Вопрос 7. Педагогика эпохи Просвещения. Джон Локк. Мысли о воспитании

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого челове­ка, а джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать качествами бур­жуазного дельца и отличаться «утонченностью в обращении».

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,— это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно вос­питанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашне­го воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе зна­ний и умений».

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья»,— говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания .детей. Правильное физическое воспитание способ­ствует л выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом»,— писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он,— это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препят­ствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка Но в трактовке Локка «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...» . Выработка характера, развитие во­ли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспи­тания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлет­ворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспита­телю над ребенком дадут «страх и уважение», а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут не рас­суждения, а пример, среда, окружение ребенка.

Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности»; надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы», писал Дж. Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть вниматель­ным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем "обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоя­тельным суждениям.

Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено крепить могу­щество буржуазной Англии.

Выше уже отмечалось резко отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джен­тльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для комиссии по делам промыш­ленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопро­сов, разрабатывала «метод привлечения бедных королевства к труду».

Локк составил проект закона о бедных, в котором указы­вал, что следует применять жесткие меры против нищих и бро­дяг, получающих пособие от приходов, заставлять «лентяев рабо­тать». Он предложил целую систему наказаний, которым считал возможным не подвергать только детей до 14 лет: их надо устраи­вать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом приходе следу­ет организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращают­ся за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Локка, будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет сильным воспитательным сред­ством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут работать на масте­ров и фабрикантов.

Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.