Занятие 5: «ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА ТЕЛОМ»
Цель: развивать языковое чутье детей путем сравнения языковых явлений (две формы глагола, слова-антонимы, два разных вопроса к словам).
Задачи:
Л. 1. Накопление и активизация в речи детей возвратных глаголов (мыть —мыться и т.д.).
2. Понимание и употребление слов-антонимов (новых и ранее усвоенных).
Г. 1. Правильное употребление в предложении возвратной формы глагола.
2. Согласование в предложениях из 2, 3, 4 слов.
П. Практическое употребление предложений усвоенных конструкций:
П + С, П + С + Вин. п., П + С + Тв. п., II + С + Вин. п. + Тв. п.
С. 1. Обучение умению задавать вопросы «кто?», «что делает?». 2. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
3. Проговаривание с движениями потешки «Водичка, водичка...». Материал:
1.Детские альбомы.
2. Предметные картинки.
3. Натуральные предметы: кукла, тазик, полотенце (или носовой платок), расческа.
4. Сюжетные картинки.
5. Две картинки с изображением опрятного, чистого мальчика и неряшливого, чумазого ребенка.
6. Альбом «Время суток» (самодельный).
7. Текст потешки «Водичка, водичка...».
8. Текст отрывка из стихотворения К. Чуковского.
Приемы, упражнения:
1.Показ и называние предметов в детских альбомах («Кто назовет все предметы?», «Кто больше назовет?», «Кто больше запомнил?» и т.п.).
2. Называние предметов по предметным картинкам (в ответ на вопрос одного из детей: «Что это?»).
3. Дифференциация понятий «части тела» — «предметы ухода за телом». Дидактическая игра «Четвертый лишний».
4. Рассматривание картинок с изображением двух мальчиков, подбор к ним определений противоположного значения (чистый — грязный (чумазый), опрятный — неряшливый (неряха), здоровый — больной).
5. Дидактическая игра «Наоборот» с использованием всех встречавшихся ранее слов с противоположным значением (чистый —грязный, холодный — теплый, горячий — холодный, больной •— здоровый, длинный — короткий, день — ночь, утро — вечер, вверху — внизу, впереди — сзади).
6. Составление предложений по демонстрации действий с натуральными предметами и по вопросам логопеда: «кто?», «что делает?», «что?», «чем?»:
а) тазик — кукла — девочка:
Оля моет куклу водой (губкой).
б) тазик — девочка:
Оля моется.
в) кукла — полотенце — мальчик:
Алеша вытирает куклу.
Алеша вытирает куклу полотенцем.
г) полотенце — мальчик:
Алеша вытирается. И т.д.
Сравнение слов-действий: моет —моется, вытирает — вытирается, купает — купается и др. — по значению и звучанию.
7. Составление аналогичных предложений по сюжетным картинкам. Привлечение детей к самостоятельной постановке вопросов: «кто это?», «что делает?».
8. Рассматривание картинок в альбоме '«Время суток».
9. Беседа о действиях людей, совершаемых в разное время суток.
10.Заучивание наизусть отрывка:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам! .
11.Физкультминутка. Потешка «Водичка, водичка...».