Часть пятая

Правление аль-Хасана ибн ‘Али (40–41 гг. х.)

 

К

огда аль-Хасан ибн ‘Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: "Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!"[304].

А пророк (мир ему и благословение Аллаха) отозвался об аль-Хасане с похвалой: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман"[305].

Он сказал это об аль-Хасане, но не об ‘Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как ‘Али сражался.

Что же касается ‘Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, ‘Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

 

Глава первая

Краткая биография аль-Хасана ибн ‘Али

 

 

Жёны аль-Хасана (да будет доволен им Аллах):

1. Хауля бинт Манзур.

2. Умм Бишр бинт Абу Мас‘уд.

3. Умм Исхак бинт Тальха ибн Абу ‘Убайдуллах.

Известно, что аль-Хасан несколько раз женился и несколько раз разводился.

У аль-Хасана были сыновья и дочери.

Сыновья: аль-Хасан, Зейд, Тальха, Хусайн, ‘Абдуллах, Абу Бакр, ‘Абду-р-Рахман, аль-Касим, ‘Амр и Мухаммад.

Дочери: Умм аль-Хасан, Умм ‘Абдуллах.

А теперь упомянем о достоинствах аль-Хасана.

Абу Бакрата передаёт: "Я слышал, как однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман""[306].

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) брал его и аль-Хасана и говорил: "О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!"[307].

‘Укба ибн аль-Харис передаёт: "Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал:

"Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на ‘Али!" И ‘Али улыбался"[308].

Аль-Хасан ибн ‘Али скончался в эпоху Му‘авийи в 49 году от хиджры.

‘Умайр ибн Исхак сказал: "Однажды мы с другом зашли к аль-Хасану ибн ‘Али, навещая его во время болезни, и он сказал моему товарищу: "О такой-то! Проси меня, о чём хочешь". Он ответил: "Я не стану просить тебя ни о чём". Аль-Хасан сказал: "О такой-то, проси меня до того, как придёт то время, когда ты уже не сможешь ни о чём попросить меня". Потом он добавил: "Меня поили ядом не раз, но таким - никогда. Поэтому проси меня сейчас". Он сказал: "Я не стану просить тебя ни о чём. Аллах исцелит тебя, если пожелает". После этого мы вышли. А когда на следующий день я зашёл к нему, его состояние ухудшилось. Аль-Хусайн пришёл и, сев у его изголовья, сказал: "Брат, скажи, кто напоил тебя ядом?" Он ответил: "А зачем тебе это? Ты убьёшь этого человека?" Аль-Хусайн сказал: "Да". Аль-Хасан сказал: "Я ничего тебе не скажу. Если это тот, о ком я думаю, то Аллах покарает его сильнее, чем ты, а если это не он, тогда из-за меня не погибнет невиновный""[309].

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа‘да бинт аль-Аш‘ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это.

Аз-Захаби сказал: "Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?"[310].

Ибн Касир сказал: "Я считаю, что это недостоверные сведения"[311].

После убийства ‘Али (да будет доволен им Аллах) жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу ‘Али до самой его смерти.

 

Глава вторая

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

 

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца ‘Али от сражения с жителями Шама[312]. Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то что он сместил Кайса ибн Са‘да ибн ‘Убаду и поручил командование ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн ‘Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал Му‘авийи: "Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга".

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман"[313].

Аз-Зухри передаёт, что Му‘авийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: "Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе". ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: "Нет, мы должны сражаться с ним!" Му‘авийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: "Успокойся, о Абу ‘Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным".

Аль-Хасан и Му‘авийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Му‘авийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, - две награды".

 

 

Часть шестая

Правление Му‘авийи ибн Абу Суфйана,

да будет доволен им Аллах!

(41–60 гг. х.)

 

Глава первая

Краткая биография Му‘авийи

 

 

Му‘авийа принял ислам прежде своего отца во время ‘умры возмещения в 7 году от хиджры, однако открыто объявил об этом только в год покорения Мекки[314].

Жены и дети Му‘авийи:

1. Майсун бинт Бахдаль аль-Кальбиййа. Она родила ему Йазида.

2. Фахита бинт Карза аль-Манафиййа. Она родила ему ‘Абду-р-Рахмана и ‘Абдуллаха.

3. Наиля бинт ‘Умара аль-Кальбийа.

А теперь упомянем о достоинствах Му‘авийи:

1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "О Аллах, сделай его ведущим и ведомым прямым путём! О Аллах, выводи людей на прямой путь через него!"[315].

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "О Аллах, научи Му‘авийу Книге и счёту и убереги его от наказания!"[316].

3. Умм аль-Харам бинт Мильхан передаёт, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заснул недалеко от неё, а потом проснулся, улыбаясь, и она спросила: "Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?" Он сказал: "Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые восседали посреди этого моря, как цари на тронах".

