Педагогическая деятельность
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».
В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.
Павлышеская средняя школа. Вход в музей мемориал.
Второй этап в развитии советской педагогики
Педагоги – новаторы 70-80 годов
Таким образом, как видно из истории, педагогика – древняя наука; еще более древним является педагогическое искусство. Наука педагогика как отдельная отрасль оформилась в XVII веке.
В настоящее время педагогика рассматривается как целостное единство теории и практики, науки и искусства.
Домашняя работа: Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, названия работ или основные идеи указанных авторов в области педагогики
Имена | Даты | Идеи или название педагогической работы |
Особенности воспитания в Спарте | - | |
Система воспитания в Афинах | - | |
Сократ, Платон, Аристотель. | - | |
35-96г.г. | «Образование оратора» | |
Я.А. Коменский | 1592-1670г.г. | |
1632-1704г.г. | «Мысли о воспитании» | |
Ж.Ж.Руссо | 1712-1778г.г. | |
1746-1827г.г. | ||
И.Ф. Гербарт | ||
И.И. Бецкой | ||
1824-1871г.г. | «Педагогическая антропология» | |
П.Ф. Каптерев | ||
А.С. Макаренко | 1888-1939 | |
В.А. Сухомлинский | 1918-1970 | |
Педагоги-новаторы | 1970-80 годы | |
В.В. Сериков | 90-е годы XX в. |
Литература:
1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996 Стр. 13-16 Параграф Возникновение и развитие педагогики.
2. Материалы лекции
К гос экзаменам
1. Педагогическое наследие Я. А. Коменского
2. Ф.Фребель – основатель дошкольной педагогики
3. Уч. история педагогики
4. Интернет гумер библиотека