Зарождение, формирование и кризис механистической картины мира (17-18 в.в.)

Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализаций. Критикуя установки средне­вековой культуры и ее «Кумира» Аристотеля, Галилей раскрывает конструктивно-творческую роль научного мышления, работающего с идеализациями, экспериментирующего над исходными предпосылками. Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения.

Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявле­ния исходных интеллектуально очевидных положений. Инстру­ментом исследования становилась математика.

Классическая механика, разработанная Ньютоном, оказала воздействие на развитие всех наук того времени. Она стала идеа­лом научности и программой для всех последующих научных ис­следований. В 1687 г. вышли в свет его «Математические начала

К концу XVII века, благодаря ряду революционных открытий, была почти полностью построена классическая механика. Этот успех науки оказал очень сильное воздействие на все духовные формы жизнедеятельности человека. В том числе – на его мировоззрение. Результаты классической механики легли в основу механистической картины мира, которая с единых позиций объясняла строение всего Мироздания.

Основное содержание механистической картины мира можно выразить в следующих положениях.

1) Весь мир, вся вселенная представляет собой совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени; они взаимодействуют между собой силами тяготения, мгновенно распространяющимися от тела к телу через пустоту, – это так называемый принцип дальнодействия.

2) Все события, происходящие в мире, жестко скреплены между собой причинно-следственными отношениями, которые продиктованы законами классической механики; так, что если бы существовал по выражению П. Лапласа «всеобъемлющий ум», то он мог бы их однозначно предсказывать и вычислять.

3) Подчеркнем, что движения атомов и тел происходят в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Эта концепция пространства и времени (как арены для движущихся тел), свойства которых неизменны и независимы от самих тел, составила основу механистической картины мира. Причём время понимается здесь как обратимая величина (поскольку законы механики остаются верными при обращении времени вспять).

4) Природа понимается как простая машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.

Заметим, что такое понимание строения мира превращает свободу человека в фикцию. Даже мысли человека это всего лишь химическая реакция атомов.

Иными словами, в мире, который представляют себе сторонники механистической концепции, нет ни свободы, ни случайности, ни творчества.

Первый удар по механистической картине мира был нанесён теорией Д.К. Максвелла, сумевшим в единой форме из четырех дифференциальных уравнений описать все известные к тому времени электрические, магнитные и световые явления. Эти уравнения и поныне составляют основу классической теории взаимодействия электрических зарядов и токов; и теория эта получила название электродинамики.

Надо заметить, что в отличие от классической механики, использовавшей принцип дальнодействия, здесь, в электродинамике, теория строится на основе принципа близкодействия, согласно которому передача энергии осуществляется от точки к точке с конечной скоростью. В работах М. Фарадея, а затем и Д.К. Максвелла роль такого переносчика энергии была отведена электромагнитному полю, которое можно интерпретировать как некое состояние пространства; и вне этого поля один физический объект не способен оказывать воздействие на расстоянии на другой объект.

Поскольку электромагнитные процессы не сводились к механическим, то мало-помалу стало складываться убеждение, что основные законы мироздания – это не законы механики, а законы электродинамики. Всё это наводило на мысль о создании электромагнитной картины мира…

Не менее серьёзный удар по механистической картине мира был нанесён в биологии теорией Ж.Б. Ламарка. Ж.Б. Ламарк был первым, кто создал целостную концепцию эволюции живой природы. Ж.Б. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом природы…

Итак, уже в первой половине XIX века господствовавший в естествознании метафизический способ мышления, если уж и не был свергнут с царского престола, то, по крайней мере, «дал трещину». И в дальнейшем эта трещина только ещё более обозначилась. Чему, в частности, способствовали такие открытия, как:

1) Создание клеточной теории, из которой следовало, что растительные и животные клетки в основе имеют одинаковую структуру, а это значит, что высшие растительные и животные организмы в своём развитии подчинены общим закономерностям;

2) Формулировка закона сохранения и превращения энергии, полученная благодаря исследованиям Д. Джоуля и Э.Х. Ленца, из которого следовало, что так называемые «силы» – теплота, электричество, свет, магнетизм – рассматривавшиеся ранее изолированно, в действительности тесно взаимосвязаны между собой и при определённых условиях переходят друг в друга;

3) Разработка Ч. Дарвином эволюционной теории, согласно которой движущими факторами эволюции являются «наследственность» и «изменчивость».

Все эти открытия, во всяком случае, ставили под сомнение механистическую идею о том, что «мир как целое» функционирует по определённым законам, связывающим в единую систему настоящее, прошлое и будущее, и наводили на идею, согласно которой мир, должно быть, эволюционирует, развивается, а, значит, в нём постоянно зарождаются события и явления, которые не следуют с необходимостью из предшествующих состояний…