Виды деятельности и формы занятий

Поскольку источников знаний и образных представлений о прекрасном (как и безобразном) – неисчислимое множество, образовательному учреждению не составит труда творчески выбрать и объекты (артефакты) , и способы их освоения подростками. Посредством Интернета сегодня широко доступными оказываются коллекции всех крупнейших и даже региональных музеев мира, есть возможность составить монографические подборки картин всех художников, скульпторов, архитекторов и других мастеров всех народов и всех эпох.

Многие виды деятельности и формы занятий упомянуты в выше раскрытых направлениях. Поэтому здесь имеет смысл назвать лишь те виды деятельности, которые представляются недооцененными в педагогической практике:

· «использование» родной деревни, города и их окрестностей в качестве своеобразной «образовательной программы» по истории культуры народа, создавшего этот социально-природный феномен; осмысление и письменная фиксация результатов такого наблюдения-исследования может оказаться интереснейшим и очень полезным в духовно- нравственном отношении опытом;

· устройство подростками публичных лекций (с приглашением родителей, местных жителей и др.) о выдающихся произведениях искусства;

· организация экскурсий на художественные производства и выставки, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей с последующим обсуждением увиденного и прочувствованного и оформлением в виде презентаций, эссе и других форм долговременного хранения и использования;

· организация салонов (как художественно ориентированного клубного пространства), где происходит творческое общение подростков и заинтересованных взрослых, звучит хорошая музыка (классическая, народная, современная, но не попса), поэзия, рассказы людей, побывавших в интересных местах, и др.;

· обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение;

· поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1.В чем отличия разработки программы воспитания и социализации школьников от проектирования рабочей программы по учебному предмету?

2.Как учитывать условия социума при проектировании процесса воспитания и социализации школьников?

3.В чем отличия создания программы воспитания и социализации в образовательном учреждении, классном коллективе и клубном объединении?

4.Какие этапы проектирования должен пройти классный руководитель при создании программы воспитания и социализации школьников?

5.Чем отличаются программа воспитания и социализации детей образовательного учреждения и в классном коллективе?