Б. Искажение информации и дезинформация.

Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть:

— подсунута источнику как дезинформация;

— искажена им преднамеренно;

— изменена — произвольно или непроизвольно — в ходе ее передачи.

Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным каналам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить вознаграждение, избежать наказания...), чем наоборот.

При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются:

— прямое сокрытие фактов;

— тенденциозный подбор данных;

— нарушение логических и временных связей между событиями;

— подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта или намека...), чтобы она воспринималась как ложь;

— изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание сведений;

— смешивание разнородных мнений и фактов;

— сообщение информации такими словами, которые можно истолковывать по-разному;

— неупоминание ключевых деталей факта.

Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных, чаще всего происходят из-за:

— передачи только части сообщения;

— пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");

— пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.

Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует:

— различать факты и мнения;

— понимать, способен ли информатор по своему положению иметь доступ к сообщаемым фактам;

— учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...) характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению;

— применять дублирующие каналы информации;

— исключать все лишние промежуточные звенья;

— помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация, которую вы предполагаете, или желаете услышать.