Занятие 5: «ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА ТЕЛОМ»

Цель: развивать языковое чутье детей путем сравнения языковых явлений (две формы глагола, слова-антонимы, два разных вопроса к словам).

Задачи:

Л. 1. Накопление и активизация в речи детей возвратных гла­голов (мыть мыться и т.д.).

2. Понимание и употребление слов-антонимов (новых и ранее усвоенных).

Г. 1. Правильное употребление в предложении возвратной формы глагола.

2. Согласование в предложениях из 2, 3, 4 слов.

П. Практическое употребление предложений усвоенных кон­струкций:

П + С, П + С + Вин. п., П + С + Тв. п., II + С + Вин. п. + Тв. п.

С. 1. Обучение умению задавать вопросы «кто?», «что делает?». 2. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения К. Чуков­ского «Мойдодыр».

3. Проговаривание с движениями потешки «Водичка, во­дичка...». Материал:

1.Детские альбомы.

2. Предметные картинки.

3. Натуральные предметы: кукла, тазик, полотенце (или носо­вой платок), расческа.

4. Сюжетные картинки.

5. Две картинки с изображением опрятного, чистого мальчика и неряшливого, чумазого ребенка.

6. Альбом «Время суток» (самодельный).

7. Текст потешки «Водичка, водичка...».

8. Текст отрывка из стихотворения К. Чуковского.

Приемы, упражнения:

1.Показ и называние предметов в детских альбомах («Кто назо­вет все предметы?», «Кто больше назовет?», «Кто больше запом­нил?» и т.п.).

2. Называние предметов по предметным картинкам (в ответ на вопрос одного из детей: «Что это?»).

3. Дифференциация понятий «части тела» — «предметы ухода за телом». Дидактическая игра «Четвертый лишний».

4. Рассматривание картинок с изображением двух мальчиков, подбор к ним определений противоположного значения (чистый грязный (чумазый), опрятный — неряшливый (неряха), здоровый больной).

5. Дидактическая игра «Наоборот» с использованием всех встре­чавшихся ранее слов с противоположным значением (чистый грязный, холодный теплый, горячий холодный, больной •здо­ровый, длинный короткий, день ночь, утро вечер, вверху внизу, впереди — сзади).

6. Составление предложений по демонстрации действий с нату­ральными предметами и по вопросам логопеда: «кто?», «что делает?», «что?», «чем?»:

а) тазик — кукла — девочка:
Оля моет куклу водой (губкой).

б) тазик — девочка:
Оля моется.

в) кукла — полотенце — мальчик:
Алеша вытирает куклу.

Алеша вытирает куклу полотенцем.

г) полотенце — мальчик:

Алеша вытирается. И т.д.

Сравнение слов-действий: моет моется, вытирает выти­рается, купает купается и др. — по значению и звучанию.

7. Составление аналогичных предложений по сюжетным кар­тинкам. Привлечение детей к самостоятельной постановке вопро­сов: «кто это?», «что делает?».

8. Рассматривание картинок в альбоме '«Время суток».

9. Беседа о действиях людей, совершаемых в разное время суток.

10.Заучивание наизусть отрывка:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам! .

11.Физкультминутка. Потешка «Водичка, водичка...».