Умм Харам сказала: "Я попросила: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!"".

Передатчик этого хадиса сказал: "И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Аллаху с такой мольбой за неё".

Умм Харам сказала: "Затем он преклонил голову, а потом проснулся, улыбаясь, и я спросила: "Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?" - на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как сражающиеся на пути Аллаха…", сказав то же, что и в первый раз. Я попросила: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!" - и он сказал: "Ты из числа первых"".

А когда халифом стал Му‘авийа ибн Абу Суфйан, Умм Харам приняла участие в морском военном походе, сойдя же на берег, она упала со своего верхового животного и умерла[317].

Аль-Мухалляб ибн Ахмад аль-Андалюси, один из комментаторов "Сахиха" аль-Бухари, сказал: "Этот хадис можно рассматривать как указание на достоинства Му‘авийи, поскольку он был первым, кто предпринял военный поход по морю"[318].

А когда Ибн аль-Мубарака спросили о Му‘авийи. Он сказал: "Что я могу сказать вам о человеке, который, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его", сказал: "Господи Тебе хвала"?"[319].

Однажды Ибн Мубарака спросили: "Кто лучше - Му‘авийа или ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз?" Он ответил: "Даже пыль, попавшая в ноздри Му‘авийи, когда он был с пророком (мир ему и благословение Аллаха), лучше, чем ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз"[320].

Однажды аль-Му‘афа ибн ‘Имрану задали тот же вопрос, и он разгневался и сказал задавшему вопрос: "Неужели ты приравниваешь сподвижника к последователю сподвижников? Ведь Му‘авийа был сподвижником посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его родственником, писцом и хранителем ниспосылаемого ему Откровения!"[321].

Ибн Абу Муляйка передаёт, что однажды Ибн ‘Аббасу сказали: "Что ты скажешь о повелителе верующих Му‘авийи? Ведь он совершает во время витра только один рак‘ат". Ибн ‘Аббас ответил: "Он - факых"[322].

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: "Византийский царь захотел расправиться с Му‘авийей, после того как тот унизил его, разгромил его войска и нанеся ему поражение. Увидев, что Му‘авийа занят войной с ‘Али, он подошёл к его землям с большим войском и хотел напасть на них, однако Му‘авийа написал ему: "Клянусь Аллахом, если ты не прекратишь и не возвратишься к себе, о проклятый, мы с сыном дяди моего заключим мир и выступим против тебя, и я изгоню тебя из всех твоих земель, и земля покажется тебе тесной, после того как была просторной!" Царь испугался, отступил и запросил мира"[323].

Му‘авийа правил около двадцати лет и скончался в 60 году от хиджры. Его эпоха ознаменовалась открытиями многих областей для ислама и стабильностью внутри государства.

 

Продолжение следует…

www.Salaf-forum.com


[1] Поэма Абу ат-Таййб аль-Мутанабби.

[2] Мы обнаружали у аль-Маджлиси в его книге "Бихаруль ан-вар", (том 23 -27), более фанатичные и черезмерные убеждения.

[3] Этот высказывание приводят имам Ахмад, аль-Баззар, абу Йя‘ла, и аль-Хаким, который назвал его достоверным. Шейх аль-Альбани сказал: "Его иснад достоверный, и соответстует тербованиям двух шейхов" (т.е. Бухари и Муслим), см. "ас-Сунна", Ибн Абу Асим, № 983. Также приводят и шиитские ученые, см. Ибн Абу хадид, "Шарх нахдж аль-баляга", (4/108), Мухаммада б. Сулаймана аль-Куфи, "Манакиб Амируль муминин", (2/283), и ат-Туси, "аль-Амали", (256).

[4] Этот высказывание приводит Ибн Абу Асим "ас-Сунна", № 983, шейх аль-Альбани назвал его хорошим.

[5] Ат-Туси, "аль-Амали", (стр. 39), и аль-Маджлиси, "Бихар аль-анвар", (43/93).

[6] "Кашфуль гъумма", (1/369), "Бихар аль-анвар", (43/130).

[7] "Кашфуль гъумма", (1/348–349), "Бихаруль анвар", (1/47–48).

[8] Аль-Бейхаки, "ас-Сунан аль-кубра", (7/63), и Абд ар-Раззакъ ас-Сан‘ани, "аль-Мусаннаф", (6/163). Также см. шиитские источники Абу Джафар аль-Кулейни, "Фуру аль-Кафи", "Книга никаха", (5/346) также "Книга развода", (6/121).

[9] См. книги по родам, например, ас-Сам‘ани, "аль-Ансаб", и Ибн ‘Анбата, "‘Умдат ат-талиб".

[10] "Нахдж аль-баляга", проповедь № 97.

