Вопрос 1

При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо дать характеристику личности Александра I, используя отзывы современников о нем. Студенту следует знать обстоятельства восшествия Александра I на русский престол; уметь характеризовать основные этапы его правления и их идеологическую направленность;понимать, что в мировоззренческом плане Александр I являлся преемником Екатерины II, однако к началу XIX века идеи просвещенного абсолютизма уже устарели и им на смену пришла новая модель реформирования государственного устройства – либерализм.

Студент должен понимать, что объективными задачами, стоявшими перед императором, были: необходимость преобразования политической системы – ограничение монархии и разрешение крестьянского вопроса.

Студентам необходимо уметь давать характеристику основных инициатив Александра I и его окружения (Негласный комитет) по преобразованию политической системы страны и ответить на вопрос – соответствовали ли выдвигавшиеся проекты реформ либеральным ценностям. Основные внутриполитические мероприятия Александра I: министерская реформа (1802 – 1811 гг.), указ о правах Сената (1802 г.), проект Сперанского и учреждение Государственного Совета (1810 г.), подготовка государственной Уставной грамоты Российской империи (1818 – 1820 гг.) и дарование конституции Царству Польскому (1815 г.), преобразования в области образования и просвещения (цензурный устав 1804 г. и реформа системы образования).

Студентам необходимо понимать, что активная внешнеполитическая деятельность России в первой четверти XIX века истощала казну государства. Среди мер, направленных на оздоровление финансовой системы империи выделяется создание военных поселений (1816 г.). Студентам необходимо знать, что такое военные поселения, в чем их назначение, какова специфика организации жизни военных поселян и их отношение к собственному положению (восстания в военных поселениях). Студент должен выяснить, оправдало ли себя введение военных поселений.

Одним из наиболее сложных вопросов внутренней политики Александра I оставался крестьянский вопрос. Студент должен понимать, в чем состояла суть крестьянского вопроса и каковы были сложности, на пути разрешения этой проблемы. Студент должен уметь характеризовать основные мероприятия в правление Александра I, направленные на изменение юридического и экономического положения крестьян в России. Среди основных мер выделяются: указ о запрещении продажи крестьян поодиночке и без земли (1801 г.), запрещение публиковать в прессе объявления о продаже крестьян (1801 г.), запрет о ссылке крестьян в Сибирь без суда и следствия, указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), проект Аракчеева об отмене крепостного права (1816 – 1819 гг.), отмена крепостного в Прибалтике (1816 – 1819 гг.).

Подводя итоги правления Александра I, студенту необходимо обратить внимание на то, что преобразования в политической сфере не привели к реальному ограничению власти монарха и становлению принципа разделения властей в Российской империи. Хотя самодержавие уже перестало удовлетворять потребностям времени, Александр I шел по пути видоизменения устаревшей системы, не затрагивая ее основ (т.н. «либеральная ширма»).

В крестьянском вопросе в период правления Александра I были предприняты меры, носившие скорее формальный характер, а инициатива и ответственность по облегчению крепостного состояния крестьян возлагалась на самих помещиков.

Попытки модернизации политической системы в России первой четверти XIX века осуществлялись по европейским образцам, однако решали иные задачи – не расширение гражданских свобод и ограничение власти монарха (как в Европе), а упрочение самодержавия и усиление централизации государства.