров; регулярные консультации Постпреда России при ЕС с председателем Комитета по внешней политике и политике безопасности ЕС. Нарастает интенсивность взаимодействия в рамках отраслевых диалогов (по энергетике, транспорту, промышленной политике, информационному обществу, сотрудничеству в области космоса и др.) и экспертных консультаций по отдельным внешнеполитическим вопросам (более 20 раундов ежегодно). На регулярной основе проводятся мероприятия по парламентской линии.

Ближайшие задачи по укреплению стратегического партнерства России и ЕС продиктованы самой логикой развития отношений с Евросоюзом. Среди них и переход на безвизовый режим, и налаживание более эффективного и ориентированного на результат взаимодействия во внешнеполитической сфере, включая кризисное регулирование, и начало диалога о сопряжении концепций социально-экономического развития России и ЕС на период до 2020 года. Особое значение в условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса приобретает одобренная на 25-м саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня 2010 года инициатива об учреждении «Партнерства для модернизации», призванного служить гибкими рамками для продвижения реформ, укрепления экономического роста и повышения конкурентоспособности России и Евросоюза. В число приоритетных областей партнерства входят расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации; укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов; развитие устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности; укрепление взаимодействия в сферах инноваций и исследований; содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом и предпринимательскими кругами. В ходе 26-го саммита Россия-ЕС в Брюсселе 7 декабря 2010 г. был дан старт реализации Плана действий в рамках «Партнерства для модернизации».

В духе стратегического партнерства продолжается и уже начатое обсуждение с Евросоюзом двух крупных российских инициатив - о подготовке Договора о европейской безопасности и о выработке новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, а также совместного российско-германского предложения об учреждении Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (Мезебергский меморандум).

63. Внешняя политика России вконце XX – начале XXI веков.

Администрация Ельцина по сути дела продолжала политику Горбачева. Был завершен вывод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других территорий. Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располагалась на территориях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокационные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т.д.). На Балтике были утрачены все удобные порты, оставшиеся в суверенных прибалтийских республиках.

В 1992 году в Кэмп-дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание «холодной войны» и признали, что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 году был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 году ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994 года президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран. В 1997 году было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО.

В реальности участие России в международных делах носило декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 года НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших «социалистических стран». В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР.

Россия и СНГ.

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сот документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдельными группами стран по определенным вопросам. В 1996-2000 годах оформился Союз между РФ и Республикой Белоруссия.

СНГ в 90-е годы лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Это проблемы статуса отдельных территорий: Приднестровья в составе Молдавии, Абхазии в составе Грузии, принадлежности Нагорного Карабаха в конфликте Азербайджана и Армении. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 годов в Чечне.

Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Международный авторитет России существенно уменьшился вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. За последнее десятилетие XX в. участие России в мирохозяйственных связях сократилось более чем наполовину. В то же время резко возросла зависимость российской экономики от внешнего рынка. По данным ВТО, к середине 2000 года доля России в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5%, в импорте – 0,7%. Участие России в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций оценивалось как чисто символическое. Вес РФ как экспортера услуг составила 0,7%, как импортера – чуть более 0,9%. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.

При решении острых международных проблем мнение российского руководства практически не учитывается («югославский кризис» 1999, американская операция в Ираке в 2003).

Наиболее жесткие аналитики отводят России роль колониально-сырьевого придатка Запада, «клиента», следующего в фарватере внешней политики ведущих мировых держав.

Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского руководства в Чечне, ставшей одним из очагов международного терроризма.

Внешнеполитическая стратегия России в 2000 — 2001 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.

Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя и! них, строит отношения с США и странами Западной Европы.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по поддержанию мира и международной стабильности. Россия придает большое значение сохранению важнейших международных договоров, в особенности советско-американского Договора по противоракетной обороне 1972 г. как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.

В 1999 — 2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. События в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Президента.

За время существования человечества произошло более 14,5 тыс. больших и малых войн. Среднегодовое число погибших в войнах составило: в XVII в. – 33 тыс., в XVIII – 53 тыс., в XIX – 116 тыс., в первой половине XX в. – 1,2 млн. Больших человеческих жертв требовало решение различных международных вопросов на протяжении всей истории России. С вступлением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представля-ется упорядочить жизнь в стране, осуществлять дальнейшие необходимые преобразования.

Региональные и глобальные интересы России.

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.

Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).

Термин «геополитика» ввел шведский географ Р.Челлен в начале XX в. , но основоположником геополитики считается немецкий ученый Х.Маккиндер (1861-1941), объяснявший природу мирового господства владением «сердцем Земли» – Хартлендом (охватывающем степные районы России, Западного Китая, Монголии, Афганистана, Ирана и Белуджистана).

Геополитика видела в территории уникальный и наиболее значимый ресурс политической власти, позволяющий государствам реализовывать свою программу своего жизнеобеспечения, взаимодействовать с торговыми и финансовыми центрами, развивать глобальные и локальные связи с другими центрами.

Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. С Норвегией – 219,1 км, Финляндией – 1325,8 км, Польшей – 209,3, Монголией – 3485, Китаем – 4280,4, Кореей – 39,4. На морях: Тихоокеанского бассейна – 16997,9 км, Северного Ледовитого океана – 19724,4, на Балтийском море (Калининградская и Ленинградская области) – 458,5, на Черном море – 433,9 км. Протяженность границ с бывшими советскими республиками составляет: с Эстонией – 437,5 км, Латвией – 250, Литвой – 251, Беларусью – 990, Украиной – 1270,2, Грузией – 950,4, Азербайджаном – 367,2, Казахстаном – 7200 км.

У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, – обладание ядерным оружием. В руководстве США немало сторонников развертывания национальной противоракетной обороны. Реализация этих планов способна коренным образом подорвать систему международной безопасности, которая с начала 70-х годов базировалась на системе договоров США и СССР по вопросам ограничения стратегических вооружений. В обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно, например, в 1995 г. военный бюджет США составлял 260 млрд. долларов, а в России – 6,5 млрд. долларов. Меньше, чем в США, в 40 раз.

Статус России в мировом сообществе, ее место в системе международных отношений в настоящем и в ближайшем будущем является предметом споров теоретиков и практиков, многих российских граждан.

Некоторые считают, что Россия, являясь официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладая мощным ядерным потенциалом, осталась мировой державой, с которой должны считаться ведущие западные страны. Российских президентов (Ельцина, Путина) западные лидеры приглашают на ежегодные встречи «большой семерки», проявляют уважение в двусторонних встречах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.

При резко сократившихся ресурсах Россия может играть лишь роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах.

Западные границы России в связи с расширением НАТО на восток путем включения в состав НАТО бывших стран «социалистического лагеря» (Польша, Чехия, Венгрия) и бывших республик СССР (Латвия, Литва, Эстония) представляются весьма уязвимыми. В 1990 г. в НАТО входили 16 стран, в 2008 г. – 26 государств.

Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов как Япония и Китай.Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. показало эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами — правительством Израиля и Палестинской национальной администрацией во имя сохранения мира, недопущения полномасштабной войны Постоянным стало участие Президента России в работе не только «большой восьмерки», но и других международных форумов.

Наметившийся в последние годы спад интереса к России сменился повышенным интересом к ней. В отношениях России с Западом стало меньше взаимной подозрительности и недоверия.

 

64. Внутренняя политика России вконце XX – начале XXI веков.

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии. Практических результатов Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутренняя политика. С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию. Так, например, только за 1993 год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. В 1994 году жизненный уровень составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Все это привело к тому, что две трети населения России к 1995 году продолжали пребывать у черты бедности.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере, а падение производства продолжало с каждым годом прогрессировать и к 1997 году достигло критической цифры - 63%. Особенно резко сократился выпуск продукции станкостроительной, металлургической, угольной промышленности. Ряд регионов России поразил энергетический кризис.

Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. В частности, объем сельскохозяйственного производства к 1996 году упал на 72% в сравнении с 1991-1992 годами. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация. Крайней противоречивостью и, в известном смысле, непредсказуемостью дальнейшего развития характеризуется и нынешний политический процесс в российском обществе. Парламентаризм и многопартийность утверждаются в ходе острой борьбы политических партий и движений, которая воплощает в себе возможности реализации различных вариантов государственного и общественного устройства России - от демократического до авторитарно-вождистского.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся политической системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись депутатами Госдумы первого созыва (декабрь 1993 года). 36% общего числа мест в Думе получила КП РФ, 12 - "Наш дом - Россия", 11 - ЛДПР, 10 - блок Г. А. Явлинского ("Яблоко"), 17 - независимые и 14% - другие избирательные объединения. Такой состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней экономическим, социальным и политическим проблемам.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются. Несмотря на определенные противоречия партийной жизни, она все же остается в числе факторов, влияющих на развитие политического процесса. Именно на основе партийно-блоковых структур формируются группы "системной" (думской) и "внесистемной" поддержки различных политических сил и их ставленников, с той или иной степенью активности участвующих в борьбе за распределение влияния в высших эшелонах российской власти. Причем это относится не только ко всем без исключения представителям правящего истеблишмента, но и к субъектам политического процесса, выступающим "под флагом" тех или иных группировок и групп влияния. Так, бывший премьер-министр В. С. Черномырдин пользовался прямой поддержкой "своего" движения "Наш дом - Россия", а также (в некоторых случаях) левого большинства Государственной Думы во главе с фракцией КП РФ. Будучи руководителем президентской Администрации, а позднее первым вице-премьером правительства России, А. Б. Чубайс в своей деятельности опирался на ряд "внесистемных" сил, объединенных в блоке Е. Т. Гайдара, а также на многочисленные коммерческие структуры и деловые круги. Кроме того, в его арсенале находилась незарегистрированная, но достаточно активная депутатская группа партии "Демократический выбор России" (ДВР) во главе с С. Н. Юшенковым.