Творчество Энгра
Французская живопись XVIII -XIX вв.
(Электронные материалы «Раздольская В. И.»)
ЖАН-ОГЮСТ-ДОМИНИК ЭНГР (1780-1867)
Из мастерской Давида вышло много выдающихся художников, но самым крупным среди них был Жан-Огюст-Доминик Энгр. Его искусство настолько значительно, что неправомерно рассматривать его в рамках школы Давида. Энгр — несомненно, один из великих художников XIX столетия, но и один из самых парадоксальных, поражающий своей непоследовательностью и при этом неизменно хранящий свою индивидуальность.
Его искусство по-разному оценивалось и современниками, и последующими поколениями. Долго велись споры, с каким из явлений французской художественной культуры следует связывать Энгра, его работы демонстрировались на разных тематических выставках во второй половине XX века — классицизма, романтизма и даже реализма. Ибо Энгр — один из тех мастеров, которые не вмещаются в порой шаткие типологические рубрикации, установленные историками искусства.
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Верность классицистической доктрине Энгр провозглашал в течение всей жизни, называя себя ее верным хранителем, а не новатором. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». При этом Энгр всегда внимательно изучал натуру — свидетельство тому его прекрасные рисунки. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
Вместе с тем в поисках идеала он далеко не всегда следовал классицистическим догмам, им же самим провозглашенным. И в лучших своих работах он демонстрировал как раз отступления от этих догм и дерзкую интерпретацию не только классических образцов, но и высокопочитаемой им натуры. Большинство подобных работ относится к раннему периоду его творчества.
В «Автопортрете за мольбертом» чеканная форма — фигура, переданная крупной, монолитной массой, — сочетается с захватывающей экспрессией взгляда, обращенного на зрителя. Как считал Энгр, в каждом портрете первое, что надо сделать, — это заставить говорить глаза. Этот автопортрет с поразительной интенсивностью воссоздания напряженной внутренней жизни моделей, нередко сравнивают с образами романтической литературы. С другой стороны, в портретах супругов Ривьер Энгр предстает блестящим светским портретистом, развивающим тип давидовских портретов, но с большим вниманием к деталям костюма и аксессуарам, составляющим в портрете мадам Ривьер изысканный декоративный антураж, благодаря
которому банальная модель обретает своеобразное очарование.
И совершенно иначе решен портрет их юной дочери Каролины Ривьер. Энгр считал его своим шедевром. Хрупкая фигура девушки в белом платье, с белым боа, на фоне весеннего пейзажа — образ редкого изящества и тончайшего лиризма. «Французской Джокондой» назвал ее Жан Кассу, и это не кажется грубым преувеличением, столь совершенна и целостна в картине гармония человека и необъятного мира.
Автопортрет за мольбертом, 1804 | Портрет Филибера Ривьера, 1804 | Портрет мадам Ривьер. 1805 | Портрет Каролины Ривьер. 1805 |
Парадные портреты Наполеона писали и другие художники. Но ни в одном из них не была достигнута подобная мера трансформации реального человека в объект поклонения. Этот портрет сравнивали и с Зевсом Олимпийским, их Богом Отцом ван Эйка (Энгр мог видеть Гентский алтарь, который одно время находился в Париже). Державное величие сочетается в нем с почти магической напряженностью неподвижного взгляда, устремленного с высоты трона на простых смертных. Образ в своей византийской пышности и застылости.
Портрет Наполеона на троне. 1806
Энгр считал рисунок «высшей честностью искусства»: «Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок — это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка... Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собой живопись».
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Обманчивое на первый взгляд следование классицистическим приемам — фронтальность композиции, строгая выписанность деталей — оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью пространственного построения с парящим в небесах троном, масштабное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнувшей к нему Фетиды, а главное — дерзким отступлением от анатомической точности. Плавные, как бы струящиеся формы фигуры нереиды, столь гибкие, что кажутся бескостными, особенно руки, непомерно вытянутая шея, странно запрокинутая голова, — все это определяет ее пленительную грацию и особую экспрессию в контрасте с мужественной и суровой бесстрастностью Юпитера Фетида воспринимается как пластическое воплощение мольбы и нежности. Удивительно цельная и совершенная по линейному ритму, эта картина — и одна из самых красивых по цвету работ Энгра. Интенсивно-голубое небо с клубящимися белыми облаками, розовато-оранжевый плащ Юпитера, желтовато-зеленоватая драпировка Фетиды объединяются в выразительное трезвучие, своеобразно интерпретирующее традиционные цветовые отношения.
Картина вызвала критику ортодоксальных адептов классицистической школы, а в дальнейшем подобные работы Энгра высоко оценили молодые романтики.
Эдип и Сфинкс 1808 Юпитер и Фетида. 1811 Сон Оссиана. 1813
Близость к романтизму особенно очевидна в композиции «Сон Оссиана», воссоздающей заоблачный мир Элизиума и озаренные таинственным светом призрачные фигуры муз, героев и нимф. Это, пожалуй, самая фантастическая и завораживающе притягательная картина Энгра, демонстрирующая свободу романтического видения.
