Реформы Петра I и их значение.

1. Социально-экономическое и политическое положение Р о с с и и. Необходимость реформ.

К к о н цу X V I I в е ка п р о я в и л о сь отставание России от передовых европейских с т р а н.

В З а п а д н ой Е в р о пе э то б ы ло в р е мя с т а н о в л е н ия к а п и т а л и з ма и б у р ж у а з н ых р е в о л ю ц ий

[ с м. о т д е л ь н ый в о п р о с ].

Э то о т с т а в а н ие проявлялось во всех основных сферах э к о н о м и ч е с к о го и о б щ е с т в е н н о го р а з в и т ия с т р а н ы:

1) Т о р г о в о - п р о м ы ш л е н н ая сфера.

• В п р о м ы ш л е н н о с ти преобладал ручной труд => т о в а р ов производилось мало => их ввозили из-за

г р а н и ц ы.

Э то вело к э к о н о м и ч е с к ой з а в и с и м о с ти Р о с с и и.

Н а п р и м е р, ж е л е з н ую р у ду н а к а н у не С е в е р н ой в о й ны ( 1 7 0 0 - 1 7 2 1) Р о с с ия в в о з и ла из Ш в е ц и и.

• С л а б о с ть п р о м ы ш л е н н о с ти п р и в о д и ла к с р ы в ам п о с т а в ок в а р м и ю, ч то о т р а ж а л о сь на б о е с п о с о б н о с ти

в о й с к.

• В а ж н ым о т л и ч и ем п р о м ы ш л е н н о с ти Р о с с ии б ы ло т о, ч то на российских мануфак турах не б ы ло

вольнонаёмных работников.

• Ввоз продукции в страну преобладал над в ы в о з о м, ч то является п о к а з а т е л ем н и з к о го у р о в ня р а з в и т ия

п р о и з в о д с т в а.

2) Сельскохозяйственная сфера.

• В ц е л ом Россия оставалась отсталой сельскохозяйственной с т р а н о й.

В сельском хозяйстве России господствовала барщинное и ли крепостническое хозяйство.

Е го п р и з н а к и:

- Сохранение господствующего положения натурального хозяйства.

- Разделение всей пахотной земли на барскую и крестьянскую запашки. Крестьянин

своими орудиями труда обрабатывал как свой надел, так и господское поле.

- Прикрепление крестьян к земле, личная зависимость от феодала.

- Крайне низкий, средневековый уровень сельскохозяйственной техники.

• У же к к о н цу X V II века м н о г ие п е р е д о вые у мы п о н и м а ли н е о б х о д и м о с ть о т м е ны к р е п о с т н о го п р а в а.

[Петр л и шь у х у дшил положение в э т ой сфере в в е д е н и ем д о п о л н и т е л ь н ых н а л о г о в, п о д у ш н ой п о д а т и ].

3) Со ц и а л ь н ая сфера.

• В с о ц и а л ь н ой сфере резко у х у дши л и сь положение угнетённых классов, т . е. к р е с т ь ян и п о с а д с к их

л ю д е й.

• Н е с м о т ря на т о, ч то п о м о щь д в о р я н с т ву и к у п е ч е с т ву б ы ли о к а з а н ы,

н е о б х о д и мо б ы ло п р и н я ть м е ры для о б р а з о в а н ия к л а с са с в о б о д н ых к р е с т ь я н, в о л ь н о н а е м н ых р а б о ч и х.

4) Военная сфера.

• Необходимость реформ в военной сфере, у к р е п л е н ия б е з о п а с н о с ти с т р а ны б ы ла связана с 2

о б с т о я т е л ь с т в а м и:

- Прекратить интервенции, усилить обороноспособность страны.

- Решить стратегическую задачу выхода к морям (Балтика и Черное море).

• В се о с т р ее в с т а в а ла необходимость создания регулярной а р м и и.

Р у с с к ие с о л д а ты воевали х р а б р о, но н е с ли о г р о м н ые п о т е ри и з - за н е д о с т а т о ч н ой в ы у ч к и.

С у щ е с т в о в а ли п о л ки и н о з е м н о го с т р о я, но их нельзя с ч и т а ть р е г у л я р н ы м и, т.к. в о с н о ве их ф о р м и р о в а н ия

л е ж ал п р и н ц ип с л у ч а й н о го н а б о ра " о х о ч и х" и " д а т о ч н ы х" л ю д е й.

Р о с с ия о с т ро н у ж д а л а сь и в н а ц и о н а л ь ных офицерских кадрах, т.к. б о л ь ш и н с т во о ф и ц е р ов в э т от п е р и од

б ы ли и н о с т р а н ц ы.

5) Г о с у д а р с т в е н ный аппарат.

• В се государственные учреждения России сохранились в неприкосновенности со времен И в а на

Грозного ( Б о я р с к ая д у м а, п р и к а з ы ).

О ни не с п р а в л я л и сь со с в о и ми о б я з а н н о с т я м и.

К т о му же п о л и т и ка П е т ра ш ла в разрез с и н т е р е с а ми б о я р с т в а, а во главе о р г а н ов г о с. у п р а в л е н ия с т а я ли

и м е н но б о я р е.

• Необходимость реформы государственного аппарата б ы ла обусловлена т е м, ч то именно он в

д а л ь н е йшем должен б ыл проводить реформы в о с т а л ь ных сферах.

6)Образование и просвещение.

• Р е ф о р мы в о б л а с ти о б р а з о в а н ия и п р о с в е щ е н ия т а к же б ы ли н е о б х о д и м ы, т.к. реформирование гос-ва

должно было проводиться образованными л ю д ь м и, к о т о р ых не х в а т а л о.

О ч е в и д н о, ч то в к а ж д ой из э т их сфер т р е б о в а л о сь п р о в е д е н ие г л у б о к их п р е о б р а з о в а н и й.

П р и ч и ны о т с т а в а н ия Р о с с и и:

а) В н у т р е н н ий фа к т ор - господство феодально-крепостнических порядков. Ь ) И с т о р и ч е с к ие ф а к т о р ы:

- 250-летнее татаро-монгольское иго.

- Длительный период преодоления феодальной раздробленности.

- Частые и разорительные войны.

с) В н е ш н е п о л и т и ч е с к ие ( г е о п о л и т и ч е с к и е) ф а к т о р ы: отсутствие выхода к морям - Чёрному и

Балтийскому.

Т а к о вы б ы ли з а д а ч и, к о т о р ые о б ъ е к т и в но с т о я ли перед Р о с с и ей на р у б е же X V II - X V I II в е к о в.

Р е ш е н ие э т их задач в ы п а ло на д о лю П е т ра В е л и к о г о.

В и с т о р и ч е с к ой л и т е р а т у ре с у щ е с т в у ют две точки зрения по поводу причин и результатов петровских

реформ:

a) Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся р а д и к а л ь н ые п е р е м е ны в э к о н о м и к у,

п о л и т и к у, к у л ь т у р у, т р а д и ц ии Р о с с и и, он хотел "сделать Россию Г о л л а н д и е й ".

b) Реформы Петра 1 были подготовлены предшествующим ходом исторического развития России.

Э ту т о ч ку з р е н ия н а и б о л ее ч ё т ко с ф о р м у л и р о в ал С М . С о л о в ь ё в: "Собирались в дорогу и ждали кого-то".

