Организация информационных потоков в системе государственных учреждений

 

Минимум усилий на поиск нужной информации в государственных учреждениях журналист-расследователь затрачивал бы в том случае, если бы государственные органы последовательно, системно занимались подготовкой сведений для нужд журналистики или существовала единая развитая инфраструктура доступа к таким сведениям. Однако в реальности, несмотря на то, что обеспечение общества необходимой информацией является обязанностью ряда государственных органов, такой действенной инфраструктуры практически не существует. Информация, которой обладают государственные учреждения, не всегда понятна для журналистов; кроме того, она, как правило, составляется таким образом, что доступна восприятию в первую очередь специалистов, а не широкой аудитории, которой журналистика прежде всего и адресует свои выступления. Поэтому журналисту-расследователю надо четко представлять, каким образом «устроена» информация, циркулирующая в системе государственных учреждений, чтобы целенаправленно обращаться именно в те структуры, которые могут иметь необходимые ему сведения.

Как известно, государственные органы нуждаются прежде всего в той информации, которую можно использовать в управлении общественными процессами, регулировании производства, создании необходимых для него условий, контроля и т.д. В силу этих задач, которые приходится решать тому или иному государственному учреждению, оно и собирает соответствующие сведения. Затем информация перерабатывается, адаптируется к нуждам данного министерства, ведомства.

Внутри системы государственных учреждений информация построена по принципу «пирамиды» (имеет широкую базу «низовых» и региональных источников и собирается в относительно небольшом числе высших органов государственной власти – на «вершине пирамиды»). Причем движется она в системе государственных органов особым образом. Государственные учреждения, которые относятся к «низовому» уровню, собирают и направляют информацию в вышестоящие региональные, межрегиональные государственные органы, потом она поступает в федеральные министерства и ведомства. На «низовом» уровне информация выступает в виде описательных, цифровых, картографических, отчетных сведений. Такая информация относительно подробно, детально описывает какие-то реальные события, процессы, явления, давая о них отчетливое, наглядное представление. Однако по мере продвижения на региональные и верхние «этажи» государственной системы она, в процессе переработки и анализа, все больше «сжимается», обобщается, превращаясь в то, что называется сводными данными (сводками).

На уровне региональных учреждений информация часто выступает в виде относительно детализированных, в то же время содержащих соответствующий анализ, скажем, ежегодных областных обзоров, докладов (например, «Доклад об уровне и характере правонарушений в Ивановской области» и т.п.), статистических сведений («Курская область в цифрах» и пр.). На федеральном уровне, где собираются сведения из всех межрегиональных, региональных учреждений, также происходят соответствующие оценка и переработка данных. Это закономерная и необходимая ступень «движения» информации в государственной системе. Причем все подробности, детали отбрасываются, идет обобщение или, как говорят, «усреднение» материала, необходимое для того, чтобы выявить определенные закономерности, тенденции в развитии тех или иных процессов по стране в целом. В результате получается, что многие проблемы местного масштаба оказываются вне зоны рассмотрения и интереса центральных органов.

Сверху вниз (то есть из федеральных учреждений) информация поступает в виде определенных постановлений, нормативных актов, распоряжений, приказов, наставлений, предписаний. Такая информация служит для нижестоящих государственных организаций указанием, побуждающим к действию. Представляя себе характер информации, которую можно получить на разных «этажах» государственного аппарата, журналист способен достаточно осознанно ориентироваться в ее поиске. Так, если он, предположим, расследует деятельность какого-то предприятия, расположенного в маленьком городке, то необходимую ему детальную, наполненную конкретными фактами, примерами информацию надо искать в районных и, возможно, в областных инстанциях. Если же расследуется деятельность какой-то хозяйственной отрасли, очевидно, ему придется обращаться в инстанции разного уровня (районные, региональные, федеральные). Причем, скажем, наиболее важная статистическая или нормативная информация может быть получена им из государственных органов федерального масштаба.

Организация движения информации по принципу «информационной пирамиды» порождает ряд проблем, мешающих эффективному использованию поступающих сведений. Одна из них – слабое участие региональных, низовых государственных учреждений в принятии управленческих решений, в том числе касающихся каждого конкретного региона, конкретной области, конкретного района. Все основные решения принимаются на «верху пирамиды», а нижестоящие органы главным образом заняты исполнением принятых решений, независимо от степени их верности и эффективности. Вторая проблема состоит в том, что между разными государственными ведомствами существуют относительно сложные отношения. Взаимодействие их, в том числе информационное, довольно часто отягчено межведомственными барьерами. Поэтому если движение информации внутри системы госучреждений снизу вверх и сверху вниз идет в основном устойчиво, то информационный обмен «по горизонтали» считать удовлетворяющим соответствующие потребности нельзя.

