Проблема и критерии периодизации развития личности в зарубежной и отечественной психологии.
роблема периодизации развития человека
Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга
качественно своеобразные периоды. Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном
отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему
остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также
содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно
различны. Некоторые современные авторы (Р.Бергиус, Х.Траутнер) утверждают, что по причине
роста знания о явлениях и фактах развития будет вообще невозможно создать приемлемый проект
деления онтогенеза на связные возрастные периоды. По их мнению, в отношении онтогенеза речь
может идти только о крупных делениях (пренатальный период, младенчество и т.д.), а более дробные
применимы только для отдельных функциональных областей (познавательное развитие, развитие
эмоциональной сферы, общения и т.д.).
Желание обобщить современные знания о стадиальности (формах) общего психического
развития человека в единой периодизации, схватывающей как разные стороны процесса развития, так
и его механизмы, не оставит психологов до тех пор, пока подобная синтетическая картина не будет
построена. Для психологии развития инструмент такой универсальности выполняет ту же роль, что
эволюционное древо в биологии или таблица Д.И.Менделеева в химии: роль предсказателя пустот.
Когда такая картина развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна,
лакуны в том культурно-образовательном пространстве, которое они создают для обеспечения
оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей
разных возрастов. Наиболее основательно и последовательно попытки создания таких всеобъемлющих «карт
психического развития» за последние полвека предпринимались дважды. Западная психология лучше
всего знакома с концепцией Э.Эриксона (1982), русская (советского периода) – с концепцией
Д.Б.Эльконина (1989), которая в концентрированном виде выражает исходные идеи Л.С.Выготского
(1984).
Центральным в периодизации Э.Эриксона является понятие самоидентичности
(субъективное чувство непрерывной самотождественности). Схема периодизации развития в
онтогенезе Э.Эриксона подробно изложена в 1 модуле данного пособия.
Позиция Д.Б.Эльконина в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких
тезисах:
1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их
основания брались хотя и характерные, но внешние отдельные признаки развития, а не внутреннее
существо этого процесса, поэтому основания надо искать только во внутренних противоречиях
самого развития;
2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной
целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем
строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;
3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать
с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);
4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те
психические изменения, которые впервые в нем возникают – новообразования. Именно эти
новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты;
на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса
развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.
Несбалансированность и неполнота двух ведущих теорий психического развития, строящих
свои периодизации на вполне определенном, но все-таки ограниченном наборе базовых понятий,
состоит в следующем: теория Э.Эриксона не дает достаточных оснований для проектирования
развивающих образовательных пространств (обеспечивающих позитивное разрешение каждого
возрастного противоречия); в теория Д.Б.Эльконина слишком велик зазор между проектируемой
ведущей деятельностью, «планируемыми» психическими новообразованиями и фактическим
уровнем общего психического развития в том или ином возрастном интервале.
2.3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной
психологии
Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на работах
Л.С.Выготского. В работе «Проблема возраста» (1934) он, наряду с общими вопросами определения
возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе, предположил, что онтогенез есть
регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. В относительно устойчивые, или
стабильные, возрасты ребенок развивается главным образом в результате микроскопических
изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем скачкообразно
появляется какое-то возрастное новообразование. В период кризиса развитие принимает
стремительный, иногда катастрофический, характер, который Л.С.Выготский сравнивает с
революционными изменениями.
На основании эмпирических данных Л.С.Выготский выделил следующие критические
периоды: кризис новорожденности, одного года, 3 лет, 7 лет, 13 лет (подростковый), 17 лет
(юношесткий). Стабильные и критические возрасты Л.С.Выготский различает, анализируя
социальную ситуацию развития: стабильный период характеризуется гармонией между средой и
отношением ребенка к ней, критический же период – дисгармонией, противоречием. Он пишет, что в
том или ином возрасте движение силы развития неизбежно приводит к отрицанию и разрушению
самой основы развития, социальной ситуации развития, к окончанию данной эпохи развития и
переходу на следующую возрастную ступень.
