Проблема и критерии периодизации развития личности в зарубежной и отечественной психологии.

роблема периодизации развития человека

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга

качественно своеобразные периоды. Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном

отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему

остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также

содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно

различны. Некоторые современные авторы (Р.Бергиус, Х.Траутнер) утверждают, что по причине

роста знания о явлениях и фактах развития будет вообще невозможно создать приемлемый проект

деления онтогенеза на связные возрастные периоды. По их мнению, в отношении онтогенеза речь

может идти только о крупных делениях (пренатальный период, младенчество и т.д.), а более дробные

применимы только для отдельных функциональных областей (познавательное развитие, развитие

эмоциональной сферы, общения и т.д.).

Желание обобщить современные знания о стадиальности (формах) общего психического

развития человека в единой периодизации, схватывающей как разные стороны процесса развития, так

и его механизмы, не оставит психологов до тех пор, пока подобная синтетическая картина не будет

построена. Для психологии развития инструмент такой универсальности выполняет ту же роль, что

эволюционное древо в биологии или таблица Д.И.Менделеева в химии: роль предсказателя пустот.

Когда такая картина развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна,

лакуны в том культурно-образовательном пространстве, которое они создают для обеспечения

оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей

разных возрастов. Наиболее основательно и последовательно попытки создания таких всеобъемлющих «карт

психического развития» за последние полвека предпринимались дважды. Западная психология лучше

всего знакома с концепцией Э.Эриксона (1982), русская (советского периода) – с концепцией

Д.Б.Эльконина (1989), которая в концентрированном виде выражает исходные идеи Л.С.Выготского

(1984).

Центральным в периодизации Э.Эриксона является понятие самоидентичности

(субъективное чувство непрерывной самотождественности). Схема периодизации развития в

онтогенезе Э.Эриксона подробно изложена в 1 модуле данного пособия.

Позиция Д.Б.Эльконина в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких

тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их

основания брались хотя и характерные, но внешние отдельные признаки развития, а не внутреннее

существо этого процесса, поэтому основания надо искать только во внутренних противоречиях

самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной

целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем

строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать

с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те

психические изменения, которые впервые в нем возникают – новообразования. Именно эти

новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты;

на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса

развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Несбалансированность и неполнота двух ведущих теорий психического развития, строящих

свои периодизации на вполне определенном, но все-таки ограниченном наборе базовых понятий,

состоит в следующем: теория Э.Эриксона не дает достаточных оснований для проектирования

развивающих образовательных пространств (обеспечивающих позитивное разрешение каждого

возрастного противоречия); в теория Д.Б.Эльконина слишком велик зазор между проектируемой

ведущей деятельностью, «планируемыми» психическими новообразованиями и фактическим

уровнем общего психического развития в том или ином возрастном интервале.

2.3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной

психологии

Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на работах

Л.С.Выготского. В работе «Проблема возраста» (1934) он, наряду с общими вопросами определения

возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе, предположил, что онтогенез есть

регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. В относительно устойчивые, или

стабильные, возрасты ребенок развивается главным образом в результате микроскопических

изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем скачкообразно

появляется какое-то возрастное новообразование. В период кризиса развитие принимает

стремительный, иногда катастрофический, характер, который Л.С.Выготский сравнивает с

революционными изменениями.

На основании эмпирических данных Л.С.Выготский выделил следующие критические

периоды: кризис новорожденности, одного года, 3 лет, 7 лет, 13 лет (подростковый), 17 лет

(юношесткий). Стабильные и критические возрасты Л.С.Выготский различает, анализируя

социальную ситуацию развития: стабильный период характеризуется гармонией между средой и

отношением ребенка к ней, критический же период – дисгармонией, противоречием. Он пишет, что в

том или ином возрасте движение силы развития неизбежно приводит к отрицанию и разрушению

самой основы развития, социальной ситуации развития, к окончанию данной эпохи развития и

переходу на следующую возрастную ступень.

Развитие в стабильный период способствует возникновению новой структуры личности –

новообразования. Это нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью.

Возникает противоречие, так как ребенок с изменившимся строением личности есть уже другой

человек, его социальное бытие существенным образом отличается от бытия ребенка более раннего

возраста. Это противоречие задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления; в

этом заключается специфика критического возраста. Преодоление этого противоречия определяетвзрывной, революционный характер развития в критические периоды. По определению

Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в короткий промежуток времени изменяется целиком,

становится относительно трудновоспитуемым. Слово «относительно» употреблено не случайно.

Действительно, суть не в трудновоспитуемости, но в изменении, в том, что ребенок становится иным

по отношению к самому себе прежнему.

Описывая критические периоды развития, Л.С.Выготский подчеркивает, что внешне они

характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам.

К внешним поведенческим особенностям кризисов относятся следующие:

- границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне

неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его начало и конец трудно диагностировать;

- как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, ее наличие

отличает критический период от других;

- в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым.

Ребенок как бы выпадает из системы педагогического воздействия, снижаются школьная

успеваемость и интерес к занятиям. Возможны острые конфликты с окружающими.

Таким образом, по Л.С.Выготскому, кризис – это кульминация литических

микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.

Другими словами, кризис – это такой момент развития, такой переход от стадии к стадии, от

этапа к этапу, который требует обязательного разрушения, преодоления старой системы

(отношений, действий, связей).

Проведя тщательный анализ, можно обнаружить более глубинные особенности в поведении

детей в кризисный период:

- развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем

созидательную работу;

- прогрессивное развитие личности ребенка в эти периоды затухает, временно

приостанавливается; на первый план выдвигаются процессы свертывания, распада и разложения

того, что образовалось на предшествующей ступени;

- ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде; ранее

сложившиеся формы внешних интересов распадаются.

Критические периоды – это вехи на пути взросления, их анализ немыслим вне общей логики

развития.

Основные положения Л.С.Выготского о периодизации психического развития были

развернуты в работах его последователей (А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, Л.И.Божович,

Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина и др.).

Д.Б.Эльконин выделяет следующие принципы периодизации:

- исторический подход к темпам развития и к вопросам о возникновении отдельных периодов

детства в ходе исторического развития человечества;

подход к каждому периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем

цикле психического развития ребенка;

- представление о психическом развития как о процессе диалектически противоречивом,

протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе

развития качественно новых образований;

- выявление как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом

развитии – важных объективных показателей переходов от одного периода к другому;

- выделение неоднородных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в

психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Д.Б.Эльконин определяет кризисы как переходы от одной системы к другой. При этом

переходы между эпохами он называет «большими кризисами», когда начинается новая эпоха и

начинается новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами

внутри одной эпохи характеризуется как «малый кризис», он открывает следующий период

формирования интеллектуально-познавательных сил ребенка.

Рассматривая каждый период, как состоящий из двух стадий, Д.Б.Эльконин считал, что на

первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на

второй происходит освоение операционно-технической сферы. Им был открыт закон чередования,

периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа,

ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия

в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация вспособах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают

противоречия.

Периоды и стадии детского развития, по Д.Б.Эльконину, выглядят так.

Этап раннего детства состоит из двух стадий – младенчества, открывающегося кризисом

новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего

возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно

осуществляется освоение операционально-технической сферы.

Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с

освоением сотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом

6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-

потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности

(освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д.Б.Эльконину,

кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в

человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие

ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б.Эльконина. Нельзя не отметить, что

проблема периодизации является настолько интересной и важной, что исследовательские работы в

этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная

В.И.Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в., которую рассмотрим подробнее в следующей главе