[11] В битве ат-Таффе, на Карбале.

[12] Аль-Маджлиси, "Бихаруль ан-вар", (42/47), и "Аш-шаджара аз-закиййа филь-ансаб", стр. 413.

[13] Сура 3 "Семейство Имрана", аят 110.

[14] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", №№ 3651, 6429, 2652, и Муслим, хадис № 2533.

[15] Ибн Таймийя, "Маджму‘ль фатава", (19/203)

[16] Написал "‘Абкарийат", много сериальная книга "Талант".

[17] Написал "Хулафа ар-расуль" и "Риджал хавлар-расуль".

[18] Написал "Маукиат аль-джамаль", "Али ва банух" и "Аль-фитна аль-кубра".

[19] Написал "Тарих ат-тамадун аль-ислами".

[20] Ибн Таймийя, "Минхадж ас-сунна ан-набавиййа", (4/84).

[21] Ибн Хаджар, "Лисан аль-мизан", (5/84). Изд. "Мактаб аль-матбуа‘т аль-исламиййа".

[22] Аль-Хавансари, "Раудат аль-джаннат", (5/20-21).

[23] Аль-Мирза Хабибуллах аль-Хои, "Минхадж аль-бара‘а шарх нахдж аль-баляга", (1/14), издание "Дарь ат-турас аль-араби", Бейрут.

[24] Этот хадис приводят имам Ахмад в "аль-Муснад", (6/396), № 26682; Ибн Маджа, "ас-Сунан", (2/367), № 3998; Ибн Абу ‘Асим, "ас-Сунна", № 80.

[25] Сура 48 "Победа", аят 29.

[26] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3673, Муслим, № 2540, и другие.

[27] Мухаммад б. Джарир б. Йязид Абу Джафар ат-Табари – толкователь Корана, историк, богослов, мухаддис, и абсолютный муджтахид, который родился в 224 г.х., в городе "Амуль", в "Табаристане", и умер 310 гх. Имам аз-Захаби сказал о нем: "Он был надежным знатоком Корана, первым в числе его толкователей, ученым по мусульманскому праву и единодушному мнению, прекрасно знает историю и хорошо разбирается в имевших место событиях" ("Сияр а‘лам ан-нубаля", (14/270)).

[28] Странность какого то исторического сообщения, когда оно противоречит с реальностью, шариатом, или другими достоверными сообщениями. – Абу ‘Умар аль-Гъаззи.

[29] Ибн Хаджар, "Лисан аль-мизан", (4/128).

[30] Ибн Абу Хатим, "Аль-джарх ват-та‘диль", (7/182).

[31] Аз-Захаби, "Мизан аль-и‘тидаль", (3/319), Ибн Хаджар, "Лисан аль-мизан", (4/492).

[32] Аз-Захаби, "Сияр а‘лам ан-нубаля", (9/179).

[33] См. его биографию у имама аз-Захаби в "Мизан аль-и‘тидаль", (2/255), Ибн Хаджар в "Тахзиб ат-тахзиб", (4/295).

[34] Биография "Мухаммада б. ас-Саиб аль-Калби" в "Мизан аль-и‘тидаль", (3/556).

[35] Эту вымышленную историю упоминал в своей книге "Аль-а‘гани" (стр. 55) шиит по имени Абу аль-Фарадж аль-Асфахани, был обвинен в преднамеренной лжи (см. его биографию в книге "Тарих Багдад", и "аль-Мизан"). Подражал этому лжецу и тиджанист, принявший шиизм, в книге "Ва исалу ахлю-зикр" (стр. 97), но он не ссылается на источник.

[36] См. предисловие книги "Тавил Мушкал аль-Куран" Ибн Кутайба, стр. 32, под редакцией Сайда Ахмеда Сакра, также предисловие книги "аль-Майсир валь кидах", под редакцией Мухибаддина аль-хатиба.

[37] Ибн Хаджар, "Лисан аль-мизан", (7/29).

[38] "Сахих Муслима" аль- Мукадима, (1/15). Глава о том, что иснад из религии.

[39] Сура 49 "Комнаты", аят 6.

[40] Есть разногласие между учеными в определении дня рождения пророка r.

[41] Посланник Аллаха сказал: "Я – господин потомков Адама в День воскресения, и я буду первым, для кого раскроется могила, и первым, кто сможет заступиться, и первым, чье заступничество будет принято" "Сахих Муслима", № 2278, "Сунан Абу Давуда", № 4673.

[42] Сура 59 "Сбор", аят 8.

[43] См. аль-Бухари, "Сахих", хадис № 3781.

[44] Сура 59 "Сбор", аят 9.

[45] Сура 3 "Семейство Имрана", аят 144.

