БИЛЕТ 10
Государство Литовское и Русское (середина XIII – середина XVI вв.)
В исторических исследованиях о Великом княжестве Литовском и Русском прослеживается тенденция рассматривать историю Великого княжества Литовского и Русского в сравнении и сопоставлении с историей Великого княжества Московского.
В православной историографии (путеводная нить - движение к Богу) отмечается, что тенденции складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы были сломлены с официальным признанием католичества в Литве.
Историки-марксистсты (путеводная нить - прогресс общества) Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.Б. Кобрин и др. при сравнении средневековых Литвы и Москвы делают упор на формационном развитии общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). Феодальные отношения в Московском государстве отставали в развитии от феодальных отношений в Литве. Русские земли литовские князья завоевали.
Либеральное направление (путеводная нить - прогресс личности, эгоизм) выдвигает идею добровольного союза Литвы и западно-русских земель. Сторонники этой теории И.Н. Ионов, Р. Пайпе и др. полагают, что Великое княжество Московское (а до этого — Владимирско-Суздальское) и Великое княжество Литовское и Русское выступали с одинаковой программой — программой объединения всей русской земли. Высказывается сожаление по поводу лидерства Москвы, а не Литвы в централизаторских процессах так как усматривается демократический потенциал в государственном устройстве Литовского княжества, а в политике московских князей, напротив, — истоки тоталитаризма.
Регионально-биосферный подход изучает единство народа и среды, Составляющее понятие региональная общность. В соответствии с логикой подхода, Л.Н. Гумилев (1912-1992) создание Литовско-Русского государства связывает с пассионарным толчком XIII века, одновременно затронувшим Северо-Восточную Русь. Положение Литвы по сравнению с Владимирским княжеством было весьма выигрышным, но ее преимущества в соперничестве с Владимиром и Москвой за лидерство в объединительном процессе не были реализованы прежде всего потому, что руководство русской православной церкви «предпочло иметь дело с Мос-Кпой, которая показала себя опорой митрополичьего престола».