с ) Ц е н т р: Х о тя р е ф о р мы и б ы ли п о д г о т о в л е ны п р е д ш е с т в у ю щ им х о д ом и с т о р и ч е с к о го р а з в и т ия Р о с с и и,

П е тр I к а р д и н а л ь но п р е о б р а з ил с т р а н у.

Социально-экономические реформы Петра I.

С 1700г. Р о с с ия в с т у п и ла на п у ть р е ф о р м.

П р и ч и ны - с м. п е р в ый р а з д е л.

П е тр 1 с т ал ц а р е м - р е ф о р м а т о р о м.

О с н о в н ые п р е о б р а з о в а н ия в с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к ой о б л а с т и:

1. Развитие мануфактурного и ремесленного производства.

1) Причины особого внимания к мануфактурам

- Зависимость от Запада ( о с н о в н ым п о с т а в щ и к ом м е т а л ла б ы ла Ш в е ц и я ).

- Развитие производства |рост спроса на промышленные товары].

- Ремесленники не справлялись с обеспечением нужд государства и армии.

2) Меры:

а)Льготы и привилегии владельцам мануфактур.

Яркий пример - так называемая Берг-привилегия 1719 г. По н ей все ж и т е ли Р о с с ии м о г ли з а н и м а т ь ся

п о и с к а ми п о л е з н ых и с к о п а е м ых и с р а з р е ш е н ия Б е р г - к о л л е г ии о с н о в ы в а ть з а в о д ы, то е с ть п р о в о з г л а ш а ла

г о р н ую с в о б о д у.

Ь) И з - за г р а н и цы приглашали иностранцев.

О ни передавали о п ы т, в к л а д ы в а ли д е н ь ги в р о с с и й с к ое п р о и з в о д с т в о.

С их п о м о щ ью Петр создавал казенные мануфактуры, которые затем передавал русским купцам и

предпринимателям.

с ) О д на из г л а в н ых п р о б л ем в о б л а с ти м а н у ф а к т у р н о го п р о и з в о д с т ва б ы ла п р о б л е ма н е х в а т ки р а б о ч их р у к.

Д е ло в т о м, ч то в у с л о в и ях г о с п о д с т ва к р е п о с т н и ч е с к ой с и с т е мы ч и с ло в о л ь н о н а е м н ых в Р о с с ии б ы ло

н е з н а ч и т е л ь н ы м.

С д р у г ой с т о р о н ы, к у п цы и п р е д п р и н и м а т е ли не и м е ли п р а ва владеть к р е п о с т н ы ми [ м о н о п о л ия д в о р я н с т в а ].

У к а з ом 1721г. Петр I разрешил недворянам покупать и переселять крестьян на заводы.

Т ак б ыл с о з д ан " р ы н ок р а б о ч ей с и л ы" из к р е п о с т н ых к р е с т ь я н, п р и к р е п л е н н ых к м а н у ф а к т у р а м.

П о з же о ни с т а ли н а зыв а т ь ся " п о с е с с и о н н ы м и" [от л а т и н с к о го " п о с е с с и я" - в л а д е н и е ].

Д р у г им и с т о ч н и к ом р а б о ч ей с и лы для м а н у ф а к т у ры с т а ли " п р и п и с н ы е" к р е с т ь я н е.

Э то б ы ли к р е с т ь я не г о с у д а р с т в е н н ы е, к о т о р ые п р и п и с ы в а л и сь к м а н у ф а к т у ре

[ с ч и т а л о с ь, ч то о ни о т р а б а т ы в а ют т ам п о д а ти г о с у д а р с т в у ].

Т р е т ь ей к а т е г о р и ей м а н у ф а к т у р н ых р а б о т н и к ов с т а ли в о л ь н о н а е м н ые р а б о ч и е, к о т о р ы м, как п р а в и л о,

д о в е р я л и сь с л о ж н ые и т р у д о е м к ие р а б о т ы.

В о л ь н о н а е м н ы ми ч а ще в с е го с т а н о в и л и сь о б р о ч н ые к р е с т ь я н е.

В 1736 г о ду А н н а И о а н н о в на п р и к р е п и ла к м а н у ф а к т у р ам и их - " в е ч н о о т д а н н ы е ".

3) Итоги и значение развития мануфактур:

• Увеличилось производство товаров.

(К с е р е д и не в е ка Р о с с ия в ы п л а в л я ла ч у г у на в п о л т о ра р а за б о л ь ш е, ч ем А н г л ия и з а н я ла в е д у щ ее м е с то по

п р о и з в о д с т ву м е т а л л а; на т у л ь с к их о р у ж е й н ых заводах в ы п у с к а ли о к. 15 т ы с. р у ж ей в г о д ).

• Появились новые отрасли производства.

(Кораблестроение, Шелкоткацкая отрасль, Медеплавление).

• Увеличилось число мануфактур.

К к о н цу п р а в л е н ия их б ы ло более 100.

К р у п н е й ш и ми в м и ре м е т а л л у р г и ч е с к и ми з а в о д а ми с т а ли Н е в ь я н о в с к и й, К а м е н с к - У р а л ь с к и й,

Н и ж н е т а г и л ь с к и й, Е к а т е р и н б у р г с к и й. • Осваивались новые хозяйственные районы. ( У р а л, О л о н е ц к ий к р а й ).

4) Развитие ремесленного производства.

а) В 1722 г. б ыл издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.

По э т о му у к а зу м а с т е ра к а ж д ой р е м е с л е н н ой с п е ц и а л ь н о с ти о б ъ е д и н я л и сь в ц е х а.

В ц е х ах и з б и р а ли с т а р ш и н, к о т о р ые н а б л ю д а ли за к а ч е с т в ом и з д е л ий и п р и ё м ом в м а с т е р а.

У с т а н а в л и в а л ся с р ок в 7 л ет д ля у ч е н и к о в, п о с ле ч е го о ни п е р е в о д и л и сь на 2 г о да в п о д м а с т е р ь я,

о) Значение указа 1722 года:

> Ремесло было поднято на более высокий уровень.

> Одновременно вводилась жесткая регламентация ремесленного производства.

> Ремесленники выделялись в отдельное сословие феодального общества.

2. Развитие сельского хозяйства.

а) В с е л ь с к ом х о з я й с т ве Р о с с ии п о - п р е ж н е му господствовала барщина или крепостническое хозяйство

[ с м. п е р в ый раздел]

Ь)Особенностью реформ Петра I в сель.\хоз. сфере было то, что он проводил их сверху и действовал

типично крепостническими методами:

• Он в п р и к а з н ом п о р я д ке заменил серпы на "литовские" косы

(повышение производительности труда).

• Он стал завозить в Россию лучшие породы скота

( о в ц ы - м е р и н о сы из И с п а н и и, к р у п н ый р о г а т ый с к о т ); с о з д а в ал к о н н ые з а в о д ы.

• Б о л ь ш ое внимание уделял развитию технических культур

( З а с т а в л ял в ы р а щ и в а ть л ё н, к о н о п л ю, т а б а к, т у т о в ые д е р е в ь я, в и н о г р а д ).

• В 1703 году запретил вырубку леса по берегам рек

( б о л ь ш ие р е ки - на р а с с т о я н ии 50 в ё р с т, м а лые - 2 0; шт р аф - 10 р у б л е й ), то е с ть п е р в ым с т ал з а б о т и т ь ся о

с о с т о я н ии о к р у ж а ю щ ей с р е д ы.