[46] Ибн Са‘д, "Ат-табакат аль-кубра", том 2, стр. 275. шейх аль-Альбани назвал его достоверным, см. "Силсилят аль-Ахадис ас-сахиха", № 1106.

[47] Этот хадис приводит Аль-Бухари в "Сахих", № 4462.

[48] Этот хадис приводят Ат-Тирмизи в "Сунан", № 3618, и Ибн Маджа, хадис № 1631.

[49] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2454.

[50] Место не далеко от Медины, где находилась Хабиба бинт аль-Харис жена Абу Бакра да будет доволен ими Аллах!.

[51] Сура 3 "Семейство Имрана", аят 144.

[52] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3668.

[53] ат-Табари "Тарих аль-умам", (2/455), с некоторыми сокращениями.

[54] Имам Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам ва аль-мулюк", (2/455).

[55] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3667, 3668.

Комментарий Ибн Хаджара "Фатх аль-Бари", (7/384):

"Слова "Вы убили Са‘да ибн ‘Убаду!" означают: "Вы были близки к тому, чтобы убить его". Говорят также, что это метафора и имеется в виду, что они отвернулись от него, бросили его, оставили без поддержки. Однако эту версию опровергает сказанное в версии Мусы ибн ‘Укбы от Ибн Шихаба. Кто-то из ансаров сказал: "Оставьте Са‘да ибн ‘Убаду, не попирайте его! " ‘Умар же сказал: "Убейте его, да убьёт его Аллах!" Да, он сказал это, но не имел в виду веление действительно убить его. В хадисе Малика ‘Умар сказал: "Я сказал, охваченный гневом: "Да погубит Аллах Са‘да! Поистине, он - источник зла и смуты!".

Ибн ат-Тин сказал: "Ансары сказали: "Правитель из нас и правитель из вас", потому что у арабов был такой обычай: предводителем племени мог стать только человек, принадлежащий к данному племени. А услышав хадис: "Правители должны быть из Курайшитов", они отказались от своего прежнего предложения и подчинились".

[56] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснад", (1/18).

[57] Фихр есть Курайш. Абу Ну‘айм, "Ма‘рифат ас-Сахаба", (1/150).

[58] Ат-Табарани, "аль-Му‘джам аль-кабир", (1/55), и Ибн Хаджар, "Фатх аль-Бари", (7/11).

[59] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3661.

[60] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3660.

[61] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3922, и Муслим, № 2381.

[62] Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных (закят) и добровольных расходах.

[63] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3666, и Муслим, № 1027.

[64] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3675, и Муслим, № 2417.

[65] Поход на Зат ас-салясиль состоялся осенью 629 г.х.

[66] То есть Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

[67] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3662, и Муслим, № 2384.

[68] Халиль - слово, указывающее не на обыкновенную дружбу, а на высочайшую степень духовной близости.

[69] Комната Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), как и комнаты жён Посланника Аллаха r, примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) должен был стать халифом.

[70] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3654.

[71] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3678.

[72] Посланник Аллаха r, который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру (да будет доволен им Аллах).

[73] Не может себя держать от плача.

[74] Эти слова произнесла ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), имея в виду, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) плачет, читая Коран.

[75] Поскольку Посланник Аллаха r имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается только к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах). Под женщинами, увидевшими Йусуфа, имеются в виду женщины, которых пригласила к себе жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа. В суре "Йусуф" (аяты 30 и 31) рассказывается о том, что когда жена вельможи потерпела неудачу в своих попытках, другие женщины стали осуждать её. Тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле - для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что она была права. Сравнивая жену вельможи с ‘Аишей, Посланник Аллаха r имел в виду, что обе они действовали не без задней мысли. Он понимал, что ссылаясь на мягкосердечие Абу Бакра, ‘Аиша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что когда люди увидят его на месте Посланника Аллаха r, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной Посланника Аллаха r.

[76] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3659, и Муслим, № 2386.

[77] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3922, и Муслим, № 2381.

[78] Посланник Аллаха r имел в виду, что найдутся желающие стать халифом, которые будут заявлять, что достойны власти больше других.

[79] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 5666, и Муслим 2387.

[80] Сура 50 "Каф", аят 19.

[81] Ибн Са‘д "Ат-табакат аль-кубра", (3/198).

[82] Этот высказывание приводят имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба" (1/118, № 68), его иснад достоверный, и ат-Табарани в "аль-Аусат", (5/148).

[83] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", №№ 7284-7285, и Муслим № 20.

[84] Сура 9 "Покаяние", аят 5.

[85] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (6/320-321)

[86] Сура 39 "Толпы", аят 30.

[87] Сура 21 "Пророки", аяты 34–35.

[88] Сура 3 "Семейство Имрана", аят 144.

[89] Сура 18, "Пещера", аят 17.

