Государство и право в идеологии национал-социализма

Стремление к спокойствию, устойчивости и порядку трансформировалось в требование создать «сильное государство», избавленное от таких «пороков», как «демократизм», «парламентаризм», «плюрализм» и т.п.

Причины понижения нравственной, политического уровня немцев (время разрухи для всех) Первый– немецкий национализм: включал признание этнического (охотнее и чаще даже расового) начала решающим фактором общественно-исторического процесса, так и идею (чувство) превосходства немецкой нации над остальными нациями, народами. Этот национализм был насквозь пропитан антисемитизмом. Концепцию исконного неравенства рас, их деления на «полноценные» и «неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против «неполноценных» как содержания всемирной истории первым соединил с «германством» Хьюстон С. Чемберлен (1855–1927).

Второй источник немецкого национал-социализма– вся доморощенная доктрина национального социализма. Отличительная черта немецкого, «прусского социализма»– торжество принципа чиновничества

Третий идеологический источник национал-социалистических воззрений – традиция антилиберализма, издавна бытовавшая в Германии.

Идейное ядро этих национал-социалистических представлений– проект тоталитарной политической власти. В системе тоталитарной политической власти государству отводилось – д/б лишь одним из элементов (но вовсе не главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение. Ее образуют: 1) «движение» (т.е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный аппарат); 3) «народ» (т.е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признавалась их партия – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура – НСДАП). Ориентация на устранение с социальной арены всех политических партий и общественных группировок, кроме самой фашистской партии и подчиненных ей организаций, т.е. установка на утверждение в Германии фашистской однопартийной политической системы.

Срастание нацистской партии с государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им.

Шельмование концепции демократического правового государства, в котором приоритетными ценностями признаются личные свободы индивида, гарантии их осуществления, не помешало нацистским идеологам на свой лад воспользоваться категорией «правовое государство». Если Веймарская республика была, с их точки зрения, «формальным» правовым государством, то повергший эту республику национал-социалистический «третий рейх» возник как «материальное правовое государство». «Материальное», ибо опиралось не на право, толкуемое в легалистском смысле, а на право силы, вернее просто на физическую силу.

Руководство таким государством должно было осуществляться исключительно вождем (фюрером) – Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядро фашистской идеологии.

Ее приверженцы видят в вождизме (Гитлер – олицетворение верховного вождя) На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура – фюрер, вождь.

Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты– ничто, твой народ– все!»

Своей собственной логически цельной теоретико-правовой системы германский Признание правообразующим фактором, почвой права расы, национального духа. Заявление, что нет никакого индивидуального, принадлежащего личности «прирожденного права», а существует лишь народно-расовое, детерминируемое расой право.

Традиция антилиберализма: либеральное направление в политике и идейной жизни подвергалось там беспрерывным нападкам на протяжении всего XIX в: шли со стороны феодальных критиков капитализма, затем их продолжили представители правоконсервативных кругов германской буржуазии. Неугодно превращение верноподданного обывателя в самостоятельную личность, которая обладает всеми необходимыми правами и свободами и потому уже более не является послушной марионеткой в руках всевластного государства. Свободная личность - подлинным бедствием Германии.

 



e-block;width:580px;height:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">