Занятие 6: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО СЕРИИ КАРТИНОК "КУПАНИЕ КУКЛЫ"»
Цели: дать представление о временном характере развития сюжета в серии картинок и в рассказе; учить объединять отдельные предложения в короткий рассказ, соблюдая логическую временную последовательность. Задачи:
Л. 1. Активизация словаря по темам «Предметы ухода за телом» и «Наше тело».
2. Использование слов-синонимов: мыть — купать. Г. 1. Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделала?).
2. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
П. Практическое употребление предложений с однородными прямыми дополнениями.
С. 1. Установление последовательности действий (сначала.,, потом...).
2. Объединение предложений в короткий рассказ, рассказывание с помощью логопеда. Материал:
1.Серия картинок «Купание куклы» (Лоза Г.Ф. Развитие речи детей раннего возраста). Можно заменить сюжетной картинкой «Игра с куклой» из наглядного учебного пособия для детских садов
Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой.
2. Игрушки: кукла, тазик, губка, полотенце.
Приемы, упражнения:
1.Последовательное рассматривание картинок серии. Со слабыми детьми — демонстрация действий, изображенных на картинках, с помощью игрушек.
2. Составление по каждой картинке предложений типа:
П + С + Вин. п., П + С + Вин. п. + Тв. п.
3. Изменение формы глагола по вопросам:
что делает? — раздевает, снимает, моет, вытирает, одевает, надевает, сажает (в тазик, на стул);
что сделала? — раздела, сняла, помыла, вымыла, вытерла, одела, надела, посадила.
4. Составление с глаголами прошедшего времени предложенийтипа:
Таня раздела куклу.
Вова раздел куклу.
Таня помыла куклу.
Вова помыл куклу.
И т.д. , ,
(Можно в дидактической игре «Помощники» с игрушками — действия совершает то девочка, то мальчик). Акцент на окончания глаголов.
5. Сравнение попарно картинок серии с установлением последовательности действий и называнием их по образцу:
Сначала Таня раздела куклу, а потом помыла (стала мыть).
6. Составление предложений с однородными дополнениями
(Таня помыла губкой спинку, ручки, ножки).
7. Объединение предложений по картинкам в рассказ. Примерный текст его:
Таня захотела искупать куклу. Сначала Таня куклу раздела. Потом она посадила куклу в тазик. Таня помыла губкой головку, спинку, ручки, ножки. Потом она вытерла куклу полотенцем. Таня посадила куклу на стул и одела. Кукла стала чистая и красивая.
8. Рассказывание (коллективное) с помощью логопеда и картинок.
9. Физкультминутка. Потешка «Водичка, водичка...».