[90] Сура 18 "Пещера", аят 50.

[91] Сура 35 "Творец", аят 6.

[92] Т. е. если мусульманская армия услышит азан с какого то города, тогда не будет нападать. Потому что там мусульмане,– Абу ‘Умар аль-Гъаззи.

[93] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (6/320).

[94] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (6/315).

[95]

[96] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (6/323).

[97] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (6/324).

[98] Вахши часто говорил: "самого благочестивого из людей убил я во время джахилии, и самого плохого из них в исламе". См. "Усдуль габа" Ибн аль-Асир, (5/386), и "Тарих аль-ислам" аз-Захаби, (3/39).

[99] Ибн Са‘д, "Ат-табакат аль-кубра", (3/12). Его мать звали "Хавля бинт Джафар бин Каис".

[100] Джуваса, крепость принадлежит племени Абдуль-Кайса, см. "Му‘джам аль-бульдан". (2/174).

[101] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", событие 12 г.х.

[102] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (6/349).

[103] Место находится в современном Кувейте.

[104] Ат-табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", событие 12 г.х.

[105] Т.е. Утром видны результаты ночного путешествия. Примч. ред. А.И.

[106] Имя коня Халида.

[107] Ат-табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", событие 13 г.х. Также Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа".

[108] То есть от Византийцев.

[109] Ат-табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", событие 13 г.х.

[110] Шакир, "ат-Тарих аль-ислами", (3/21).

[111] Здесь имеются в виду те случаи, когда человек не смог устоять перед каким-либо из этих искушений и сделал нечто, не одобряемое шариатом, то есть совершил грех.

[112] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 7096, и Муслим, (№144/231).

[113] Абу Ну‘айм аль-Асфахани, "Марифат ас-Сахаба", (1/190).

[114] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3684, 3863.

[115] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3685, и Муслим, № 2389.

[116] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3689, и Муслим, № 2398.

[117] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3680, и Муслим, № 2394.

[118] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3697, и Муслим № 2394.

[119] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3683, и Муслим № 2396.

[120] Сура 2 "Корова", аят 125.

[121] Сура 66 "Запрещение", аят 5.

[122] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 402, и Муслим № 2399.

[123] Ибн Абу Шейба, "аль-Муасаннаф", № 37074.

[124] То есть ислам, джизйу или сражение.

[125] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", событие 14 г.х. (7/44).

[126] Ат-табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", событие 14 г.х.

[127] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", событие 14 г.х. Также "Аль-бидайа ва ан-нихайа".

[128] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/44).

[129] Место для мусора.

[130] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", событие 16 г.х.

[131] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/86).

[132] Этот высказывание приводит аль-Бухари в "Сахих", № 945.

[133] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", событие 17 г.х., также см. "Тарихуль-ислам", аз-Захаби, событие 20 г.х.

[134] Аль-Хафиз Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", событие 18 г.х.

[135] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 1010.

[136] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", кто умер в 21 году.

[137] ‘Умар (да будет доволен им Аллах) снял Са‘да ибн Абу Ваккаса с должности наместника Куфы.

[138] Отсюда становится очевидно, что аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) не питал ненависти к ‘Али. Он добровольно отказался претендовать на власть в пользу ‘Али. К тому же, аз-Зубайр был сыном Сафиййи бинт ‘Абду-ль-Мутталиб, тёти ‘Али, то есть их связывало кровное родство.

[139] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3700.

[140] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 7207.

[141] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк" (3/292).

[142] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3697.

[143] Ат-Табарани, "аль-Муджам аль-Кабир", (12/13132), аль-Халлял, "ас-Сунна", (398), и Ибн Абу Асим, "Ас-Сунна", (553), аль-Альбани назвал его достоверным.

[144] Аль-Халлял, "ас-Сунна", (320).

[145] Аль-Халлял, "ас-Сунна", (320)

[146] Абу Нуа‘йм аль-Асфахани, "Марифат ас-Сахаба", (1/235).

[147] Абу Нуа‘йм аль-Асфахани, "Марифат ас-Сахаба", (1/245).

[148] Ибн Хаджар, "аль-Исаба фи тамииз ас-сахаба", (2/455).

[149] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (5/63), аль-Альбани назвал его хорошим хадисом, см. "Мишкатуль масабих", № 6064.

[150] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3695, и Муслим, № 2403.

[151] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3675, и Муслим, № 2417.

[152] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (2/76), шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным, № 5469.

[153] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, № 3704, с достоверным иснадом.

[154] То есть станут требовать, чтобы ты добровольно отказался от власти.

[155] Этот хадис приводит Ибн Маджа, № 112.

[156] Аль-Хафиз Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/157).

[157] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", событие 27 г.х. также см. "Тарих Халифа б. Хаййата", (1/34).

