Принципы организации государственной власти в РФ

Исходными началами национально-государственного, национально-территориального и

административно-территориального устройства РФ, являются следующие принципы,

закрепленные в ч.3 ст.5 Конституции РФ.

1. Государственная целостность РФ. Это означает, что РФ – цельное, единое и

нераздельное государство; ее субъекты не имеют права выхода из состава РФ. В Преамбуле

Конституции РФ сказано, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически

сложившееся государственное единство. Целостность РФ представлена в различных

аспектах: по территориальности – территория РФ это совокупность территорий всех

субъектов РФ; экономически – на всей территории РФ действует единая денежная единица;

социально – все население РФ имеет одинаковые стандарты жизни, и т.д.

2. Единство системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная

государственная организация, предполагает единую систему власти, что проявляется: в

суверенитете РФ, в наличие федеральных органов государственной власти, чьи полномочия

распространяются на всю территорию; в верховенстве федеральной Конституции и

федеральных законов. Субъекты РФ пользуются значительной самостоятельностью в

осуществлении государственной власти. Однако они должны признавать u1082 конституционное

разграничение предметов ведения и полномочий между ними и федерацией в целом,

верховенство федеральной Конституции и законов и исполнять их. Система

государственных органов субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в

соответствии с требованиями основ конституционного строя РФ.

3. Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция РФ определяет,

во-первых, предметы исключительного ведения РФ, т.е. круг тех вопросов, решения по

которым принимают только органы государственной власти РФ; во-вторых, предметы

совместного ведения РФ и ее субъектов; в третьих, Конституция РФ закрепляет право

субъектов РФ самостоятельно принимать решения по вопросам, которые не отнесены к

ведению РФ и не относятся к предметам их совместного ведения. При этом споры о

компетенции между государственными органами Федерации и органами государственной

власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

4. Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Значение этого принципа

подчеркнуто в Преамбуле Конституции РФ, где сказано, что Россия является

многонациональным государством и ее федеративное устройство это отражает.

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в

РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как форма

осуществления нациями и народностями права на самоопределение. В настоящее время в

составе РФ находятся 21 республика, 1 автономная область и 4 автономных округа.

5. Равноправие субъектов РФ. Этот принцип федеративного устройства РФ впервые

получил закрепление в п.4 ст.5 Конституции РФ в достаточно своеобразной форме. Во-

первых, в равенстве их прав во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти; во-вторых, в конституционно установленных равных пределах

компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции РФ; в-

третьих, в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального

Собрания РФ. Имеющиеся различия в государственно-правовой организации субъектов не

влияют на их равное положение в Федерации.

В соответствии с действующими конституционными нормами концепция

государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой

организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть

непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти,

которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации

(далее - федеральная власть), государственной власти субъектов Российской Федерации

(далее - региональная власть) и местного самоуправления (далее - муниципальная власть).

Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в

пределах своей компетенции.

Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных

территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.