А. Целенаправленное конструирование.
Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например таких как:
— изучение психологии объекта;
— диагностика объекта;
— установление более тесных контактов;
— обеспечение сотрудничества;
— обсуждение конкретной проблемы;
— получение нужной информации;
— передача своей фактуры, или дезинформации;
— убеждение в чем-то;
— принуждение к чему-либо.
В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие друг в друга фазы, включающие:
— предварительную подготовку;
— начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника;
— проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном направлении;
— завершение диалога с закреплением достигнутого результата.
На этапе предварительной подготовки занимаются:
— прояснением того, что нужно достичь в результате разговора, отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум;
— получением изначальной информации (о партнере и затрагиваемой проблеме);
— обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта и иными действующими здесь факторами);
— отрабатыванием выигрышных компонентов общения (выбор подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств свидания).
Начало разговора с поддержанием соответствующего психоэмоционального настроя у визави строится на пресечении негативных эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости поз, узости зрачков...) и снимают различными психологическими приемами (выбором особо действующих слов, мимикой, телесным копированием...).
Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жесты, выражения лица, взгляд...) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения.
Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о визави на негативное.
Некоторые аспекты персонального взаимодействия были изложены в разделе повествующем о вербовке, здесь же мы приведем различные психологические моменты, улучшающие эффективность речевого общения.