[158] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", событие 31 г.х.

[159] См. книгу "Абдуллах ибн Саба, хакика ам хаиал".

[160] Стр. 22.

[161] Ибн ‘Асакир, "Тарих мадинат Димашк", (29/6), Биография Ибн Саба

[162] Ан-Нобахти, "Фирак аш-ши‘а", стр. 22.

[163] Так у шиитов.

[164] Аль-Кашши, "Риджаль аль-Кашши", стр. 98.

[165] Придание № 955.

[166] Его прозвище "Шайх ат-тайфа", в его книге "Риджаль ат-Туси", стр. 1.

[167] В его книги "Бихаруль анвар", (51/210), (42/146).

[168] В его книге "Мустадрак аль-всайл", (18/169).

[169] Корень этого хадиса приводит имам аль-Бухари в "Сахихе", № 9622. Ибн Хаджар, раскрыл все подробные события.

[170] То есть скрылись, и уехали далеко.

[171] Сура 28 "Рассказ", аят 85.

[172] См. аль-Алюси, "Мухтасар ат-тухфа аль-исна ашрийа", стр. 318.

[173] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/204) и сказал: "Иснад безупречный".

[174] Мухаммад Амихзун, "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/360).

[175] Мухаммад Амихзун, "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/364).

[176] Мухаммад Амихзун, "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/365).

[177] Рабза - место в трёх днях пути от Медины в сторону Мекки.

[178] То есть, расширение территории, назначенные для государственного скота.

[179] Ибн Таймийя, "Минхадж ас-Сунна", (6/192).

[180] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", (3/445).

[181] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", (3/445).

[182] Он назначил ‘Абдуллаха, ‘Убайдуллаха, Кусама и Тамама, сыновей аль-‘Аббаса, а также своего воспитанника Мухаммада ибн Абу Бакра и ‘Абду-р-Рахмана ибн Хубайру, сына его сестры Умм Хани. См. "Тарих Халифа", стр. 200-201.

[183] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1855.

[184] Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4359.

[185] Аз-Захаби, "Сиярь алам ан-нубаля", (3/34).

[186] Аз-Захаби, "Сиярь алам ан-нубаля", (3/445).

[187] Аз-Захаби, "Сиярь алам ан-нубаля", (3/21).

[188] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", (2/610).

[189] Сура 49 "Комнаты", аят 6.

[190] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1707.

[191] Приводит имам Ахмад в "Муснаде", (4/279).

[192] Сура 24 "Свет", аяты 4–5.

[193] Ибн аль-Араби, "Аль-авасым мин аль-кавасым", (107-108). С помощью Аллаха книга переведена на русский язык и ждет своей очереди выйти на свет.

[194] Сура 5 "Трапеза", аят 93.

[195] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам валь-мулюк", (3/335).

[196] Мазхаб Абу Зарра в этом вопросе хорошо известен. Он считал, что у человека не должно оставаться ничего сверх необходимого. Однако абсолютное большинство сподвижников придерживались противоположного мнения. Сейчас можно утверждать, что в этом вопросе существует подобие согласного мнения мусульман. Они считают, что человек имеет право владеть золотом и серебром, при условии что он выплачивает закят с этих ценностей. Поэтому аль-Бухари включил в свой "Сахих" главу "То, с чего выплачивается закят, не относится к накопительству". В этой главе он и привёл упомянутое сообщение. Таким образом, Абу Зарр настаивал на том, что человек должен раздавать все излишки, то есть всё, кроме самого необходимого, не оставляя у себя ничего, а Му‘авийа не соглашался с ним в этом.

[197] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 1406.

[198] Ибн Саад, "ат-Табакат", (4/266).

[199] Этот хадис приводит аль-Хаким в "аль-Мустадраке", (3/50) и назвал его достоверным, с ним аз-Захаби не согласился.

[200] Сура 8 "Трофеи", аят 41.

[201] Эта история приводится в "Сахихе" аль-Бухари хадис № 4987.

[202] Ибн аль-Араби, "Аль-авасым мин аль-кавасым", стр. 80.

[203] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 2370.

[204] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/470) № 765, с достоверным иснадом.

[205] Это мнение Малика, аш-Шафии, аль-Авза‘и и Ахмада, см. "аль-Мугъни", (2/54).

[206] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 685. В главном шиитском сборнике хадисов "аль-Кафи", автор аль-Кулайни, (4/524) приводит высказывание имама Джафара ас-Садика что "совершать полный намаз в двух харамах будет лучше, чем их сокращение".

[207] То есть клятву на верность исламу, которую мусульмане принесли Пророку r в аль-Худайбийе.

[208] Это восклицание следует понимать как выражение недоумения в связи с тем, что так мог поступать один из ближайших сподвижников Посланника Аллаха r.

