Двадцатый век — 1 января 1900 г.

00:00:00 АМ GМТ

Зона: +00.00

Лондон, Англия

000W10'00"

51N30'00"

 

 

Но в то же время в гороскопе этого столетия мы обнаруживаем Юпитер-перегрин в Стрельце, полный решимости доминировать в гороскопе: здесь мы видим интернационализм, но также и высшее знание. Уран тоже расположен в Стрельце в оппозиции к Плутону, говоря о ниспровержении существующего положения. Конечно, это военно-политическая сфера, но это также создание новых перспектив (Плутон) для эго-осознания (Уран), чему вторит Венера-перегрин в Водолее. Оппозиция Нептуна к Луне и Солнцу говорит о “пробуждении особой чувствительности, эстетике, духовных вопросах, осознании подсознательного (слово двадцатого века)”.

Этот гороскоп говорит нам о том, что это будет также век просвещения(!), я использую слово “просвещение” рассудительно, поскольку кульминационный пункт этого века совпал с вхождением Плутона в знак Стрельца. Когда Плутон прошлый раз был в Стрельце, в 1748-1762 гг., он сигнализировал о расцвете Просвещения (веке Разума). Этот век выдвинул вперед Францию, когда началось движение за реформирование философской основы жизни через учение классицизма. Разум, а не религия или суеверие, должен был стать орудием человека в стратегическом взгляде на социальное улучшение жизни. Эти взгляды быстро распространились на восток в Германию и на запад в Англию, а спустя двадцать лет в Северную Америку.

Наш Плутон на гребне сегодняшнего века просветительского развития символически вмещает в себя гораздо больше, чем век информации, средств коммуникации и резко расширившихся мировых контактов. Он вмещает в себя век психологии, сотню лет существования психологии как академической дисциплины и сферы экспериментирования для оценки состояния человека.

На рубеже двадцатого века медицинские и экспериментальные исследования аномального поведения человека (сначала Франца Антона Месмера, а позднее Жана Мартена Шарко) были обогащены философским и духовным пониманием Уильяма Джеймса (ум. 1910 г.). В результате развития понимания месмеризма (гипноза) возникла мысль о существовании “чего-то еще” за сознанием — подсознания.

Потом опытный врач-невролог Зигмунд Фрейд (ум. 1939 г.) отошел от лабораторных исследований и погрузился в исследование самого разума, занимаясь “свободными ассоциациями”, мыслительными цепочками, по-видимому, раскрывающими важную информацию о развитии человека. Он сформировал теорию бессознательного, — отвратительных сил, пытающихся прорваться к внешнему выражению — которая привела к созданию психоаналитического подхода (подавление, невроз, комплексы, защитный механизм, толкование снов и многое другое). Гений Фрейда драматически изменил понимание состояния человека: человек рождается проблематичным и обществу приходится исправлять его.

Швейцарский психиатр Карл-Густав Юнг (ум. 1961 г.) разделял взгляд Фрейда на энергию развития как чисто сексуальную по своей природе. Потом Юнг развил свою собственную “аналитическую психологию”, которая объединила концепции антропологии и парапсихологии в универсальный символизм, представленный в коллективном бессознательном.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (ум. 1936 г.) положил начало учению о бихевиоризме, связав реакцию со стимулом с точки зрения “классического научения”. Оно было развито американским психологом Джоном Уотсоном (ум. 1958 г.). В то же время американские психологи Эдуард Торндайк (ум. 1949 г.) и Беррес Скиннер (ум. 1990 г.) связали вознаграждение и наказание с “оперантным научением” и разработали очень важный “обучающий подход” для понимания поведения.

Абрахам Маслоу (ум. 1970 г.) возглавлял американскую гуманистическую школу психологии. Он отвергал психоанализ Фрейда и различные школы бихевиоризма. Он рассматривал человека как творческое существо, стремящееся к самоактуализации через осуществление потребностей. Для него — в противоположность Фрейду — человек рождается в прекрасной гармонии, а общество угрожает испортить процесс развития человека.

