Тексты и ответы к третьему заданию
Отрывки из исторических источников, работ историков и задания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом.
Билет № 1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите» как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили городе честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Это отрывок из знаменитой «Повести временных лет» — общерусского летописного свода, появившегося в Киеве в начале XII в. Именно эта летопись дает подробную картину расселения восточных славян в VIII-IX вв.: «Поляне же жили в те времена...». Известно, что под 862 г. эта летопись упоминает об основании города Киева тремя легендарными братьями. В исторической науке принято считать, что основатели Киева — поляне.
Билет № 2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере, подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому, что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
В отрывке из летописи речь идет о битве между рыцарями Ливонского ордена и войском новгородского князя Александра Невского, состоявшейся 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Она вошла в историю как Ледовое побоище. Слово «лед» несколько раз упоминается в этом отрывке: «лед на замерзшем озере подломился», «и не видно было льда», «7 верст по льду»... В ожесточенном сражении немцы-рыцари были разгромлены. Более десяти лет после этой битвы Ливонский орден не решался напасть на Русские земли.
Билет № 3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на оснований чего вы это определили.
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика бросились в бегство...»
В данном отрывке из летописной повести идет речь о Куликовской битве, которая состоялась 8 сентября 1380 г. Об этом говорит прежде всего упоминание места битвы — за Доном вблизи впадения в него реки Непрядвы. Рассказ о Мамае — темнике хана, мечтавшем о восстановлении былого могущества Орды, о бегстве ордынцев, размах сражения, — все свидетельствует о том, что это Куликовская битва. Наконец, слова: «И вознес Бог нашего князя за победу над иноплеменниками» — подтверждают известный факт, что князь Дмитрий Донской, руководивший битвой, был канонизирован Русской православной церковью.
Билет № 4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»
Н.М. Карамзин рассказывает о преподобном Сергии Радонежском (ок. 1312-1392) основателе Троицкой обители (Троце- Сергиева лавра). Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля-подвижника, имел высокий духовный авторитет. По преданию, прежде чем решиться на борьбу с Ордой, князь Дмитрий Донской посетил Троицу, чтобы получить благословение Сергия. Сергий благословил воинов на победу и дал князю двух иноков (то есть монахов) — Александра Пересвета и Ослябю.
Билет № 5.Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве в укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину ...»
В данном отрывке речь идет об учреждении опричнины, которая неразрывно связана с царем Иваном IV Грозным (1530-1584): «...а учинить ему на своем государстве себе опричнину» (от слова «опричь» — вне, кроме). Существование опричнины относится к 1565- 1572 гг. Известно, что в начале Ливонской войны (1558) царь разорвал отношения с членами Избранной рады, считал их изменниками, покушавшимися на истинное «самовладство», казнил их нещадно вместе с родственниками. Об опалах и казнях говорится и в данном отрывке из записок иностранца. Борьбу с изменниками-боярами считают одной из причин введения опричнины.
Билет № 6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определяли.
«Не хотим, за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так кричали на вече бояре и их сторонники».
В данном отрывке из исторического источника говорится о событиях, связанных с присоединением к Московскому государству Новгородской республики (1471-1477). Новгород, расположенный между Московским и Ливонским государством, делал выбор — Литва или Москва? Новгородцев, особенно бояр, привлекало то, что в Литве отношения между государем и подданными строились на договорных началах. Призывы идти за короля Литовского Казимира IV не раз звучали в указанные годы.
В январе 1478 г. переговоры с Иваном III закончились полной капитуляцией Новгорода. Новгородская автономия была упразднена.
Билет № 7. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали
и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. ...Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый...»
В отрывке из летописи рассказывается об отъезде царя Ивана IV Грозного из Москвы в Александровскую слободу в конце 1564 г. Именно из Слободы царь отправил в Москву в январе 1565 г. две царские грамоты. В первой царь объявлял о том, что оставил государство из-за насилия и измен бояр. В другой грамоте царь объяснял свой поступок москвичам. Это событие непосредственно связано с учреждением опричнины, об этом говорится в документе: «...Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый...».
Билет № 8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».
В отрывке из исторического источника речь идет о начале Смутного времени (Смуты) в Российском государстве, которое датируется концом XVI — началом XVII в. Смута началась авантюрой Лжедмитрия I, о которой и идет речь в данном отрывке. В конце 1604 г. Лжедмитрий с небольшим отрядом пересек границы Московского государства: «После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля...».
Говорится в отрывке и о царевиче Дмитрии, чье имя присвоил себе самозванец, и о том, как воспринимала страна чудесное воскрешение царевича. Смерть 13 апреля 1605 г. Бориса Годунова помогла самозванцу в июне 1605 г. вступить в Москву.
Билет № 9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Борис Годунов... началделать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение... а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства...»
События, описываемые в отрывке из документа, относятся к концу XVI — началу XVII в. — Смутному времени в истории Российского государства, которое еще называют первой гражданской войной в истории России. Об этом свидетельствуют перечисленные в отрывке имена и их оценка автором документа: царь Борис Годунов и оценка его деятельности («начал делать многие неправды»); самозванец Лжедмитрий I («вор Гришка Отрепьев-разстрига»); царь Василий Шуйский, не пользовавшийся поддержкой («не захотели ему служить, а отложились от Московского государства»).
Билет № 10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».
