БОЛЬШАЯ НЕСУРАЗНОСТЬ

Лоббировать свои интересы отечественным участникам рынка сложно: являясь фактически отраслью промышленности, полиграфия неинтересна Министерству связи и массовых коммуникаций РФ. Министерство промышленности и торговли также не включает ее в свою зону ответственности по исторически сложившимся причинам. «В советские времена полиграфии не существовало как таковой, поскольку мало что разрешалось тиражировать – за всем строго следили. Все издательства, все средства массовой информации и полиграфия курировались обкомом партии – отделом по пропаганде, – вспоминает Сергей Радванецкий. – Однако со временем, когда полиграфия стала серьезной отраслью промышленности, способной тиражировать все что угодно, она перестала входить в сферу интересов Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. А в Комитете по экономике и торговле к ней традиционно не было интереса».

Безразличие государства к отрасли отражается и в законодательстве, ее регулирующем. «Это большая несуразность, – считает коммерческий директор типографии „Премиум Пресс“ Владимир Гаврилов, – что за полиграфию в стране никто не отвечает на высшем уровне. Наши интересы во власти никто не лоббирует, поэтому принимаются неэффективные законы».

Еще одно подтверждение этого (кроме высоких пошлин на ввоз мелованной бумаги) – действие ущемляющего права отечественных полиграфистов так называемого Флорентийского соглашения, по которому печатная продукция, представляющая собойинформационно-культурное издание, ввозится в страну беспошлинно. Это подрывает деятельность российских типографий, которые специализируются на выпуске каталогов, художественных альбомов и т.п. «Художественные издания, напечатанные за границей, поступают к нам без пошлин, с НДС 10%. А бумага, которую мы покупаем для печати аналогичных изданий внутри страны, ввозится с 15−процентной пошлиной (сейчас временно 5%) плюс 18% НДС. В итоге разница получалась порядка 23%. К примеру, США в этом соглашении предусмотрели пункт, в соответствии с которым, если оно ущемляет права американских производителей, у них есть право его не применять», – отмечает Гаврилов.

Кроме того, из-за постоянного роста тарифов расходы отечественных полиграфических компаний на электроэнергию постепенно приближаются к затратам зарубежных коллег. Как пояснил Радванецкий, полиграфия – очень энергоемкая отрасль, так как технологические процессы предусматривают сушку бумаги при помощи ультрафиолетовых или инфракрасных ламп, которые потребляют много электроэнергии. «Чаще всего развитие полиграфических предприятий сдерживается именно из-за отсутствия дешевой электроэнергии», – утверждает он.