Правовые ограничения на этапе сбора информации

 

Правовые ограничения, активно «действующие» на этапе сбора информации, заключены прежде всего в статье 49 Закона РФ «О средствах массовой информации». Напомним, что, согласно требованиям этой статьи,

 

«...журналист обязан:

...Проверять достоверность сообщаемой им информации;

удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций».

 

Одно из важнейших требований, которое следует усвоить журналисту-расследователю и иметь в виду прежде всего на этапе сбора необходимых сведений, – требование соблюдения секретов. Важно знать, что в законах существует разделение информации по степени доступности на секретную и информацию для служебного пользования. Наряду с этим существует понятие негосударственных секретов, к которым относятся: тайна следствия, сведения для служебного использования (не для печати), коммерческая, врачебная, личная и другие виды тайны. Законы не относят к тайне сведения о наличии свободных рабочих мест, документы, дающие право заниматься коммерческой деятельностью, информацию, связанную с нарушением экологического и антимонопольного законодательства, сведения, содержащиеся в бухгалтерских отчетах.

Сохранение негосударственных секретов осуществляется их собственником, а также лицами, которым они доверены по службе и роду деятельности. При этом Уголовный кодекс РФ признает преступлением разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом (в том числе журналистом), которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе. То же разглашение государственной тайны при наличии признаков государственной измены или шпионажа является наиболее тяжким преступлением. А ответственность за разглашение служебной или коммерческой (в понимании «негосударственных» секретов) тайны предусматривается Гражданским кодексом. Лица (в том числе журналисты), получившие и разгласившие служебную или коммерческую тайну, должны возместить причиненный ущерб. Обязаны возместить его и лица, получившие секретную служебную или коммерческую информацию незаконным путем, а также служащие (путем нарушения трудового договора) или контрагенты – вопреки заключенному ими гражданско-правовому договору.

Как показывает практика, при проведении журналистского расследования на этапе сбора информации бывает очень трудно пробраться через бесчисленные преграды, которые объясняются их создателями ссылкой на «коммерческую» и прочие тайны. Чем это объясняется? В первую очередь – недостаточной четкостью формулировок, позволяющих многозначное толкование законов. Возьмем, например, понятие «государственная тайна». Как уже отмечено, в РФ действует Закон «О государственной тайне», который вроде бы четко его раскрывает. В основном государственные тайны (секреты) касаются военного и оборонного потенциала страны. Закон определяет их как государственные секреты особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством. Как видно, при всей кажущейся четкости, на самом деле границы информации, подпадающей под понятие «государственная тайна», настолько размыты, что в результате любая информация, появление которой было бы нежелательно, скажем, для властей, может быть объявлена государственным секретом, не подлежащим разглашению.

В любом случае журналист должен помнить при сборе информации о том, что проникновение в ту или иную тайну, в том числе – личной жизни людей (что, как правило, связано с нарушением закона), может быть хотя бы в какой-то мере оправданным лишь в том случае, если в этом есть большая общественная необходимость.