Для гуманистов, находящих поддержку в развитии практики гипнотерапии и гипноза, бессознательное считалось позитивным источником энергии. Бессознательное стремится подготовить человеку действия, являющиеся наилучшими для него[2].

Многие другие замечательные психологи добавили сильные ветви к этому могучему дереву знаний. Сейчас, к концу двадцатого века, на этих ветвях появились многочисленные ответвления. Психологи пишут популярные книги и статьи чаще, чем научные работы. Индустрия “самопомощи” — некоторые называют ее “поп(улярной) психологией” — получила широкое развитие во всем мире.

Все это повлияло на астрологию, трансформируя и наделяя ее острой психологической восприимчивостью.

В 1936 году, когда психологические системы Фрейда, Юнга и Павлова были в полном расцвете, — в основном в Европе, но еще не были популяризированы в Америке — француз по рождению, протеже Алисы Бейли Дэйн Радьяр опубликовал в Америке свою книгу “Астрология личности — переформулировка астрологических концепций и идеалов с точки зрения современной психологии и философии”. Исторически эта книга возвестила о начале “гуманистической астрологии”.

Само название охватывает взаимосвязь психологии, философии и астрологии. На рубеже столетия блестящий английский теоретик и автор ряда книг Алан Лео упростил астрологию с точки зрения практической техники, а через пятьдесят лет Дэйн Радьяр возвел ее на новый уровень концептуализации.

Работа Радьяра рассматривалась как гуманистическая в противовес астрологии, которая была к этому времени крайне событийно-ориентированной. В течение почти 200 лет в Англии, доминирующей силы в западной астрологии начала двадцатого века, предсказание было ориентировано на прибыль. Германская школа, испытывающая муки от восхождения Гитлера, была скована предсказаниями страшных обстоятельств. Соединенные Штаты придерживались английских учебников и моделей практики до окончания второй мировой войны.

Идеи и работы Фрейда, по-видимому, отражали среду в которой он жил, т.е. чопорную дисциплину, действующую против сексуальности, в обрамлении семейных ссор, общественных интриг и отклонений от нормы, дававших выход сдерживаемому напряжению. Подобным же образом, теософское движение, провозглашавшее прямое проникновение в божественную природу через мистическую систему религиозной философии, распространилось из Индии в Англию, а затем в Соединенные Штаты, вдохновляя приверженцев, и обеспечило плацдарм для работ Радьяра.

Распространившееся после второй мировой войны общественное движение “давайте вернемся назад на нужные рельсы” затронуло и астрологию и подтолкнуло ее к практичности и прагматичности. Это развитие направлялось появившимися работами американца Гранта Леви и других авторов, которые следовали его примеру. В Англии работы Ч. Е. О. Картера и Джона Эдди (особенно работа Д. Эдди, посвященная гармоникам) начали демонстрировать искреннюю восприимчивость к гуманистическому измерению, процессу становления, способам самоосуществления в жизни.

В 60-х годах западный мир был захвачен идеализированной мотивацией “Да здравствует народ!”. Работа Радьяра и других астрологов, вторивших этой теме, привлекла огромное внимание, и в астрологическом анализе всерьез начало развиваться психологическое направление, особенно в США и Швейцарии.

Этому процессу развития уделяется большое внимание в этой книге: установлению наследия нашего развития в течение столетия в параллели с психологией, чтобы как можно более полно понять человека. В то время как наша астрология сегодня представляет собой макропродукт мышления и развития в течение многих столетий, одновременно она является сильно сфокусированной микросистемой психологического осознания и исследования. Гуманистический призыв осветить процесс становления определяет состояние нашего искусства. От каждого астролога требуется как можно более творческое обращение с астрологическими инструментами в сочетании с находками аналитической и социальной психологии.