Строение художественной культуры в Петербурге Достоевского.

Революционные идеи 60-х годов XIX века нашли своё отражение в литературе, в живописи и в музыке Петербурга. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Музыка

Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация, сформировавшаяся в 1859 году в Петербурге. Она носила название Русского музыкального общества (РМО).

Петербургское отделения РМО возглавил Антон Григорьевич Рубинштейн.

РМО в последствие было переименовано в Императорское русское музыкальное общество (ИРМО), потому что в 1869 году императорская фамилия взяла на себя покровительство над РМО, выделив на его содержание ежегодную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало именоваться ИРМО. Главной целью ИРМО было сделать серьёзную музыку доступной для широкой публики и способствовать распространению музыкального образования в стране.

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 сформировалось «Симфоническое музыкальное общество». В доме князя Львова (автора гимна «Боже, царя храни») впервые было организовано «Концертное общество».

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн.

Открытие консерваторий в Петербурге уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был Чайковский, окончивший консерваторию в 1865 году.
Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах.
«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге конце 1850-х и начале 1860-х годов. Состав кружка: Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи.

Название дал кружку критик Владимир Стасов. Впервые название встречается в его статье «Славянский концерт Балакирева».

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционных идей и философии материализма, проникших к тому времени во все виды искусства. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы русского музыкального фольклора.
Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых друзей.

Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное массовому слушателю. Композиторы «Могучей кучки» придавали искусству огромное воспитательное значение, их девизом, как и всех передовых деятелей искусства в России, были слова Чернышевского: «Искусство есть средство для беседы с людьми».

Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях, среди которых были «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов».

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать.
Литература

В литературе важную роль играла деятельность Чернышевского и Добролюбова. Сотрудничая в журнале «Современник», вместе с Некрасовым, Чернышевский и Добролюбов с огромной обличительной силой выступали против крепостного гнёта, разоблачали реакционные реформы правительства, проводили идею крестьянской революции.

В 1847 году в руки Некрасова и его друзей (Панаева, Белинского, Тургенева) переходит журнал "Современник", основанный А. С. Пушкиным. С журналом "Современник" будут связаны имена лучших русских писателей 40-60-х годов XIX века. При участии Некрасова Тургенев публикует здесь "Записки охотника", Гончаров - роман "Обыкновенная история", Григорович - повесть "Антон Горемыка", Герцен – повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов", Белинский - поздние критические статьи.

В своих обличительных стихах Некрасов воплотил высокие идеалы революционной молодежи 60-х годов. Лучшие его стихи и поэмы - это своего рода летопись тяжелой доли русского народа. Недаром его звали певцом «мести и печали». Стихами Некрасова зачитывались все передовые русские люди, и они были, как статьи Чернышевского и Добролюбова, могучим средством революционной пропаганды.

1845 на свет увидел роман Достоевского «Бедные люди». В1848 году в журнале "Отечественные записки" печатаются рассказ Достоевского "Чужая жена", повесть "Слабое сердце" и "Рассказы бывалого человека". Большинство произведений Фёдора Михайловича печатались в Петербурге, так как он провёл в этом городе примерно 28 лет, что составляет большую часть его жизни.

Живопись
Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с «Товариществом передвижных художественных выставок». Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, «передвижниками». Передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма.

Жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Всё началось с того, что в 1863 году 14 выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии) на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. Совет отказал, все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик Стасов, который в своих критических выступлениях утверждал, что искусство передвижников - это гордость и слава России.

Третьяков оказывал передвижникам важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по его заказу.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Влияние научно – технического прогресса и социальной динамики на строительство города и развитие пластического образа Петербурга во 2- ой половине 19 века. Эклектика в архитектуре Петербурга.

Эклектика

основывалась на произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей и свободном выборе, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями.
А. П. Брюллов являлся одним из первых зодчих, работавших в этом стиле. А. И. Штакеншнейдер был ведущим мастером середины XIX века, продемонстрировавший в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная пластика. Скульптор Д. И. Иенсен оформил фасады многих зданий.
Для раннего этапа эклектики (1830-1860 гг.) характерен романтический стиль, заключающийся в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса ибарокко.Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий.
Для архитектуры зрелой эклектики были свойственны новые качества - богатство и насыщенность декора, подчёркнутая репрезентативность форм, символизирующие благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. Теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей в одной композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Широко внедрялись в строительство периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.
Русский стиль занимал особое место среди различных направлений эклектики. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество.Основоположником официального течения русского стиля современники провозглашали К. А. Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А. М. Горностаева.Многие представители эклектики ориентировались на европейские стили, среди них М. А. Макаров и А. В. Иванов, П. Ю. Сюзор и Л.Н.Бенуа, Р. А. Гедике.