3. Развитие торговли.

а)Причины особого внимания к развитию торговли:

- З а в и с и м о с ть от З а п а д а .,

- Н е х в а т ка ф и н а н с о в ых с р е д с т в.

Ь)Меры:

• Он улучшил средства сообщения.

( П ри нём б ы ли п о с т р о е ны В ы ш е в о л о ц к ий и Л а д о ж с к ий к а н а л ы, с о е д и н и в ш ие В о л гу с Н е в ой - через Т в е р ц у,

М е ту и И л ь м е н с к ое о з е р о ).

• Предоставил очень широкие льготы купечеству.

( Е го б л и ж а й ш и ми с о в е т н и к а ми б ы ли к у п ц ы, н а п р и м е р, И с а е в. В п е р и од е го п р а в л е н ия в ы д в и н у л и сь

к у п е ч е с к ие ф а м и л ии Д е м и д о в ы х, С т р о г а н о в ы х . ).

• Требовал от купцов, чтобы они вкладывали деньги в промышленность.

• Поощрял внутреннюю торговлю, в частности создание ярмарок.

( Б о л ь ш ую р о ль п р о д о л ж а ли и г р а ть М а к а р ь е в с к а я, С в е н с к а я, И р б и т с к ая и д р у г ие я р м а р к и ).

• Проводил политику меркантилизма ( н а к о п л е н ия д е н ег в н у т ри с т р а н ы ), т .е. п е р в ым о г р а н и ч ил ввоз

и н о с т р а н н ых т о в а р ов и п о о щ р ял в ы в оз о т е ч е с т в е н н ы х.

П е тр г о в о р и л: " Н а д о, ч т о бы д е н ь ги из с т р а ны не у х о д и л и ". Защищал интересы отечественной

промышленности ( п р о т е к ц и о н и з м ).

с) Итоги:

- К 1726г. ввоз т о в а р ов б ыл вдвое н и ж е, ч ем выв о з.

4. Городская реформа:

К п р о в е д е н ию э т ой р е ф о р мы П е тр приступил еще в 1699 г о д у.

По ней горожане делились на два разряда:

- Регулярные граждане, т .е. т е, к о т о р ые в л а д еют с о б с т в е н н о с т ь ю.

- Подлые люди, т .е. т е, к о т о р ые не и м е ют с о б с т в е н н о с т и, ( ч е р н о р а б о ч и е)

Регулярные граждане делились на 2 гильдии (по доходу):

а)домовладельцы, купцы, учителя, интеллигенция.

Ь)ученики, подмастерья, мелкие ремесленники.

П е тр I ввел систему городского самоуправления.

П ри н ём б ыл созданы Ратуша (в Москве) - о р г ан г о р о д с к о го с а м о у п р а в л е н и я, а также Земские избы (в

других городах).

С о ц и а л ь н ый с м ы сл р е ф о р м ы: в п о л ь зу к у п е ч е с т в а.

5. Политика в отношении дворянства:

Д в о р я н с т во - о п о ра и м п е р и и.

О но о с т а в а л о сь с л у ж и л ым с о с л о в и е м, но получило широкие льготы и привилегии:

• П е тр I ликвидировал отличия между боярством и дворянством. • "Указ о единонаследии" 1714г. с п о с о б с т в о в ал к о н с о л и д а ц ии к л а с са фе о д а л о в.

- По н е му две формы феодального землевладения (вотчина и поместье) слились в одну (имение).

"Указ о единонаследии" предписывал передавать имение только старшему сыну [если не было

сыновей, то к старшему в роде).

Э т им П е тр п р е с л е д о в ал две цели:

• Не дробились имения между сыновьями.

•Остальные сыновья шли на службу

( П е тр х о т е л, ч т о бы 2/3 д в о р ян ш ли с л у ж и ть в а р м и ю, 1/3 - на г о с. с л у ж б у ).

6. Политика в отношении крестьянства:

• В целом положение крестьянства продолжало ухудшаться.

• Резко увеличилось налогообложение.

В 1718-1724гг. б ы ла проведена перепись всего мужского населения.

Е д и н и ц ей н а л о г о о б л о ж е н ия в з а м ен к р е с т ь я н с к о го д в о ра с т а н о в и л а сь "душа мужского пола".

( До 1689 г о да н а л о ги п л а т и ли " по с о х е" - по п л о щ а ди н а д е л а, з а т ем с д в о р а, а с 1724 г о да - с " д у ши

м у ж с к о го п о л а " ).

В сё м у ж с к ое н а с е л е н ие д о л ж но б ы ло п л а т и ть ежегодный налог - подушную подать.

- К р е с т ь я н е, п р и н а д л е ж а в ш ие п о м е щ и к ам (частновладельческие), и м о н а с т ы р ям (монастырские),

п л а т и ли в к а з ну 74 копейки в год.

- Государственные к р е с т ь я не п л а т и ли в казну 1р. 14 коп. в год.

- Посадское население - 1 р. 20 коп. в год.

- Сумма подати явно превышала возможности крестьянства => огромные недоимки.

• Б ы ло у п р о щ е но деление крестьян на категории: крепостные (в ч а с т н ых р у к а х) и государственные.

К а т е г о р ия х о л о п ов у п р а з д н я л а с ь.

• Увеличилась постойная и подводная повинность к р е с т ь я н.

• Рекрутские наборы: 30-40 тыс. в год, пожизненно.

• На к р е с т ь я н ах о с т а в а л а сь повинность строительства дорог, крепостей, каналов.

• Б ы ла в в е д е на с п е ц и а л ь н ая к а т е г о р ия ч и н о в н и к ов - "прибыльщики". О ни и с к а ли н о в ые о б ъ е к ты

н а л о г о о б л о ж е н и я.

• С о б и р а л и сь и множество других налогов, в частности, налог на бороду.

• Ухудшилось положение частновладельческих крестьян.

Д е ло в т о м, ч то закон не устанавливал размеры оброка, поэтому феодал получал полную власть.

( У к аз 1724г. з а п р ещал к р е с т ь я н ам у х о д и ть от п о м е щ и к ов на з а р а б о т ки без их п и с ь м е н н о го р а з р еше н и я .)

7. Обострение социальной борьбы.

1) Причины обострения социальной борьбы:

• Усиление налогового гнёта государства.

• Усиление феодальной эксплуатации.

• Насильственное привлечение к службе в армии.

2) Восстание в Астрахани 1705-1706 гг.

а) Причины:

• непомерное налогообложение,

• злоупотребления и произвол местной администрации..

Ъ)Соииальный состав: посадские, люди, стрельцы, солдаты, работные люди.

с)Ход восстания.

В о с с т а в ш ие р а с п р а в и л и сь со с в о им в о е в о д ой и е го о к р у ж е н и ем и избрали своё правительство во главе с

местным купцом Яковом Носовым.

Б ыл о т м е н ён р яд н а л о г о в, в в е д е на с в о б о д н ая т о р г о в ля х л е б о м.

К в о с с т а в ш им в А с т р а х а ни п р и с о е д и н и л и сь ж и т е ли с о с е д н их г о р о д о в, т а к их как К р а с н ый и Ч ё р н ый Я р ,

Г у р ь е в, а т а к же т е р с к ие и г р е б е н с к ие к а з а к и.

