Иллюстрации

Существует несколько разновидностей ил­люстративного материала, используемого в курсовых работах: чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма, график. Фотоснимки. Их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые.

Рисунки в курсовой работе обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей.

Схема — это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стан­дартные обозначения. Назначение схемы — способствовать яс­ности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

К фотоснимкам прибегают, если необходимы особая докумен­тальность и наглядность изображения. Нередко фотоснимки выполняют функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов.

Допустимо использование как ранее опубликованных фотоснимков, так и оригинальных фотоснимков автора. При этом к фотоснимкам предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотоснимки должна отве­чать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин.

Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные. Линейную диаграмму строят на поле координат. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столб­цов, высота которых пропорциональна изображаемым величи­нам. Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.

Форматирование диаграммы:

• деловой стиль — цвет не мешает восприятию;

• легенда диаграммы не должна дублировать значения, доли или цифры самой диаграммы;

• на малых значениях диаграмм можно выполнить выноски с пояснениями;

• для больших диаграмм над каждым значением необходимо поместить цифры для более точного пояснения.

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно про­демонстрировать взаимозависимость математических величин, а также результаты обработки статистических и других количест­венных показателей.

Пример оформления диаграмм и графиков представлен в Приложении К.

Диаграммы, схемы, эскизы и т.п., входящие в состав пояс­нительной записки, рекомендуется именовать как «рисунки».

Структура оформления иллюстрации должна быть следующей:

• надпись «Рисунок» и порядковый номер арабскими цифрами (Рисунок 1.2) под иллюстрацией по центру;

• наименование иллюстрации через дефис в этой же строке;

• пояснительные данные (подрисуночный текст, если он необходим)

• в конце названия и подрисуночного текста иллюстрации точки не ставят;

• нумеруются иллюстрации по разделам, так же как таблицы.

Например: Рисунок 5.3 - Основные стадии процесса покупки

Если иллюстрации комментируются в тексте, даются ссылки, например: (представлено на рисунке 1.2).

Иллюстрации, фотографии и таблицы, выполненные на лис­тах меньшего, чем А4, формата или на прозрачном носителе, следует плотно наклеивать на листы белой бумаги формата А4.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу работы.

Иллюстрации следует давать только там, где это действи­тельно необходимо, они должны строго соответствовать тексту.

Ссылки

Ссылки на использованные источники даются в виде заключенного в квадратные скобки номера источника, например: [25].

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут без сокращений и без знака «№», например: рисунок 7, таблица 9, страница 73, раздел 6. Если указанные слова не сопровождаются порядко­вым номером, то их следует писать в тексте полностью, без со­кращений, например: «из рисунка видно, что...», «данные таб­лицы показывают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы заключают в круглые скобки, не используя сокращений, например: (представлено в Приложение В).