[209] Сура 3 "Семейство Имрана", аят 155.

[210] То есть если ты останешься с больной женой, то получишь такую же награду Аллаха и такую же долю военной добычи, как и любой участник битвы.

[211] ‘Усман (да будет доволен им Аллах) был направлен к мекканцам, которые решили помешать мусульманам войти в Мекку для совершения ‘умры. Его задача состояла в проведении с ними переговоров, которые завершились заключением важного для мусульман перемирия.

[212] Сахих аль-Бухари, хадис № 3699.

[213] Сахих аль-Бухари, хадис № 3700.

[214] Ибн Са‘ад, "ат-Табакат", (3/355) иснад безупречный.

[215] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 6896.

[216] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 4269, и Муслим 158.

[217] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", (3/305), а в цепочке лжец Сайф б. Умар.

[218] Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4607, и ат-Тирмизе, № 2676.

[219] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 695.

[220] Аль-Хафиз Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/148).

[221] Ибн Са‘ад, "ат-Табакат", (8/128) иснад хороший.

[222] Ибн Абу Шейба, "аль-Мусаннаф", (15/204), № 19508, безупречный иснад.

[223] Ибн Абу Шейба, "аль-Мусаннаф", (15/205), № 19509, безупречный иснад.

[224] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/473), № 767.

[225] Ибн Абд аль-Бар, "аль-Истиаб", в месте с "аль-Исаба", (3/78).

[226] Халифа Хайат, "ат-Тарих", стр. 176, иснад достоверный.

[227] Сура 2 "Корова", аят 137.

[228] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/501), № 817.

[229] Аль-Хафиз Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/200), рассказчики заслуживают доверию.

[230] Абу Нуа‘йм аль-Асфахани, "Марифат ас-Сахаба", (1/278).

[231] Там же.

[232] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3702, и Муслим № 2405.

[233] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 78.

[234] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3706, и Муслим, № 2404.

[235] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (5/350), иснад достоверный.

[236] Хумм - название рощи в трёх милях от аль-Джухфы.

[237] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2408.

[238] Или: украшенный узорами в виде верблюжьих сёдел.

[239] Сура 33 "Союзники", аят 33.

[240] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2424.

[241] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2417.

[242] Этот хадис приводят ат-Тирмизи в "Сунане", № 3784, достоверный иснад.

[243] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3651, и Муслим № 2533.

[244] Ас-Силяби, "Али б. Абу Талиб", стр. 99. Также Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", событие 5 г.х.

[245] Хайдар - лев.

[246] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1807.

[247] имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (2/573), № 696, достоверный иснад

[248] имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (2/576), № 976, достоверный иснад

[249] "Маджму‘ль фатава", (4/438).

[250] Ибн Хаджар, "Фатхуль Бари", (13/38), который сказал: "приводил ат-Табари с достоверным иснадом".

[251] Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", (3/517).

[252] Аль-Хафиз Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/509).

[253] Ибн аль-Асир, "аль-Камиль фит-тарих", (3/120).

[254] Ибн Хазм, "аль-Фисаль", (4/293).

[255] "Тарих Халифа б. Хаййата", (182).

[256] Аль-Бухари приводит несколько стихов Имру аль-Къаиса, о смуте, № 7096.

[257] Сура 8 "Трофеи", аят 25.

[258] Аз-Захаби, "Мухтасар минхадж ас-Сунна"

[259] Ибн Абу Шейба, "аль-Мусаннаф", (15/283), № 19674, в иснаде есть неизвестный передачик. См. также Ибн Хаджара, "аль-Маталиб аль-Алийа", (4412).

[260] Ибн Асакир, "Тарих мадинати Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207), и "Усдуль гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "передатчики надёжные".

[261] Ибн Са‘ад, "ат-Табакат", (3/105) иснад хороший.

[262] Посланник Аллаха r имел в виду конфликт.

[263] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393), Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (13/60) сказал: "Иснад хороший".

[264] Эту историю приводят аль-Бухари (№ 4141), и Муслим (2770).

[265] Аз-Захаби, "Тарих аль-ислам", книга, "праведные халифы", стр. 540.

[266] Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4666.

[267] Аз-Захаби, "Тарих аль-ислам", книга "Период праведных халифов", стр. 540, иснад достоверный.

[268] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/288).

[269] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 447, и Муслим № 2915.

[270] аль-Халлял, "ас-Сунна", № 722.

[271] Ибн Хаджар, "Фатх аль-Бари" (13/72).

[272] Ибн Хаджар, "Фатх аль-Бари" (13/37).

[273] Там же.

[274] См. "Менхадж ас-Сунна", (4/410).

[275] См. "Менхадж ас-Сунна", (4/411).