Это отрывок из Жалованной грамоты дворянству (1785), полное название которой — «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Она повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось дворянство, а также закрепляла за ним наименование «благородного дворянства» (это наименование несколько раз звучит в приведенном отрывке), освобожденного от телесных наказаний, расширяла права дворян на самоуправление и предоставляла им возможность влиять на местную администрацию.
Билет № 11. Прочтите отрывок из сочинения историка н назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие - всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, - решительностью и твёрдостью в своих действиях — Аракчееву».
В данном отрывке речь идет об императоре Александре I (1777— 1825), внуке Екатерины Великой. Известно, что в начале своего царствования император, воспитанный на идеях Просвещения, говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, о просвещении народа, поощрял деятельность М.М. Сперанского... Однако во второй половине царствования, особенно к 1820 г., восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. Этому способствовали не только личные особенности Александра I (осторожность, нерешительность, двуличие), но и консервативно настроенное общество, под давлением которого царю не раз приходилось отступать.
Билет № 12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».
Описываемые в документе события происходили в начале декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. 27 ноября в Петербург пришла весть о кончине Александра I в Таганроге. Войска, правительственные учреждения и население присягнули Константину (акт об отречении Константина хранился в тайне). Однако Константин, не принимая престола, не желал и отрекаться от него. Возникло междуцарствие. В отрывке из документа и описываются ежедневные совещания членов Северного общества у Рылеева, где обсуждались и разрабатывались различные варианты выступления — в зависимости от того, отречется или не отречется Константин и будет ли «переприсяга».
Билет № 13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, , на основании чего вы это определили.
«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».
В отрывке из сочинения историка идет речь об императоре Николае I (1825-1855), брате Александра I. Именно его царствование началось с подавления восстания декабристов. Известно, что восстание произвело сильное впечатление на Николая. Поэтому он сам выступал в роли следователя, чтобы понять истоки и причины заговора. Более того, Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России с основными положениями их планов и проектов всегда находился в кабинете Николая I.
Билет № 14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажи-, те, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости...»
Описываемые события произошли в ходе Крымской войны (1853-1856). Одним из главных моментов этой войны была оборона Севастополя, о которой и идет речь в данном отрывке. В интересах этой обороны были потоплены старые корабли: «они временно преградят вход на рейд...». Героическая оборона города продолжалась 11 месяцев.
Билет № 15. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».
В отрывке из документа идет речь о Декрете о мире, принятом на II Всероссийском съезде Советов в ночь на 27 октября 1917 г. Декрет объявлял о выходе России из «империалистической войны». Его самое известное положение — «немедленный мир без аннексий... и без контрибуций». Призывал народы и правительства государств- участников Первой мировой войны начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций.
Билет № 16. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, иа основании чего вы это определили.
«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности...»
В отрывке из декрета Совнаркома говорится о новой экономической политике (принята на X съезде РКП(б) в 1921 г.). Об этом свидетельствуют разрешение свободного обмена, покупки и продажи оставшихся у населения после выполнения натурального налога (нэп заменил продразверстку продналогом) продуктов сельского хозяйства, а также право обмена, покупки и сбыта кустарной и мелкой промышленности.
Билет № 17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... 6 тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка...»
В отрывке из воспоминаний говорится о коллективизации в СССР, то есть массовом создании коллективных хозяйств (колхозов) в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Эта политика сопровождалась уничтожением единоличных хозяйств (о чем и идет речь в отрывке), проводилась насильственными методами: «В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный...». Коллективизация нанесла огромный урон крестьянству, в корне изменила традиционный уклад жизни основного населения России.
Билет № 18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом...»
В отрывке из воспоминаний вдет речь об индустриализации, то есть создании крупного машинного производства, развитой промышленности. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще во второй половине XIX в. В 1930-е гг., о которых идет речь в отрывке (именно к этому времени относятся перечисленные стройки), индустриализация проводилась форсированными темпами. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции.
Билет № 19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...К середняку применили политику, направленную против кулака... Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. ...В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».
Описываемые в письме события происходили в годы сплошной коллективизации, которая началась в 1929 г. Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию же подлежали в некоторых районах до 10-15% единоличных хозяйств. Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление, о чем говорится в письме. Государству пришлось временно отступить, но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился.
Билет № 20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Мощная база обороны страны была создана. Как Же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию... Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».
В отрывке из воспоминаний маршала Г.К. Жукова речь идет о политике ускоренной модернизации страны, о «великом переломе» (Сталин) — ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу. Акцент делался на развитие самых передовых в ту эпоху отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения, то есть основы современного военно-промышленного комплекса. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Все это позволило накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы. Как пишет Г.К Жуков, армия «превратилась из технически отсталой в передовую современную армию».
Билет № 21. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.
«В кольце... оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».
В отрывке из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского речь идет об одном из главных событий Великой Отечественной и Второй мировой войны — разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом (19 ноября 1942 - 2 февраля 1943). Именно эта битва положила начало Коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Известно, что были окружены 22 немецкие дивизии, а в плену оказались 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом, о чем и говорится в настоящем отрывке. Такого разгрома армия Гитлера еще не знала.
Билет № 22. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности... ошибки и извращения, отвергнет те. методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».
Это отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева, первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР (1953-1964). В феврале 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. По отзывам современников, «это был мужественный шаг мужественного человека»: Хрущев привел факты прямой ответственности Сталина за террор и репрессии, осудил их как нарушение социалистической законности, призвал к преодолению их последствий. Десталинизация встретила мощное сопротивление консерваторов. Именно об этом и вспоминает Н.С. Хрущев.