Вопрос 36. Практическая деятельность по организации детских садов Л.К. Шлегер

 

Луиза Карловна Шлегер (1863—1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и
в первые годы Советской власти.

Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, ис­ходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал — «жизненный материал» (гли­на, песок, дерево и др.), который давал бы детям .возможность проявить творческую активность и самодеятельность.

От программных, строго регламентированных занятий по Фребелю воспитательницы под руководством Шлегер перешли к построению воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной сво­боды в играх и занятиях.

Однако практика воспитательной работы в народном детском саду в дальнейшем не совпадала с теоретической позицией пе­доцентризма, что отражено в отчетах детского сада за период с 1909 по 1917 г. Так, например, воспитательницы были принуж­дены все же устанавливать какие-то элементы организованного воздействия на детей, создавать известную преемственность в работе, своеобразно, хотя бы косвенными путями, руководить жизнью детей. Наряду со свободными занятиями, построенными на основе изучения и учета детских интересов и текущих пере­живаний, стали вводиться так называемые «предложенные заня­тия» по плану воспитательницы и даже «обязательные занятия» для всех детей (дежурства и т. д.). Эти занятия обеспечивали некоторую устойчивость и последовательность в воспитательной работе детского сада. Воспитательницы непреднамеренно всту­пали на путь преодоления педоцентризма, все более д более уделяя внимание вопросам планирования и продуманной орга­низации воспитательной работы. Там, где практика выводила их на самостоятельный, оригинальный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада сделали ценный вклад в методику работы с детьми до­школьного возраста, хотя ни Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период еще не смогли встать на правильный путь.

Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась «Прак­тическая работа в детском саду», представляющая собой крат­кое руководство для работников детских садов, очагов и .приютов по наиболее важным разделам воспитательной работы.

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). Ручной труд помогает воспитанию у детей выдержки, воли, внутренней самодисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение, общие интересы создаются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен быть связан с другими заняти­ями. В детском возрасте нужно избегать механической работы, и труд ценен постольку, поскольку он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать навыки самообслуживания. Это способствует воспитанию у них самостоятельности и самодея­тельности, замечала Шлегер.

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей — основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслужи­ванию являются важными средствами правильного физичес­кого развития ребенка.

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними—в играх, ручных работах, .занятиях со строительным материалом и т. д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения.

В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись .значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внима­тельная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, само­стоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников.

 

Евгения Александровна Флёрина (1889—1952), художник по образованию, Е. А. Флёрина начала в 1915 г. педагогическую ра­боту руководительницей детского сада общества «Труд а отдых», где проводила также исследовательскую работу по изучению' детского изобразительного творчества. Эту работу она продолжала и на дошкольном отделении Первой опытной станции Нар­компроса. Е. А. Флёрина принимала активное участие в работе дошкольного отдела Наркомщюса, читала лекции и вела практи­ческие занятия по изодеятельности на многих дошкольных курсах,
учила слушателей курсов наблюдать за детьми, изучать их творче­ство. Флёрина широко привлекала дошкольниц к работе музея. Она проводила консультации, помогала собирать, изучать детское творчество, собирать для музея материал, отражающий практику советских дошкольных учреждений.

Научно-исследовательская работа велась н в Ленинграде, и в дошкольных институтах на периферии. Так, например, в дошкольном институте при Самарском университете, организован­ном по инициативе дошкольного отдела Наркомпроса, проводила научно-исследовательская работа по физическому воспи­танию.