Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

Павлышеская средняя школа. Вход в музей мемориал.

Второй этап в развитии советской педагогики

Педагоги – новаторы 70-80 годов

 

 

Таким образом, как видно из истории, педагогика – древняя наука; еще более древним является педагогическое искусство. Наука педагогика как отдельная отрасль оформилась в XVII веке.

В настоящее время педагогика рассматривается как целостное единство теории и практики, науки и искусства.

Домашняя работа: Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, названия работ или основные идеи указанных авторов в области педагогики

 

Имена Даты Идеи или название педагогической работы
Особенности воспитания в Спарте   -  
Система воспитания в Афинах -  
Сократ, Платон, Аристотель.   -  
    35-96г.г. «Образование оратора»
Я.А. Коменский   1592-1670г.г.  
  1632-1704г.г. «Мысли о воспитании»  
Ж.Ж.Руссо   1712-1778г.г.  
    1746-1827г.г.  
И.Ф. Гербарт    
И.И. Бецкой    
  1824-1871г.г. «Педагогическая антропология»
П.Ф. Каптерев      
А.С. Макаренко   1888-1939  
В.А. Сухомлинский   1918-1970  
Педагоги-новаторы 1970-80 годы  
В.В. Сериков   90-е годы XX в.  

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996 Стр. 13-16 Параграф Возникновение и развитие педагогики.

2. Материалы лекции

К гос экзаменам

1. Педагогическое наследие Я. А. Коменского

2. Ф.Фребель – основатель дошкольной педагогики

3. Уч. история педагогики

4. Интернет гумер библиотека