Д ля п о д а в л е н ия в о с с т а н ия П е тр I н а п р а в ил в о й с ка п од к о м а н д о в а н и ем ф е л ь д м а р ш а ла Ш е р е м е т е в а, п о л ки

к о т о р о го весной 1706 года осадили и захватили центр восстания - город Астрахань.

П о с ле э т о го п р а в и т е л ь с т во ж е с т о ко р а с п р а в и л о сь с р у к о в о д и т е л я ми и у ч а с т н и к а ми в о с с т а н и я.

3) Восстание под предводительством Кондоатия Булавина (1707-1708).

а)Причины:

- Рост налогов в связи с войнами.

- Введение рекрутской повинности.

- Конкретной причиной к восстанию послужили попытки правительства подчинить себе Дон.

В л а с ти с т р е м и л и сь не д о п у с к а ть б е г с т ва к р е с т ь ян на Д о н, в е ли п о с т о я н н ый р о з ы с к, п о с ы л ая т у да

к а р а т е л ь ные э к с п е д и ц и и.

Ъ)Ход восстания.

Во главе в о с с т а в ш их с т ал с ын с т а н и ч н о го а т а м а на К о н д р а т ий Б у л а в и н. • В ок тябре 1707г. К о н д р а тй Б у л а в ин с н е б о л ьшим к а з а ц к им о т р я д ом разбил войско князя Ю р ия

Д о л г о р у к о г о.

На п е р в ых п о р ах Б у л а в ин в ы с т у п ал с т р е б о в а н и ем с о х р а н е н ия д о н с к ой в о л ь н о с ти и с т а р ых п о р я д к ов на

Д о н у.

В с к о ре восстание приняло характер б о р ь бы п р о т ив крепостнического гнёта.

Б у л а в ин з а я в и л, ч то идёт " на Р у сь б и ть б о я р ".

В с в о их " п р е л е с т ных п и с ь м а х" он п р и зыв ал расправляться с в л а с т я ми и у с т а н а в л и в а ть

самоуправление,

о р г а н и з о в ы в а ть ж и з нь по о б р а з цу к а з а ц к ой в о л ь н о с т и.

Восстание охватило ш и р о к ую т е р р и т о р ию.

• Л е т ом 1708г. б у л а в и н цы овладели Ц а р и ц ы н о м, осадили города С а р а т ов и А з о в, действовали под

Воронежем.

После взятия с т о л и цы Д о на - города Черкасска Б у л а в ин б ыл провозглашён а т а м а н ом Д о н а.

• Н а в с т р е чу в о с с т а в ш им б ы ли в ы с л а ны п р а в и т е л ь с т в е н н ые в о й с ка п од к о м а н д о в а н и ем князя В а с и л ия

Д о л г о р у к о г о.

После ряда неудачных боёв Б у л а в и на под А з о в о м, з а ж и т о ч ные казаки организовали п р о т ив него

заговор.

Б у л а в ин б ыл окружён в своём доме в Черкасске и к о н ч ил ж и з нь с а м о у б и й с т в о м.

• О д н а ко э т им в о с с т а н ие не з а в е р ш и л о с ь. На Д о н у, Волге, Се в е р с к ом Донце и ряде других регионов

волнения продолжались.

Т о л ь ко в 1708г. б ы ло подавлено восстание на Д о н у, а на остальной т е р р и т о р ии России - л и шь в 1710г.

4) Башкирское (Алдар-Кусюмовское) восстание 1704-1711 гг.

a) Причины:

- У с и л е н ие налогового гнёта государства

|ио показаниям б а ш к и р, - с них взимали налоги даже за серые и черные глаза].

- У с и л е н ие феодальной э к с п л у а т а ц и и.

- Р е к р у т с к ий набор.

- На с и л ь с т в е н н ая христианизация б ашк и р с к их народов.

b) Ход восстания.

В о з г л а в и ли в о с с т а н ие б а т ы ры А л д ар и К у с ю м.

Их п р о г р а м м а- создание мусульманского башкирского государства под покровительством Крыма или

Турции.

В 1708 году потерпели поражение.

Б а т ы ры о т о ш ли от в о с с т а н и я.

П о с л е д у ю щ ие 3 г о да в о л н е н ия п р о д о л ж а л и с ь.

Ггосударственные реформы Петра I.

1. Военные реформы

а)Причины

• О б е с п е ч е н ие б е з о п а с н о с ти с т р а н ы.

• С т р а т е г и ч е с к ие з а д а ч и.

• Т о л ч к ом к р е ф о р м ам п о с л у ж и ла в о й на со Ш в е ц и ей

[Пе тр у ч ел о п ыт ш в е д о в, но п о ш ел по с о б с т в е н н о му п у т и ].

b) Основные преобразования в военной области

• Р е к р у т с к ие н а б о ры с 1705г. 20 д в о р ов к р е с т ь ян д о л ж ны б ы ли выс т а в л я ть на п о ж и з н е н н ую с л у ж бу о д н о го

р е к р у т а.

С 1724 г о да с о л д ат с т а ли б р а ть с о п р е д е л ё н н о го ч и с ла д уш м у ж с к о го п о л а.

Т ак б ы ла с о з д а на р е г у л я р н ая а р м ия с е д и н ым п р и н ц и п ом к о м п л е к т о в а н и я, с е д и н о о б р а з н ым в о о р у ж е н и ем и

о б м у н д и р о в а н и ем

[в о т л и ч ии от н а е м н и к ов - з а щ и та о т е ч е с т в а, п р о ч н ая связь с н а р о д о м ].

• Д в о р я не н а ч и н а ли с л у ж и ть с о л д а т а ми в г в а р д и и,

о т к р ы в а л и сь с п е ц и а л ь н ые в о е н ные у ч и л и ща ( Н а в и г а ц к ая и М е д и ц и н с к ая ш к о лы в М о с к в е; А р т и л л е р и й с к ая

ш к о ла и М о р с к ая а к а д е м ия в П е т е р б у р г е ).

• Р а з в и в а л а сь в о е н н ая т е о р и я:

п е р е в о ды + В о и н с к ий у с т ав 1716 г о да и М о р с к ой у с т ав 1720 г о д а.

• Р а з в и в а л а сь военная т е х н и к а:

б ы ли п о с т а в л е ны на в о о р у ж е н ие р у ж ья с к р е м н и е в ы ми з а м к а м, с о з д а в а л ся н о в ый р од в о й с к: к о н н ая

а р т и л л е р и я.

c) Итоги военных реформ:

• П ри П е т ре I р у с с к ая а р м ия и фл от с т а ли о д н и ми из с и л ь н е й ш их в Е в р о п е.

• Р у с с к ая с у х о п у т н ая а р м ия к к о н цу п р а в л е н ия П е т ра с о с т а в л я ла 2 00 т ы с. ч е л о в е к. • П ри П е т ре б ы ло п о с т р о е но 88 л и н е й н ых к о р а б л ей и ф р е г а т о в, 4 39 галер, 2 07 п а р у с н ых к о р а б л ей с

э к и п а ж ем 28 т ы с. человек.

2. Р е ф о р мы ц е н т р а л ь ных органов в л а с т и.

