Методы и приемы работы
— Организация единого речевого пространства в детском саду.
— Поощрение речевой активности детей и их готовности к контактам.
— Использование четких немногословных конкретных вопросов и инструкций.
— Знакомство с помещениями группы и детского сада, с правилами поведения в них.
— Ежедневное выполнение комплекса артикуляционной гимнастики («Заборчик», «Окошечко», «Хоботок», «Лопаточка», «Иголочка», «Желобок», «Часики», «Качели», «Котенок лакает молоко», ]
«Лошадка»).
— Чтение («Сказка о веселом язычке»).
— Игры с речевым сопровождением («Угадай, чей голосок», «Улиточка» и др.).
Работа по лексико-тематическим циклом
Тема: «НАШЕ ТЕЛО»
Задачи формированиялексико-грамматических средств языка
— Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме (это первая и основная задача при работе воспитателя над каждым лексико-тематическим циклом).
— Учить показывать и называть части тела на себе и на другом ребенке, используя существительные в единственном (ед. ч.) и множественном (мн. ч.) числе, в именительном (им. п.) и винительном (вин. п.) падежах.
— Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами (называть части тела на кукле).
— — Начать работу над образованием родительного падежа (род. п.) существительных (нет головы, руки, ноги...).
-— Активизировать глагольный словарь детей. (Что делаем глазами? ушами? носом?— Видим, слышим, слушаем, дышим, нюхаем...).
-— Вводить в пассивный словарь детей и постепенно активизировать в их речи антонимы: впереди — сзади, вверху — внизу, правый — левый. Учить четко показывать на себе и правильно называть «левый — правый» (бок, глаз, локоть, кулак, висок), «левую — правую» (руку, ногу, щеку, пятку...).
— Уточнить понятие числа «один — два», упражнять в умении считать части тела, согласовывая числительные с существительными (один лоб, нос, подбородок, язык, живот, затылок...; одна голова, шея, спина, щека, рука...; два уха, глаза, плеча, локтя, кулака...; две брови, руки, ноги, щеки, губы, ладони, пятки...).
— Ввести в словарь детей местоимения «мой», «моя» (моя рука, голова, нога, спина...; мой глаз, нос, рот, живот...).
— Обогатить пассивный словарь детей понятиями «имя», «фамилия», «отчество». Активизировать в речи детей имена и отчества сотрудников группы.