Развитие в стабильный период способствует возникновению новой структуры личности –
новообразования. Это нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью.
Возникает противоречие, так как ребенок с изменившимся строением личности есть уже другой
человек, его социальное бытие существенным образом отличается от бытия ребенка более раннего
возраста. Это противоречие задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления; в
этом заключается специфика критического возраста. Преодоление этого противоречия определяетвзрывной, революционный характер развития в критические периоды. По определению
Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в короткий промежуток времени изменяется целиком,
становится относительно трудновоспитуемым. Слово «относительно» употреблено не случайно.
Действительно, суть не в трудновоспитуемости, но в изменении, в том, что ребенок становится иным
по отношению к самому себе прежнему.
Описывая критические периоды развития, Л.С.Выготский подчеркивает, что внешне они
характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам.
К внешним поведенческим особенностям кризисов относятся следующие:
- границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне
неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его начало и конец трудно диагностировать;
- как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, ее наличие
отличает критический период от других;
- в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым.
Ребенок как бы выпадает из системы педагогического воздействия, снижаются школьная
успеваемость и интерес к занятиям. Возможны острые конфликты с окружающими.
Таким образом, по Л.С.Выготскому, кризис – это кульминация литических
микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.
Другими словами, кризис – это такой момент развития, такой переход от стадии к стадии, от
этапа к этапу, который требует обязательного разрушения, преодоления старой системы
(отношений, действий, связей).
Проведя тщательный анализ, можно обнаружить более глубинные особенности в поведении
детей в кризисный период:
- развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем
созидательную работу;
- прогрессивное развитие личности ребенка в эти периоды затухает, временно
приостанавливается; на первый план выдвигаются процессы свертывания, распада и разложения
того, что образовалось на предшествующей ступени;
- ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде; ранее
сложившиеся формы внешних интересов распадаются.
Критические периоды – это вехи на пути взросления, их анализ немыслим вне общей логики
развития.
Основные положения Л.С.Выготского о периодизации психического развития были
развернуты в работах его последователей (А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, Л.И.Божович,
Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина и др.).
Д.Б.Эльконин выделяет следующие принципы периодизации:
- исторический подход к темпам развития и к вопросам о возникновении отдельных периодов
детства в ходе исторического развития человечества;
подход к каждому периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем
цикле психического развития ребенка;
- представление о психическом развития как о процессе диалектически противоречивом,
протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе
развития качественно новых образований;
- выявление как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом
развитии – важных объективных показателей переходов от одного периода к другому;
- выделение неоднородных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в
психическом развитии эпох, стадий, фаз.
Д.Б.Эльконин определяет кризисы как переходы от одной системы к другой. При этом
переходы между эпохами он называет «большими кризисами», когда начинается новая эпоха и
начинается новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами
внутри одной эпохи характеризуется как «малый кризис», он открывает следующий период
формирования интеллектуально-познавательных сил ребенка.
Рассматривая каждый период, как состоящий из двух стадий, Д.Б.Эльконин считал, что на
первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на
второй происходит освоение операционно-технической сферы. Им был открыт закон чередования,
периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа,
ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия
в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация вспособах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают
противоречия.
Периоды и стадии детского развития, по Д.Б.Эльконину, выглядят так.
Этап раннего детства состоит из двух стадий – младенчества, открывающегося кризисом
новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего
возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно
осуществляется освоение операционально-технической сферы.
Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с
освоением сотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом
6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.
Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-
потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности
(освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д.Б.Эльконину,
кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в
человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие
ориентацию в мире вещей.
В отечественной психологии принята периодизация Д.Б.Эльконина. Нельзя не отметить, что
проблема периодизации является настолько интересной и важной, что исследовательские работы в
этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная
В.И.Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в., которую рассмотрим подробнее в следующей главе