(1) С о з д а н ие П р а в и т е л ь с т в у ю щ е го С е н а та 1711г.

• Причины упразднения Боярской думы:

- М е д л и т е л ь н о с ть и н е к о м п е т е н т н о с т ь.

- П е тр I п р о в о д ил р е ф о р мы во м н о г ом п р о т ив и н т е р е с ов б о я р с к ой з н а т и, из к о т о р ой в б о л ь ш и н с т ве

с о с т о я ла Д у м а.

• Д у ма п р о с у щ е с т в о в а ла до 1711 г о д а.

В 1699 г о ду б ы ла с о з д а на Б л и ж н яя к а н ц е л я р ия - п р о о б р аз С е н а т а.

• В С е н ат в о ш ли 9 ч е л о в е к: 3 п р е д с т а в и т е ля Б о я р с к ой Д у м ы, 3 п р е д с т а в и т е ля з н а т и, 3 с п о д в и ж н и ка П е т р а.

Во главе С е н а та с 1722г. с т о ял г е н е р а л - п р о к у р о р, по с л о в ам П е т р а, " о ко г о с у д а р е в о ".

Б е с с м е н н ым г е н е р а л - п р о к у р о р ом с т ал П а в ел Я г у ж и н с к и й.

Б ы ла в в е д е на д о л ж н о с ть о б е р - ф и с к а ла - с л е д ил за в з я т о ч н и ч е с т в ом и к о р р у п ц и ей

( Н е с т е р о в; б ыл с ам казнен за в з я т к и ).

• Сенату предписывалось:

- р у к о в о д и ть с т р а н ой в с л у ч ае о т ъ е з да ц а р я.

- р а з р а б а тыв а ть н о в ые з а к о н ы, к о т о р ые у т в е р ж д ал царь.

- к о н т р о л и р о в а ть д е я т е л ь н о с ть в с ех г о с. у ч р е ж д е н и й.

- в е р ш и ть с уд [по д е л ам г о с у д а р с т в е н н ой в а ж н о с т и ].

С е н ат с т ал в ы с ш им г о с у д а р с т в е н н ым о р г а н о м.

(2) С о з д а н ие к о л л е г ий 1 7 1 8 - 1 7 21 гг.

Отличие коллегий от приказов:

- В к о л л е г и ях с у щ е с т в о в а ло ч е т к ое р а с п р е д е л е н ие ф у н к ц и о н а л ь н ых о б я з а н н о с т е й.

- Ф у н к ц и о н а л ь н ые о б я з а н н о с ти р а с п р о с т р а н я л и сь на т е р р и т о р ию в с ей с т р а н ы.

В с е го б ы ло с о з д а но 9 ( п о з же 12) к о л л е г и й.

М о ж но в ы д е л и ть с л е д у ю щ ие о с н о в н ые г р у п пы к о л л е г и й.

1) Внешняя и военная политика:

- И н о с т р а н н ых дел ( Г о л о в к и н ),

- В о е н н ая к о л л е г ия ( М е н ш и к о в ),

- А д м и р а л т е й с к ая к о л л е г ия ( А п р а к с и н) - фл от

2) Финансы:

- К а м е р - к о л л е г ия ( д о х о д ы; к н я зь Г о л и ц ы н );

- Ш т а т с - к о л л е г ия ( р а с х о д ы );

- Р е в и з и о н - к о л л е г ия ( Д о л г о р у к о в)

3) Промышленность и торговля:

- М а н у ф а к т у р - к о л л е г и я,

- Б е р г - к о л л е г ия ( о т д е л ь но м е т а л л у р г и я ),

п о з же М а н у ф а к т ур - и Б е р г - к о л л е г ии о б ъ е д и н я т с я.

- К о м м е р ц - к о л л е г ия ( т о р г о в л я)

4) В о т ч и н н ая ( д в о р я н с к ое з е м л е в л а д е н и е ), Ю с т и ц - к о л л е г и я, Г л а в н ый м а г и с т р ат ( к у п ец И с а е в ).

5) Д у х о в н ая к о л л е г и я, и ли С в я т е й ш ий С и н од ( о б р а з о в ан в 1721г.

С 1721г. в Р о с с ии б ы ло о т м е н е но п а т р и а р ш е с т во и н а ч а л ся т . н. с и н о д а л ь н ый п е р и о д ).

В с о с т а ве С и н о да н а х о д и л о сь 12 ч е л о в ек [ в ы с ш их ц е р к о в н ых с л у ж и т е л е й ], н а з н а ч а е м ых ц а р ё м.

Н а б л ю д е н ие за д е я т е л ь н о с т ью С и н о да п о р у ч а л о сь с п е ц и а л ь н о му г о с у д а р с т в е н н о му ч и н о в н и ку - о б е р-

п р о к у р о ру ( Б о л д и н ).

П р е д ы с т о р ия с о з д а н ия С и н о да б ы ла т а к о в а.

В 1700 г. у м ер п а т р и а рх А д р и а н.

По у к а з а н ию П е т ра I н о в о го п а т р и а р ха и з б и р а ть не с т а л и.

Э та р е ф о р ма о з н а ч а л а, ч то П е тр с т ал р а с с м а т р и в а ть ц е р к о вь как ч а с ть г о с у д а р с т в е н н о го а п п а р а т а.

3. Р е ф о р мы местного у п р а в л е н и я.

Г у б е р н с к ая р е ф о р ма

• П о с ле в о с с т а н ия Б у л а в и на с ц е л ью у к р е п л е н ия в л а с ти на м е с т ах П е тр 1 в 1708г. р а з д е л ил с т р а ну на 8

г у б е р н и й:

- Московская,

- Ингерманландская (Петербургская),

- Киевская,

- Казанская, - Архангелогородская,

- Азовская,

- Смоленская,

- Сибирская.

• Во главе к а ж д ой г у б е р н ии с т о я ли г у б е р н а т о р ы.

В их р у к ах н а х о д и л а сь с у д е б н а я, а д м и н и с т р а т и в н а я, п о л и ц е й с к ая и ф и н а н с о в ая в л а с т ь.

Г у б е р н а т о ры т а к же ведали с ы с к ом б е г л ых к р е с т ь я н, п р о и з в о д и ли р е к р у т с к ие н а б о р ы, о б е с п е ч и в а ли

п р о д о в о л ь с т в и ем а р м е й с к ие п о л к и, ведали с б о р ом н а л о г о в.

С о з д а н ие п р о в и н ц ий

• К а ж д ая г у б е р н ия з а н и м а ла о г р о м н ую т е р р и т о р и ю, п о э т о му в 1719г. П е тр ввёл 50 п р о в и н ц и й.

Во главе к а ж д ой п р о в и н ц ии с т о ял в о е в о д а.

В к а ж д ой п р о в и н ц ии р а з м е щ а л ся п о лк с о л д ат для п о д а в л е н ия н а р о д н ых д в и ж е н и й.

• П р о в и н ц ии в с в ою о ч е р е дь д е л и л и сь на у е з ды ( д и с т р и к т ы ).

Г л а ва - в ы б о р н ый и у т в е р ж д а е м ый п р а в и т е л ь с т в ом д в о р я н и н.

Р е ф о р ма м е с т н о го у п р а в л е н ия с о д е й с т в о в а ла ц е н т р а л и з а ц ии в л а с т и.

