Б. Искажение информации и дезинформация.
Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть:
— подсунута источнику как дезинформация;
— искажена им преднамеренно;
— изменена — произвольно или непроизвольно — в ходе ее передачи.
Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным каналам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить вознаграждение, избежать наказания...), чем наоборот.
При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются:
— прямое сокрытие фактов;
— тенденциозный подбор данных;
— нарушение логических и временных связей между событиями;
— подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта или намека...), чтобы она воспринималась как ложь;
— изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание сведений;
— смешивание разнородных мнений и фактов;
— сообщение информации такими словами, которые можно истолковывать по-разному;
— неупоминание ключевых деталей факта.
Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных, чаще всего происходят из-за:
— передачи только части сообщения;
— пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");
— пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.
Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует:
— различать факты и мнения;
— понимать, способен ли информатор по своему положению иметь доступ к сообщаемым фактам;
— учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...) характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению;
— применять дублирующие каналы информации;
— исключать все лишние промежуточные звенья;
— помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация, которую вы предполагаете, или желаете услышать.