[276] ‘Амр ибн аль-‘Ас - благородный сподвижник, по собственному желанию переселившийся в Мекку. Он не был лицемером, поскольку среди мухаджиров вообще не было лицемеров. Они были среди жителей Медины. А в Мекке мусульмане были гонимы и притесняемы, поскольку знатные мекканцы в большинстве своём были неверующими. И Посланник Аллаха r сказал: "Два Ибн аль-‘Аса - верующие. Это ‘Амр и Хишам". Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам валь-Мулюк", (4/51), и Ибн аль-Асир, "аль-Камиль фит-тарих", (3/168).

[277] Имеется в виду Али.

[278] См. подробности истории третейского суда в книге "Марвийат Абу Михнаф в тарих ат-Табари", также см. аль-Бухари, "ат-Тарих аль-кабир", (5/398) и Ибн Асакира, "Тарих мадинати Димашкъ", (46/175).

[279] Со времени слово Али стало притчей.

[280] Сура 4 "Женщины", аят 35.

[281] Сура 33 "Союзники", аят 21.

[282] Сура 43 "Украшения", аят 58.

[283] Аль-Хаким, "Мустадрак", (2/150).

[284] Абдуллах б. Шаддад, которого Айша спрашивала в начале хадиса о событии между Али и хариджитами. После того как его убили.

[285] Т.е. люди Писания. Как сегодня и делают, обижают и убивают, не считаясь с договорами, которые правители заключили с ними.

[286] Речь идет об уродстве, которое было на руке этого человека. Это был нарост, напоминающий женскую грудь, за что он и получил своё прозвище. Зу-с-садйа - буквально "обладатель груди".

[287] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 656, Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным.

[288] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", том 7, стр. 298.

[289] Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", (148/1064) также аль-Бухари № 3610.

[290] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 848, Шейх Ахмад Шакир сказал, что иснад его достоверный.

[291] То есть уполномоченные для этого люди.

[292] Со временем его слово стало притчей.

[293] Ибн Са‘ад, "ат-Табакат", (3/37), и Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/338).

[294] То есть не воевать.

[295] Мы видели такое время, когда Саддам нападал на нас в Кувейт, и много мудрых людей мы потеряли, не говоря о простых.

[296] Из этой истории можно понять, что аз-Зубайр, Тальха и ‘Аиша не отрицали право ‘Али на власть. Они признавали его в качестве халифа, присягнули ему сами и велели аль-Ахнафу сделать то же самое. Что же касается вопроса о наказании убийц ‘Усмана и присяге ‘Али, то мнение упомянутых сподвижников было их иджтихадом. Они считали, что прежде всего должны быть казнены убийцы ‘Усмана.

[297] Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (13/38).

[298] Приводит имам Ахмад, в "Муснаде", (6/393), Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (13/60) сказал, что его иснад хороший.

[299] Аз-Захаби, "Тарих аль-ислам", "Период праведных халифов", стр. 645.

[300] Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 447, и Муслим № 2915.

[301] Этот хадис приводят имам Ахмад в "Муснаде", № 11196, и Муслим № 1064.

[302] Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 11779.

[303] Ибн Асакер, "Тарих мадинату Димашкъ", сокрощенный вариант, (11/207), и "Усдуль Гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики доверенные".

[304] См. Ибн Абу Шейба, "аль-Мусаннаф", событие Сыффина.

[305] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахихе", № 3746.

[306] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746. См. также "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (7/245).

[307] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3735.

[308] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3542, 3750.

[309] Ибн Са‘ад, "ат-Табакат аль-кубра", стр. 335, № 294.

[310] Аз-Захаби, "Тарих аль-ислам", книга "Эпоха Му‘авийи", стр. 40.

[311] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (8/44).

[312] Абдур-Раззакъ, "аль-Мусаннаф", (5/462).

[313] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746.

 

[314] Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", книга "Эпоха Му‘авийи", стр. 308.

[315] Этот хадис приводит ат-Тирмизи в "ас-Сунан", № 4113. Шейх аль-Альбани подтведил достоверность этого хадиса, в "Силсилят аль-ахадис ас-сахиха", № 1969.

[316] Этот хадис приводят имам Ахмад, (4/127), Ибн Абу Шейба (3/9), аль-Баззар (977), ан-Насаи (4/145), ат-Табарани (18/628), Ибн Хузайма (1938), Ибн Хиббан (3465), и ат-Таххави (5503), Шейх аль-Альбани сказал: "Хадис хороший для подкрепления других".

[317] Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 2800.

[318] Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (6/120).

[319] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (8/130).

[320] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (8/130).

[321] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (8/130).

[322] То есть человек, разбирающийся в вопросах религии и понимающий её предписания. Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3765.

[323] Ибн Касир, "Аль-бидайа ва ан-нихайа", (8/119).