4. Т а б е ль о рангах 1722 г.

В 1722г. п о с л е д о в а ло издание " Т а б е ли о р а н г а х ".

О на разделяла в о и н с к у ю, г р а ж д а н с к ую и п р и д в о р н ую с л у ж б ы. В се д о л ж н о с т и, и г р а ж д а н с к и е, и в о е н н ы е,

п о д р а з д е л я л и сь на 14 р а н г о в.

З а н я ть с л е д у ю щ ий р а нг м о ж но б ы ло т о л ь ко п р о й дя все п р е д ы д у щ и е.

- 14 р а нг на г р а ж д а н с к ой с л у ж бе - к о л л е ж с к ий р е г и с т р а т о р.

- 14 р а нг на в о е н н ой с л у ж бе - п р а п о р щ ик и ли к о р н е т.

- 1 р а нг на г р а ж д а н с к ой с л у ж бе - к а н ц л ер и ли д е й с т в и т е л ь н ый т а й н ый с о в е т н и к.

- 1 р а нг на в о е н н ой с л у ж бе - г е н е р а л и с с и м у с, г е н е р а л - ф е л ь д м а р ш а л, г е н е р а л - а д м и р а л.

- Ч и н о в н и к, д о с т и г ш ий 8 р а н га ( к о л л е ж с к ий а с е с с ор и ли м а й о р) п о л у ч ал н а с л е д с т в е н н ое д в о р я н с т во (с 14

р а н га - л и ч н о е ). О с н о в н ой п р и н ц и п- в ы с л у га л е т.

- У к р е п л я л и сь п о з и ц ии н е з н а т ных л ю д ей за с ч ёт в к л ю ч е н ия наиболее т а л а н т л и в ых из н их в д в о р я н с к ое

с о с л о в и е.

( А л е к с а н др Д а н и л о в ич М е н ш и к ов т о р г о в ал п и р о ж к а м и, Ш а ф и р ов т о р г о в ал в л а в к е, в и ц е - к а н ц л ер - е в р е й,

Я г у ж и н с к ий - с в и н о п а с ).

5. Со п р о т и в л е н ие р ефо р м а м. " Д е л о" царевича А л е к с е я.

• Р е ф о р м а т о р с к ая д е я т е л ь н о с ть П е т ра п р о т е к а ла в о с т р ой б о р ь бе с р е а к ц и о н н ой о п п о з и ц и е й, к о т о р ая

х о т е ла п р и в л е чь на с в ою с т о р о ну с ы на П е т ра А л е к с е я.

А л е к с ей П е т р о в и ч, с т а р ш ий с ын П е т ра от е го п е р в ой ж е ны Е в д о к ии Л о п у х и н о й, б ыл о ч е нь н а б о ж е н,

н е р е ш и т е л ен и не и н т е р е с о в а л ся п о л и т и к о й.

• Е щё в 1 7 0 5 - 1 7 0 6 г. в о к р уг ц а р е в и ча с г р у п п и р о в а л а сь б о я р с к ая о п п о з и ц и я, не п р и н и м а в ш ая р е з к ой

н а с и л ь с т в е н н ой л о м ки д е д о в с к их т р а д и ц и й. Э то не п р о ш ло м и мо в н и м а н ия ц а р я, к о т о р ый н е о д н о к р а т но

т р е б о в а л, ч т о бы А л е к с ей и з м е н ил с в оё п о в е д е н ие и з а н я л ся г о с у д а р с т в е н н ы ми д е л а м и.

• П о с ле п о б е га ц а р е в и ча в А в с т р и ю, н а с и л ь с т в е н н о го в о з в р а щ е н ия е го в М о с к ву и д о п р о са А л е к с ей

п р и з н а л ся в з а г о в о ре п р о т ив о т ц а.

В к о н це 1718г. по р е ш е н ию С е н а та ц а р е в ич б ыл п р и г о в о р ён к с м е р т н ой к а з н и. О д н а ко н е з а д о л го до э т о го он

б ыл у б ит в т ю р ь м е ), о ф и ц и а л ь н ая версия - с к о н ч а л ся от п о т р я с е н ия с о д е я н н ым и п ы т о к ).

Значение реформ Петра I.

1. У с и л и л а сь централизация управления (укрепление государственного порядка].

2. Ок о н ч а т е л ь но утвердилась абсолютная м о н а р х и я.

3. М о щ н ый т о л ч ок р а з в и т ию э к о н о м и к и.

4. Изменение в с о ц и а л ь н ом строе (буржуазный уклад].

5. Рост международного а в т о р и т е т а.

6. У с п е хи в развитии просвещения и к у л ь т у р ы.

7. Сохранение и укрепление феодально-крепостнической с и с т е м ы. Регулярное государство Петра I (по Сыромятникову Б.)

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства,

его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские

устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к

морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее

жестокие формы этот процесс принял именно в начале XVIII в. Наконец, усиление роли

государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей

отдельных сословий и социальных групп.

ПРЕДПОСЫЛКИ Р Е Ф О РМ П Е Т РА I

Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и

происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп

(мануфактуристов, купцов высших гильдий и т.д.) устанавливались особые привилегии и льготы. В

городах стали формироваться органы самоуправления, посадские сходы, магистраты. Стало

юридически скрормляться городское сословие. По регламенту Главного магистра 1721 г. оно стало

делится на регулярных граждан и «подлых» людей. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и

старшинами. Создавались по европейскому образцу цеховые организации, в которых состояли

мастера, подмастерья и ученики и которыми руководили старшины. Появление гильдий и цехов

означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам

хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, неизвестные крепостнической

системе. Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными

формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Тенденциями в этой сфере стали:

проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской

политики, смягчение тарифов. Правящим классам оставалось дворянство. В ходе складывания

абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной

аристократии (боярства) уже в конце XVII в. сильно ограничиваются, а затем и ликвидируется.

Важный шаг в этом направлении сделан в результате принятия акта об отмене местничества (1682

г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на

руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной

преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в табели о рангах (1722

г.). Функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это

сословие «шляхетством») в политически и юридически консолидированную группу. Экономическую

консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714 г.), ликвидировавший правовые различия

между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое понятие «недвижимостей». В интересах

дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-25 гг. была

проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до

этого иной статус. Земельная собственность оставалась экономической основой существования

дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей

социальной функцией. Табель о рангах приравняла государственную службу к военной.

Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина.

Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была

произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет. С 1722 г. за неявку на службу

назначалось «шельмование». Централизация власти, формирование профессиональной

бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостничества, с другой, разрушали систему земского

представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в

центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным

хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах. В

финансовой системе конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и

налоговой системы. Оставшаяся основным видом обложения — «соха» пополнялась длинным

рядом дополнительных налогов. Важнейшими из них были: таможенный сбор, кабацкие

(косвенные) налоги, данные (прямые) налоги, оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы,

соляной и табачный акцизы. В 1718 г. Была проведена подушная перепись и финансовые службы

перешли к подушному обложению населения. Усиление монархической власти неизбежно

столкнулось с политическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим

препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. В

1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти

полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения

Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.)