Например, «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», в которых очевидно влияние «примитивов». Как и близкие по стилю работы других художников, они нередко определяются понятием «стиль трубадур», представляющим определенную, хотя и не доминирующую, тенденцию во французском романтизме.
Роже и Анжелика. 1819 Паоло и Франческа. ок. 1819
В Италии Энгр создал и некоторые, едва ли не самые совершенные, изображения обнаженной натуры. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру, изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема. Сдержанны и просты цветовые отношения: желтоватое тело, зеленоватый занавес слева, белая драпировка, покрывающая сиденье, серый фон. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
«Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Но нельзя не оценить очарование этого стройного тела, мелодичность его линий, изящество и элегантность форм. При этом Энгр не побоялся допустить анатомические искажения: в вытянутой гибкой спине одалиски критики насчитали два лишних позвонка.
Купальщица Вальпинсона. 1808 Большая одалиска. 1814
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Энгр выработал в рисунках особую технику. Карандашом он передавал фигуру, единой непрерывной линией, почти без моделировки, но уделяя большее или меньшее внимание костюмам и аксессуарам. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Энгр умел остановиться вовремя и не нарушать прозрачную легкость графической формы, которой он мог подчинять даже громоздкие мужские костюмы или перегруженные деталями дамские наряды.
Конечно, это относится не только к портретам, но, может быть, в еще большей степени к рисункам обнаженной натуры, которую Энгр мог передавать единым контуром, часто не отрывая карандаш от бумаги, с безошибочной уверенностью и трепетным чувством, «Строя фигуру, не создавайте ее по частям, — учил он. — Согласуйте все одновременно и рисуйте ансамбль». В этих пленительных рисунках гибкие, текучие линии слагаются в безупречно выверенные формы.
Портрет мадам Детуш. 1816. Портрет Паганини. 1819
В Италии Энгр выполнил прекрасные женские портреты: благородный и сдержанный по цвету чуть отрешенный по выражению портрет мадам Девосе, более сложный по композиции и нарядный по колориту портрет мадам де Сенонн. Среди портретов друзей-художников, живших в Риме, многие сочетают строгость пластической формы с напряженностью внутренней жизни. Даже в портрет надменно-бесстрастного русского дипломата графа Н. Д. Гурьева Энгр вносит оттенок романтической взволнованности благодаря выразительному пейзажному фону с тревожным грозовым небом.
Портрет мадам Девосе. 1807 портрет мадам де Сенонн. 1814 Портрет графа Н. Д. Гурьева. 1821
В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». В ней он вернулся к классицистической традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремлениях. Композиционное построение картины, обдиомена» и «Источник». В отличие от ранней «Купальщицы Вальпинсона», Энгр писал их долго, в течение многих лет, упорно стремясь к идеалу, который ему самому порой казался недостижимым.
Венера Анадиомена. 1848Источник.1856
Своеобразным обобщением работы в этом жанре стала композиция «Золотой век» (незаконченная роспись в замке Дампьер). Прекрасные обнаженные фигуры на фоне идеального пейзажа - алтарная картина культа античности. Энгр выразил в ней извечную мечту о счастливой гармонии идеальных людей и прекрасной природы, для выражения которой он не находил мотивов в своей эпохе.
К последним годам жизни Энгра относится и одна из самых удивительных интерпретаций мотива наготы — картина «Турецкая баня» — сложная арабеска из обнаженных тел, заключенная в форму тондо. В ней вновь, более чем полвека спустя, появляется Купальщица Вальпинсона на фоне округлых сплетающихся фигур, исполненных томной задумчивости или чувственной неги.
Золотой век. Незаконченная роспись в замке Дампьер. 1843-1847 Турецкая баня. 1863
В портретах Энгр блестяще выразил меняющееся лицо эпохи. Различие между мужскими и женскими портретами: в первых более выражается характер модели, в женских - поиски красоты линейно-пластической структуры и цвета.
Портрет Бертена-старшего — один из самых прославленных в искусстве XIX века. Энгр добился в нем не просто поразительной передачи портретного сходства, образ энергичного и самоуверенного магната французской прессы воспринимается как «выражение Целой эпохи», как «Будда торжествующей, богатой, пресыщенной буржуазии».
Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Эту величавую красавицу, которую современники сравнивали с Юноной, Энгр писал мучительно долго, придирчиво выбирая и меняя ее наряд и украшения. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Пышное платье лионского шелка с цветочным узором, подчеркивающее ее зрелую, несколько тяжеловесную красоту, обилие драгоценностей — все выражает вкус времени, с его пристрастием к декоративному богатству.
Портрет Инесс Муатесье. 1856 Портрет Бертена-старшего. 1832
В поздние годы Энгр был материально независимым и мог выбирать свои модели. В рисунках это чаще всего его близкие или друзья. Великолепными образцами поздних графических портретов Энгра могут служить его автопортрет, отличающийся особой деликатностью и мягкостью манеры или портрет Дельфины Энгр, второй жены художника.
Автопортрет. 1835 портрет Дельфины Энгр. 1852
В поздний период многие его произведения не соответствовали академической доктрине, в частности узкое неожиданное и своеобразное проявление ориентализма, как картина «Одалиска и рабыня».
Одалиска и рабыня. 1839