Диагностики развития

Умственное развитие оценивают по следующим способностям:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

В целом методологические принципы диагностики психического развития формулируются следующим образом:

1. комплексный подход к диагностике (психологическое обследование представляет органическую часть данных, рассматриваемую вместе с данными других специалистов);

2. качественный анализ показателей, получаемых при применении диагностических заданий;

3. системный подход к построению исследования и рассмотрению его результатов;

4. возрастной подход, то есть построение диагностического обследования с учетом возрастных особенностей ребенка;

5. выявление потенциальных возможностей ребенка.

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. Первый этап – скрининг. Здесь осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации. Второй этап – собственно дифференциальная диагностика, то есть определение типа (вида, категории) нарушения развития и, следовательно, направленности обучения ребенка, вида образовательного учреждения для него. И, наконец, третий этап – раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.

При диагностике используются: 1. экспериментально-психологический метод, иногда и его особая форма – обучающий эксперимент. 2. нейропсихологический метод, 3. классические тесты интеллекта (тесты Векслера, Амтхауэра, Старфорд–Бине).

Кроме того, диагностика проводится и в процессе обучения. Среди методов диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера.

Развитие способностей: Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст - время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы ус ловиями их становления в этот период являются игра. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.

Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая - дебильность; средняя - имбицильность; глубокая - идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.