Глава 2. 10 советов начинающему журналисту

Совет 1. Думай, как читатель. Представляй конкретного читателя. Когда ты пишешь статью или занимаешься вёрсткой, делай её для конкретного человека. Понимает ли он то, что написано в статье, задевает ли она его? Неплохо зачитать лид статьи знакомому, родственнику и узнать его мнение. Человек, увидев скучный лид, пропускает статью.

Совет 2. Думай о новых читателях. Читатели — люди разного возраста. Мы иногда забываем о молодых читателях, у которых другие интересы. Многие из них не знают, кто такой Горбачёв или Рейган.

Совет 3. Задумайся над вопросом «Почему?». Есть вопросы что? Где? Когда? Но есть и другие. В частности — почему? Почему произошло событие? Надо чаще задавать себе этот вопрос и отвечать на него в статьях. Так газета стала проводить журналистские расследования.

Совет 4. Постарайся объяснить. Нельзя надеяться на то, что читатель знаком со всем циклом статей, поэтому ему надо напомнить, о чём шла речь ранее.

Совет 5. Думай о сути вопроса. Иногда, описывая закулисные игры политиков, забывают объяснять их суть.

Совет 6. Задумывайся над мотивами. Очень важно донести информацию о решении, но ещё лучше рассказать и о том, как оно отразится на читателе, объяснить мотивы и предпосылки, которые скрываются за решением, и что оно принесет читателю.

Совет 7. Заглядывай в будущее. Рассказывая о событиях, не только констатируй факты, но и проследи последствия решения, как оно отразится на стране и людях.

Совет 8. Думай инструментально. Желательно писать так, чтобы читатель получил конкретную пользу от прочитанного (принял решение куда поехать, выбрал для покупки протестированный товар, рецепт).

Совет 9. Нужно расширять горизонты, поднимать свой взор над болотом, где квакают лягушки. То есть читателя интересуют не только события местного масштаба, но и то, что происходит в других странах.
Иногда бывает достаточно инфографики.

Совет 10. Не забывай о вопросах читателей. На практике неоднократно журналисты забывают о самых базовых, самых простых вопросах, которые задают читатели. Интересные вопросы нужно переадресовать специалистам. Один из самых читаемых материалов — это статьи, содержащие ответы на вопросы.