Занятие 6: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ПО СЕРИИ КАРТИНОК "КУПАНИЕ КУКЛЫ"»

Цели: дать представление о временном характере развития сюжета в серии картинок и в рассказе; учить объединять отдельные пред­ложения в короткий рассказ, соблюдая логическую временную последовательность. Задачи:

Л. 1. Активизация словаря по темам «Предметы ухода за телом» и «Наше тело».

2. Использование слов-синонимов: мыть купать. Г. 1. Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделала?).

2. Согласование глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде.

П. Практическое употребление предложений с однородными прямыми дополнениями.

С. 1. Установление последовательности действий (сначала.,, потом...).

2. Объединение предложений в короткий рассказ, рассказы­вание с помощью логопеда. Материал:

1.Серия картинок «Купание куклы» (Лоза Г.Ф. Развитие речи детей раннего возраста). Можно заменить сюжетной картинкой «Игра с куклой» из наглядного учебного пособия для детских садов
Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой.

2. Игрушки: кукла, тазик, губка, полотенце.

Приемы, упражнения:

1.Последовательное рассматривание картинок серии. Со сла­быми детьми — демонстрация действий, изображенных на картин­ках, с помощью игрушек.

2. Составление по каждой картинке предложений типа:
П + С + Вин. п., П + С + Вин. п. + Тв. п.

3. Изменение формы глагола по вопросам:

что делает? — раздевает, снимает, моет, вытирает, одевает, надевает, сажает (в тазик, на стул);

что сделала? — раздела, сняла, помыла, вымыла, вытерла, одела, надела, посадила.

4. Составление с глаголами прошедшего времени предложенийтипа:

Таня раздела куклу.

Вова раздел куклу.

Таня помыла куклу.

Вова помыл куклу.

И т.д. , ,

(Можно в дидактической игре «Помощники» с игрушками — действия совершает то девочка, то мальчик). Акцент на окончания глаголов.

5. Сравнение попарно картинок серии с установлением после­довательности действий и называнием их по образцу:

Сначала Таня раздела куклу, а потом помыла (стала мыть).

6. Составление предложений с однородными дополнениями
(Таня помыла губкой спинку, ручки, ножки).

7. Объединение предложений по картинкам в рассказ. Пример­ный текст его:

Таня захотела искупать куклу. Сначала Таня куклу раздела. Потом она посадила куклу в тазик. Таня помыла губкой головку, спинку, ручки, ножки. Потом она вытерла куклу полотенцем. Таня посадила куклу на стул и одела. Кукла стала чистая и красивая.

8. Рассказывание (коллективное) с помощью логопеда и кар­тинок.

9. Физкультминутка. Потешка «Водичка, водичка...».