F80.8 Другие расстройства развития речи и языка

 

F80.81 Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией

 

Характеристика состояния

Клиническая картина проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения.

Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей соответствует возрасту. Степень тяжести может быть от легкой до значительной.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра и др. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоравливающих мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Перечень необходимых обследований

Консультация специалистов (обязательные):

- логопед;

- психиатр;

- невролог;

- психотерапевт;

- психолог.

Консультации специалистов (дополнительные):

- педиатр;

- нейропсихолог.

Диагностическое обследование (дополнительно):

- ЭЭГ,

- Эхо-ЭГ.

Принципы терапии

Медикаментозная терапия включает:

- ноотропные препараты;

- седативные препараты;

- нейролептики;

- антидепрессанты;

- витамины.

Дополнительные лечебные мероприятия:

- физиотерапия;

- ЛФК;

- массаж.

Комплексные медико-педагогические мероприятия:

1. Проведение курса логопедических занятий целесообразно преимущественно в групповой форме. Занятия направлены на развитие речи ребенка (в том числе коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления.

Логопедические занятия проводятся по той же схеме, что и курсы для детей с ОНР (моторной алалией):

ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;

ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.

Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий, преимущественно в групповой форме.

2. Логоритмика 20 - 45 занятий на курс.

3. Занятия с психологом 20 - 45 занятий на курс.

4. Осмотр психиатра (3 - 5 раз за курс, по показаниям - чаще) с медикаментозным лечением.

5. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты лечения

Развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.