Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом Российской Федерации является

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции). Указанием

на федеральное Собрание как на представительный орган РФ устанавливается, что формой

государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская

демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на

народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные

решения. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни

один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам

парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РФ и ее

Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета

Федерации и Государственной Думы. Палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся

к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. У каждой палаты различная компетенция,

что является определенной системой «сдержек и противовесов» в деятельности

Федерального Собрания.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их

ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут

собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий

Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат,

обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального

Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по

отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления

в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в

Государственную Думу теми или иными политическими силами.