Механизм построения и функционирования воспитательной системы

Личность формируется в деятельности. Воспитание всесторонне развитой личности – такую задачу ставят перед собой многие педагоги. Однако «нельзя объять необъятное». С моей точки зрения, задача педагога заключается в том, чтобы в первую очередь выявить и способствовать развитию потенциальных возможностей и интересов детей. Однако, способствуя становлению индивидуальностей, надо не забывать о формировании классного коллектива. Для эффективного решения этой задачи необходимо опираться на сходство в интересах детей, на внутренние связи и отношения в коллективе.

Исходя из этого, главным системообразующим фактором воспитательной системы класса может стать индивидуальная и совместная деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, раскрытию их способностей. Приоритетным направлением деятельности целесообразно избрать работу над классным проектом «Лига чемпионов».

Увлечение детей футболом, командной игрой, требующей от каждого личного вклада в общее дело, - хорошая база для реализации замысла воспитательной системы.

Совместная проектная деятельность детей, родителей и учителя может включать в себя работу по направлениям, для многих, казалось бы, далеким от спорта (ведь понятие «здоровье» чаще всего связывают напрямую с физкультурой и спортом). Мы же рассматриваем «здоровую» личность, если ей присущи следующие качества:

- физическое здоровье;

- трудолюбие;

- креативность;

- индивидуальность;

- патриотизм, гражданственность;

- способность к самосовершенствованию;

- коммуникативность;

- толерантность.

Заинтересованности детей, созданию условий для развития потребности в личных и коллективных достижениях как нельзя лучше способствует спортивная (футбольная) терминология, которую можно использовать при создании проекта и организации ученического самоуправления.

Реализация проекта «Лига чемпионов» осуществляется через участие учащихся в деятельности секций (объединений 3-4-х человек) по интересам. Задача заключается в том, чтобы создать для каждого ученика поле деятельности (ниши в жизнедеятельности класса и школы), на котором он мог бы проявить себя, чего-либо добиться. Иначе говоря, стать чемпионом. В течение пяти лет класс, проходя определенные ступени развития классного коллектива (1–й дивизион, 2-й дивизион, премьер-лига), к концу 9-го достигает «Лиги чемпионов». В ходе работы над проектом создаются условия для личностного роста ребят, фиксируются их достижения.

Системоинтегрирующими формами организации воспитательного процесса могут стать:

1. Коллективные дела (мини-проекты).

2. Реализация программы «В здоровом теле здоровый дух!».

3. Создание классного портфолио «Лига чемпионов».

Целесообразно выделить пять этапов создания воспитательной системы:

1-й этап – 5-й класс: совместная деятельность учащихся, классного руководителя и родителей по проектированию внутриклассной жизни (первое полугодие) и начало реализации проекта, выбор детьми приоритетных направлений индивидуального развития (второе полугодие);

2-й этап – 6-8-й классы: создание «Лиги чемпионов», то есть сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей, формирования у них потребности в здоровом образе жизни;

3-й этап – 9-й класс: самопрезентации участников проекта, завершение создания галереи достижений – классного портфолио «Лига чемпионов».

Достижению цели воспитательной системы могут способствовать разнообразные виды деятельности по следующим, вполне традиционным, направлениям (см. табл. 20).

Таблица 20