Занятие 4: «ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА ТЕЛОМ»
Цели: продолжать формирование навыка словоизменения в простом предложении из 3 слов; учить вслушиваться в речь логопеда, следить за его интонацией, подражать ей.
Задачи:
Л. Активизация предметного и глагольного словаря по данной теме и по теме «Части тела».
Г. Обучение умению изменять неопределенную форму глагола в глагол 3 лица ед. ч. настоящего времени.
П. Составление предложений типа: П + С + Вин. п. по демонстрации действий и по сюжетным картинкам.
С. Формирование умения самостоятельно задавать вопрос: «Что это?» Заучивание наизусть стихотворного отрывка.
Материала
1.Натуральные предметы (мыло, полотенце, носовой платок, расческа, ножницы).
2. Предметные картинки.
3. Сюжетные картинки.
4. В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? (Иллюстрированное издание).
Приемы, упражнения:
1.Показ и называние натуральных предметов на вопрос логопеда «что это?» (Это мыло. Это расческа. И т.д.).
2. Согласование местоимений мой, моя с существительными расческа и носовой платок (Мой носовой платок. Это мой носовой платок. Это моя расческа. Моя расческа).
3. Определение назначения каждого предмета:
мыло —мылить, намыливать (руки, лицо...),
расческа—-расчесывать, чесать, причесывать (волосы),
ножницы — резать, отрезать (ногти) и т.д.
Вывод: все предметы нужны, чтобы ухаживать за своим телом.
4. Беседа «Почему надо ухаживать за своим телом».
5. Наблюдение за изменением слов-действий: открывать (кран) — открывает, намыливать (руки) —'намыливает, мыть -моет, класть —- кладет (мыло) и т.д.
6. Составление предложений по демонстрации действий:
Вова открывает кран.
Антон берет мыло.
Таня моет лицо.
Никита вытирает руки. И т.п.
7. Сильным детям можно добавить задание — ответить на вопрос «чем?» (рукой, водой, мылом, полотенцем и т.д.) и предложить составить предложение из 4 слов (Никита вытирает нос
платком. И т.п.).
8. Составление аналогичных предложений по сюжетным картанкам (кто? что делает? что? чем?).
9. Дид. игра «Учитель».
По предметным картинкам дети задают вопрос «что это?»:
— Таня, что это?
— Что это, Оля? И т.д.
10. Заучивание наизусть отрывка из стих. В. Маяковского:
Если мальчиклюбит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
Слабые дети могут добавлять выделенные слова.
1. Игра с пальчиками':
— Пальчик, как тебя зовут?
— Большой (с гордостью).
— Пальчик, как тебя зовут?
— Указательный (хвастливо).
— Пальчик, как тебя зовут?
— Средний (спокойно).
— Пальчик, как тебя зовут?
— Безымянный (огорченно).
— Пальчик, как тебя зовут?
— Ми-зи-нец! (весело).