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н ЫЕ Р Е Ф О Р МЫ П Е Т РА I

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое

положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как

политический, так и правовой характер. Правовой статус дворянства был существенно изменен

принятием Указа о единонаследии 1714 г. Логическим продолжением Указа о единонаследии стали несколько других законодательных актов Петра I. Табель о рангах был принят в 1722 г. Его

принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило

начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества,

личная преданность, и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по

службе. Признаком бюрократия, как системы управления, являются: интеграция каждого чиновника

в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности

строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами

нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность.

Отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;

2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически

оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший

чин мог быть присвоен только после прохождение через всю цепочку низших чинов.

Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса

чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по

наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство;

3) Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины и звания

присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика

выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это

касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в

должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая

юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и

основывалась на господстве в аппарате дворянской аристократии;

4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в

специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не

только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей

осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания).

Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие

личные права (например право на вступление в брак).

В 1701 г. функция Боярской думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу

центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в совет,

получивший название Консилии министров (8-14 человек). В 1711 г. с образованием Сената

прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный

на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды

новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и

деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались

от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы. Столь же сложный путь преодолела

система центральных отраслевых органов управления — приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в

1682 — 53, в 1684 — 38 приказов. При сокращении числа центральных приказов, возрастала

численность приказных губ, местных органов приказного управления — к 1682 г. она достигла

трехсот. В конце XVII в. было произведено укрепление, объединение отраслевых и

территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, это

усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных

приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других

приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной

деятельности, что, несомненно, стсчхюствовало дальнейшей централизации управления.

Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и

местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отмена местничества

в 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые принципы их формирования

закрепила Табель о рангах 1722 г. Процесс централизации затронул и систему местных органов: с

1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные,

земские губы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло

до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную власть на местах,

подчиняясь центру. Воеводы уже к XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные

местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами — уездами, а в

конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более

крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).

Специализация привела к созданию некоторых административных органов, подчиненных

непосредственно царю, а следовательно являвшихся общегосударственными органами. К ним

относился Приказ тайных дел (1654-1676 гг.), выполнявший ряд разнообразных функций:

хозяйственно-управленческих, контрольных (за местными органами и воеводами), надзорных (за

посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение, вставшее над все-ми

центральными отраслевыми органами управления. Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в.,

принято подразделять на три этапа:

1) 1699-1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших

государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создания новой

столицы, Сената, проведение первой областной реформы.

3) 1719-1725 гг. Происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий,

проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая

реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения

службы;

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган в время нахождения Петра I в военном

походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно

замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже,

посредством двух дополнительно принятых указов, из которых стало ясно, что Сенат становится

постоянно действующим органом. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-

судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные

полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не было сказано. Организационная

структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-

секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и

только единогласно. В 1712 г. Сенат пополнился Расправной палатой, которая рассматривала

дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. В 1718 г. в состав

Сената, кроме назначенных царем членов, вошли президенты вновь созданных учреждений —

коллегий. В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора Петра I:

1) был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах —

действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных

ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав, и Сенат превращался в

подведомственный контрольный орган;

2) для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-

прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях;

3) при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и

герольдмейстера (учет служащих дворян).

Указом «О должности Сената» этот орган получает право издавать собственные указы.

Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и

протоколирования. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широким: анализ

материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступившие с мест (о войне, бунтах),

вопросы назначения и выборов высших государственных чинов. Генерал-прокурор одновременно

руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор

и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Реформа 1722 г.

превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным

аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные

изменения.

Преображенский приказ был создан в 1689 г. и не вписывался в систему других приказов. С 1697

г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским

делам, он превратился в центральный орган политического сыска и был позже подчинен Сенату с

наряду с другими коллегиями. В 1699 г. была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша,

посредством которой предполагалось улучшить дело поступления в казну прямых налогов и

выработать общие условия промышленности и торговли в городах. В своей работе Бурмистерская

палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в

центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли 12 старых финансовых

приказов.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: были назначены Сенатом президенты и

вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Уже в декабре 1718 г. был принят реестр

коллегий:

1) иностранных дел;

2) казенных сборов;

3) юстиции

4) ревизионная (бюджетная);

5) военная;

6) адмиралтейская;

7) коммерц (торговли);

8) штатс-контора (ведение государственных расходов);

9) берг-коллегии и мануфактур-коллегии (промышленная и горнодобывающая).

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения. Создание системы

коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата,

четкого распределения ведомственных функций.

ВОЕННЫЕ Р Е Ф О Р МЫ П Е Т РА I

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований

начала XVII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование

дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной

охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г.

ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. Однако их

отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г. В 1713 г.

прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же стрелецкие

патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г. С 1699 г. начинается формирование

рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского

населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков,

набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была

введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три

рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок

позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

Управление армией осуществляли в начале XVII в. Разрядный приказ и Приказ военных дел,

созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземный и Рейтарский

приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии (1700 г.) и

Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел. После создания Сената

часть военного управления переходит к нему, часть Военной канцелярии, созданной из слившихся

военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной

коллегии (1719 г.) и Адмиралтейства (1718 г.).

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламентировавший состав и

организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720

г. был принят Морской устав. А в октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и

Святейший Синод присваивает Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и

Россия становится империей. Еще в ст.20 «Воинских артикулов» (1715 г.) положение государя

определялось следующим образом: Император — самовластный монарх, который ни перед кем не

ответственен. Аналогичные определения содержатся в Морском Уставе и Духовном регламенте

(1720 г.). Таким образом, правовой статус абсолютного монарха был определен еще до

провозглашения империи.

Военные реформы Петра I главным образом касались вопросов комплектования и организации

армии. В 1708 г. армия уже имела 52 пехотных полков и 33 кавалерийских. Значительное

внимание уделялось созданию военно-морского флота. К 1710 г. Балтийский флот уже насчитывал

56 крупных и большое число мелких судов. Кроме полевой армии, которая вела борьбу с внешним

врагом, создавались гарнизонные войска, задача которых состояла в том, чтобы держать в узде

население. Основная часть внутренней армии была создана в период с 1705 г. по 1712 г., то есть

во время крупных народных смут. Руководство флотом осуществляла адмиралтейская коллегия.

Сама армия делилась на полки, полки — на эскадроны и батальоны; те же, в свою очередь

делились на роты. Временными военными соединениями являлись дивизии и бригады.

Централизованное управление армией давало возможность руководить ею в мирное и военное

время и обеспечивать всем необходимым. Большое внимание уделялось на обучение армии,

основанное на опыте войны. Воинский Устав 1716 г. как раз и обобщал 15-ти летний опыт ведения

войны. Значительное внимание уделялось подготовке офицеров. Были открыты специальные

школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701, 1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и т.д.

Эти школы комплектовались в основным детьми дворян.