В целом система государственной информации нацелена главным образом на обслуживание самой себя и в гораздо меньшей степени – других социальных институтов. Конечно, журналисту в некоторых случаях может повезти в том смысле, что интересующее его ведомство имеет хороший пресс-центр, обладающий как раз той информацией, которая необходима автору расследования. Но надо иметь в виду, что пресс-центры отнюдь не всегда озабочены тем, чтобы снабжать журналистов достоверной информацией. Чем они занимаются? Обычно подбирают, обрабатывают и анализируют информацию для главы своего учреждения, готовят для СМИ информационные материалы о его деятельности. Эти действия направлены на развитие связей с общественностью региона, аккредитацию журналистов, организацию информационных встреч с должностными лицами ведомства, на изготовление и распространение, как уже было сказано, периодических информационных материалов. Кроме того, эти подразделения осуществляют взаимодействие со СМИ, другими пресс-центрами. Но главный этап их деятельности – наиболее полное информирование населения своего региона о деятельности учреждения через СМИ. Эта цель достигается с помощью брифингов, пресс-конференций, «круглых столов» и пр. Однако наличие пресс-центра, как показывает практика, еще не всегда означает факт лояльного отношения государственных учреждений, прежде всего в лице их руководителей, к прессе (да и к своему пресс-центру). Конечно, формально пресс-центры должны помогать гражданам РФ реализовать конституционные права на свободу слова и получение объективной информации, обеспечивать оперативное распространение в средствах массовой информации объективных официальных сообщений о деятельности своей организации. Но на деле их работа направлена, прежде всего, на создание положительного имиджа своей структуры. «Блюсти интересы фирмы» – их первейшая задача.

При намерении журналиста обратиться в пресс-центр первым шагом должно стать получение аккредитации. Жестких условий и правил для этого не существует. В любом случае, предварительно договорившись о встрече, необходимо лично представиться руководителю пресс-центра. Логичным будет иметь рекомендательное письмо из своего издания с просьбой об аккредитации, которая полезна тем, что журналист как бы попадает в число «своих». А поскольку многие фирмы предпочитают работать с журналистами, имеющими постоянную аккредитацию, то оформить ее – достаточно важно. На первом этапе вхождения в круг «своих» для пресс-центра журналисту необходимо проявить себя коммуникабельным, общительным человеком, посещать официальные мероприятия данной организации, что позволит быстрее адаптироваться в пресс-центре, расширить круг общения.

Наиболее частая ошибка, которую совершают журналисты в стремлении получить нужную информацию из учреждения, – это попытка сразу выйти на руководителя. Не стоит забывать, что в государственных структурах существует четкая иерархия – вертикаль власти. Журналист, обращаясь непосредственно к «высшему руководству», рискует получить отказ. Желательно, чтобы главе организации его представил руководитель пресс-центра. Тогда у журналиста есть шанс на то, что первая встреча с ним не будет и последней. Таковы правила в большинстве государственных учреждений.

Возможен также вариант, когда у расследователя появляется хороший знакомый как раз в том государственном учреждении, которое обладает нужными ему сведениями. В этом случае он может получить информацию достаточно быстро, не обращаясь в пресс-центр. Особенно полезно иметь такой источник информации в правоохранительных органах. Поскольку наиболее серьезные, тщательно скрываемые «криминальные» сведения, улики могут иметь в полной мере только они, тесный контакт журналиста-расследователя с этими органами (отдельными их работниками) бывает достаточно продуктивным. Ведь, как правило, милиция, прокуратура не заинтересованы в разглашении полученных сведений, так же это может негативно сказаться на раскрытии преступления. Кроме того, могут быть и другие причины, например нежелание органов «делиться славой» с журналистами или заинтересованность должностных лиц в определенном исходе расследования, а в ряде случаев – коррумпированность правоохранительной системы. Поэтому большинство необходимых сведений журналист как раз и может получить только «неформальным» путем – через работающих в ней знакомых, друзей. Но даже если информация добыта через близкого родственника или друга, ее обязательно нужно перепроверить, причем с особой тщательностью.

Однако чаще всего подобных друзей или знакомых у журналиста-расследователя не бывает. И вследствие этого он испытывает немало затруднений при поиске нужной информации в системе государственной «информационной пирамиды». В этом случае он и оказывается перед необходимостью получить нужную информацию официальным путем. Следовательно, ему необходимо уметь составлять запросы о предоставлении нужных сведений в учреждения, ими, по его мнению, обладающие.