Итог оценка деятельности Петра неоднозначна, с одной стороны ему удалось достичь военных

успехов, при нем Россия становится империей (с присущими империи амбициями на признание во

всем мире), расширена территория, с другой - бюрократизация управления, дальнейшее

закрепощение крестьянства и экономическая разруха. При нем складываются основы

самодержавного строя, отсюда многие из его указов носили сиюминутный характер и никак не

годились для долговременной государственной практики, одно можно сказать с уверенностью -

преобразования Петра переломили традиционный ход событий, произошла ломка мировоззрения

у правящих кругов, в основу государственного строительства ставятся принципы верности

политическому курсу самодержца и личных достоинств на службе. Мануфактурный уклад. Особенности

Начало XVIII века и петровские реформы в экономической истории России являются

важнейшим моментом в развитии промьппленности. Именно с этого времени начинается

"мануфактурный" период в истории русской промышленности, который в условиях

крепостного хозяйства затянулся до половины XIX века, когда эта "крепостная"

мануфактура полностью превратилась в капиталистическую мануфактуру, а затем в

капиталистическую фабрику. Предысторией этого мануфактурного периода в

промышленном развитии России является, с одной стороны, развитие крепостной

вотчинной промышленности в Русском государстве XVII века, а с другой - ремесленной и

кустарной м е ж ой промышленности.

Начало XVIII века можно считать первой гранью мануфактурного периода в

промышленном развитии России. Первые зачатки мануфактур зарождаются в

крупных вотчинных хозяйствах в виде различных работающих на широкий рынок

промышленных производств (предприятия Морозова и др.) или появляются в форме

иностранных предприятий, создаваемых преимущественно для удовлетворения

военных и прочих нужд государства.

Но все же эти зачатки и своеобразные формы "крупной" промышленности еще не

положили в XVII веке начала мануфактурного периода в русской промышленности. Это

начало следует отнести именно к петровским преобразованиям, так как отдельные

элементы, бывшие уже налицо раньше и являвшиеся необходимыми предпосылками

возникновения мануфактуры, во время Петра I вылились уже в законченную систему.

Условия возникновения мануфактур:

Наличие значительных состояний и накопление капиталов в XVI-XVII веках, созданных в

виде крупных денежных состояний землевладельческого класса, а также торговцев и

промышленников. Крупный торгово-купеческий капитал явился главным источником

создания первых мануфактур петровского времени. Среди петровских "фабрикантов"

пестрят имена бывших московских "гостей" и купцов. К ним относятся также некоторые

крупные землевладельцы, небольшое число иностранцев и других лиц. Правда,

большинство этих лиц за недостаточностью собственного капитала получало на

устройство промышленных предприятий пособия от казны(!). Но размеры и число этих

пособий не были особенно значительными. Возникновение "крупной" мануфактурной

промышленности в России XVIII века по существу своему было теснейшим образом

связано с государством, с его военными и хозяйственными задачами, а вместе с тем и с

той финансовой помощью, которую это государство оказывало нарождающейся

промьппленности.

Наконец, предпосылкой образования мануфактуры является образование класса

промышленного пролетариата. В этом отношении в промышленном развитии России

наблюдается наиболее значительное отличие от Западной Европы. Условия крепостного

хозяйства и закрепощение значительной части земледельческого населения не давали

возможности такого значительного и быстрого сформирования свободных

мануфактурных рабочих, как это требовалось быстрым темпом развития самой

промышленности. Поэтому в соответствии со всем строем крепостного хозяйства вопрос о

рабочих кадрах для русской мануфактуры XVIII века стал в значительной мере сводиться

к вопросу о крепостном труде. Кадры свободных и вольнонаемных рабочих могли

пополняться из городских ремесленников, но ремесло было слабо развито и этот источник

был невелик и не мог создать необходимых для мануфактуры квалифицированных рабочих. Другим источником являлись отхожие крестьянские промыслы оброчных

крепостных крестьян, отпускаемых помещиком. Иногда эти отхожие промыслы

давали мануфактуре даже относительно квалифицированный труд разных "кустарей,

занимавшихся промышленной переработкой у себя на дому и приносивших свои

технические навыки в мануфактуру. Наконец, наиболее квалифицированными

свободными рабочими были иностранные мастера. Этим 01раничивались кадры

технически обученных рабочих, подготовленных к мануфактурному производству.

Мануфактура возникает двояким способом. В первом случае в одной и той же мастерской

и под управлением одного и того же капиталиста объединяются рабочие разнообразных

самостоятельных ремесел, которые утрачивают свою самостоятельность. Через руки этих

ремесленников последовательно проходит продукт, пока не будет закончено его

производство. В другом случае в общей мастерской объединяются ремесленники,

выполняющие одну и ту же или однородную работу.

Мануфактурное разделение труда повышало его производительность и усиливало степень

эксплуатации мануфактурного рабочего. Мануфактура приводит к росту технической

виртуозности рабочего, но лишь в такой узкой области, что превращает рабочего в

ограниченно развитого человека, ибо она искусственно культивирует в нем какую-либо

одну специальность и подавляет все остальные наклонности и дарования. Рабочий

мануфактуры, всю свою жизнь выполнял одну и ту же простую трудовую операцию.

Узкая специализация рабочего приводила к такой же специализации инструментов,

которыми пользовались мануфактурные рабочие.

Мануфактура - крупное капиталистическое предприятие. Но поскольку ее базой являлось

ремесло, мануфактура не имела решающих преимуществ перед мелким производством.

Характерным для мануфактурного периода является тесное переплетение крупного

производства и домашней работы кустаря, являвшегося формально самостоятельным.

Государственная власть играла решающую роль в форсированном развитии крупного

производства. В 1719 году для руководства промышленностью создается

Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли - специальная Берг-коллегия

(первоначально Берг-привилегия). Оба ведомства следили за размерами производства,

его устройством, следили за качеством продукции, Берг-коллегия особое внимание

уделяла поиску руд, поощряла рудоискателей и рудознатцев, ссужала строительство

горнорудных заводов.

Особую роль обе коллегии играли в развитии частного производства. Они ссужали

предпринимателей на льготных условиях, освобождали числящихся в посадских

людях и купцов от государственных служб ("тягловые" натуральные повинности).

Существенную роль коллегии играли в обеспечении предприятий рабочей силой. Они

вербовали по контрактам иностранных специалистов, организовывали обучение за

рубежом и т.д. Все функции коллегий отражены были в особых документах -

"регламентах". В необходимых случаях государственные ведомства способствовали

передаче и казенных заводов в частные руки (как, впрочем, и возврат в казну).

Под влиянием войны и армейских нужд в первой четверти XVIII века зарождалось и

суконное производство.

За весь период деятельности Петра Великого в России возникло около 180 сравнительно

крупных мануфактур, половина из которых принадлежала казне. Важно подчеркнуть, что

Мануфактур- и Берг-коллегии допускали к строительству заводов и фабрик людей всех чинов и званий. Нужды крупного металлургического и текстильного производства,

строительства крупнейших верфей в Петербурге, Воронежском крае, в Москве и т.д.

вызвали к жизни целый ряд химических предприятий (небольшие серные, купоросные,

скипидарные, стеклянные, красочных производств).

Квалифицированные рабочие мануфактур, практически полностью оторванные от

натурального крестьянского хозяйства, получали плату за свой труд. Однако эта плата не

имела ничего общего (при полном внешнем сходстве) с капиталистической заработной

платой, ибо платили крепостным, подневольным рабочим, а сама оплата являлась как бы

компенсацией утраченных прав на жизненные средства, которые тот или иной работник в

прошлом всегда имел в собственности как крестьянин.

В среднем за год длина рабочего дня составляла чуть более двенадцати часов. У домны и

ковальных горнов работали сутками. К этому следует добавить жестокую палочную