Анализ использования цветовой символики в повести «Белые ночи» при создания образа Мечтателя, Настеньки и Петербурга.
Мои рассуждения о прочитанном | Цитаты из текста повести | Символика цвета по словарю | Количество употреблений цветовых символов | ||||||||
Ночь первая Знакомство с Одиноким мечтателем, не имеющим ни одного близкого человека. Он одиноко бродит по городу и мечтает вырваться из него, как и все куда-то на природу, мечтает, что он вдруг станет кому-то интересным, и всё это произойдёт в прекрасные белые ночи | Небо было такое звездное, такое светлое небо, что взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? | Белый Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого: 1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность. | Звёздное (серебряное)-1 Светлое (белое) -1 | ||||||||
На фоне романтичных белых Петербургских ночей разворачивается драма одинокого Мечтателя, живущего в своих грёзах, никому не интересного. Светлое небо (белый цвет) как символ недеяния, пустоты, сосредоточенности , чистоты и целомудрия души Мечтателя. | |||||||||||
Первый человек, который, возможно, обратил внимание на … Даже простая жёлтая трость старичка, оказывается с «золотым набалдашником» - явное приукрашивание человека чуть не ставшего другом. | Я почти свел дружбу с одним старичком, которого встречаю каждый божий день, в известный час, на Фонтанке. Физиономия такая важная, задумчивая; всё шепчет под нос и махает левой рукой, а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набалдашником. | Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость. Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому». А ещё значение жёлтого цвета - Предупреждение - светофор, в футболе карточка. | Золотой-1 | ||||||||
Описание старого Петербургского дома, который, желая обновить выкрасили в цвет «поднебесной империи». Герою жаль дом, который выкрасили в столь неприятный цвет, изуродовали по его мнению. | Вдруг, на прошлой неделе, я прохожу по улице и, как посмотрел на приятеля -- слышу жалобный крик: "А меня красят в желтую краску!" Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка. У меня чуть не разлилась желчь по этому случаю, и я еще до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи. Итак, вы понимаете, читатель, каким образом я знаком со всем Петербургом. | Жёлтый-1 Пожелтел, как канарейка-1 Желчь -1 Цвет поднебесной империи -1 | |||||||||
Белые ночи – период весны, пробуждения к жизни, солнечные радостные дни и как символ этой радости – золотой набалдашник на трости старикашки, с которым герой свёл знакомство (единственный, кто обратил хоть какое-то внимание на Мечтателя), и тут же жёлтый в описании дома: и уже другие оттенки: пожелтел, как канарейка, разлилась желчь ( и всё это с восклицательной интонацией). | |||||||||||
Описание комнаты, в которой проживает герой. Вспомним «желтую каморку» Раскольникова со своими желтенькими пыльными (…) обоями». | Два вечера добивался я: чего недостает мне в моем углу? отчего так неловко было в нем оставаться? -- и с недоумением осматривал я свои зеленые закоптелые стены, потолок, завешанный паутиной, которую с большим успехом разводила Матрена, пересматривал всю свою мебель, осматривал каждый стул, думая, не тут ли беда? | Зеленый Это цвет растительности, весеннее возрождение природы, молодость, в Европе это знак земной любви и надежды: Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. Негативные символы: тление, разложение, отвращение, злоба, зависть, тоска. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти). С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие. Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое». Серый Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека. В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости. | Зелёные -1 Закоптелые (серые)-1 | ||||||||
Комнатушка нашего Мечтателя зелёного цвета – цвета земной любви, надежды ( в отличии от жёлтой комнаты Раскольникова), но она грязного зелёного цвета, повсюду заросла паутиной – серого цвета (символа бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана) | |||||||||||
Как любой одинокий молодой человек, мечтатель, герой в белые ночи, конечно, мечтает о любви… Поэтому среди безразличных людей вдруг романтическое описание хорошенькой девушки, выглянувшей в окно. | "Мы, господа, здесь только так, мимоходом а вот через два часа мы уедем на дачу". Отворялось ли окно, по которому побарабанили сначала тоненькие, белые как сахар пальчики, и высовывалась головка хорошенькой девушки, подзывавшей разносчика с горшками цветов, -- | Белый Символические значения белого: чистота, целомудрие, девственность, атрибут высшей красоты . В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: — Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой». | Белые, как сахар.-1 | ||||||||
Весна. Просыпается и бушует природа и просыпаются и начинаю волновать сильнее, томить чувства нашего мечтателя. | Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силыопушится, разрядится, упестрится цветами... | Упестрится-1 Горшки с цветами-1 | |||||||||
Как-то не вольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую….что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие щеки? что так внезапно вызвало силу, жизнь и красоту на лицо бедной девушки, заставило его заблистать такой улыбкой, оживиться таким сверкающим, искрометным смехом? | Белый Символические значения белого: чистота, пустота, целомудрие, девственность. | Бледные-1 Заблистать-1 Сверкающим-1 Искромётным-1 | |||||||||
Душа ждала кого-нибудь и дождалась…Знакомство с Настенькой. Сравним: Выкрасили дом в жёлтую краску – изуродовали, бедный дом… Девушка одета в премиленькую жёлтую шляпку… | В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала. Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. "Это девушка, и непременно брюнетка", -- Я мельком взглянул на нее: она была премиленькая и брюнетка -- я угадал; на ее черных ресницах еще блестели слезинки | Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота. Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье: Платье желтое надела — и очаровала нас И пленила, покорила множество сердец и глаз. Магическое воздействие — счастье в браке Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета. Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, грусть, отчаяние. «Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…» «В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…» Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу. Позитивные значения черного: молодость, красота. Особенно ценится черный на мусульманском Востоке. Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха…И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…» | Мутная-1 Жёлтый-1 Чёрный-1 Брюнетка-1 Чёрный-1 Блестели-1 | ||||||||
на губах уже сверкала улыбка, отвечал я в восторге, ы сделаете со мной, -- начал я, задыхаясь от восторга, у меня стеснилось сердце... О, боже мой! Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни, | Сверкала-1 | ||||||||||
Ожидание любви заканчивается встречей с Настенькой. Но принесёт ли эта встреча счастье герою? Цветовая гамма, предшествующая этому белая и жёлтая, чёрная Чёрные ресницы героини, вуалетка на шляпке тоненькие, белые как сахар пальчики, показались в окне (Символические значения белого: чистота, целомудрие, девственность, атрибут высшей красоты) Она была одета в премиленькой желтой шляпке (символическое значение жёлтого-радость, красота, магическое воздействие — счастье в браке, но одновременно—грех, предательство, грусть, отчаяние и предостережение,: желтое с черным — знак запрета) | |||||||||||
Ночь вторая Мечтатель описывает Настеньке место, дом, где живее, саму свою одинокую, лишённую радости жизнь: Туда не заглядывает солнце, а если и светит, то иным, особенным светом Всё там лишено света, всё тускло-прозаичное, а значит, пошлое. | Есть, Настенька, если вы того не знаете, есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на всё иным, особенным светом. В этих углах, милая Настенька, выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время. Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого. | Серый Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека. В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости. В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). | Тускло-прозаичный (серый)-1 | ||||||||
Мечтатель описывает влюблённого человека, который вдруг снова начинает видеть всё в ярких сверкающих красках. Уже не видит он серых улиц, по которым идёт, всё существо его наполняется новыми впечатлениями… | Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Вот он о чем-то задумался... На что он так смотрит? На этого ли господина солидной наружности, который так картинно поклонился даме, прокатившейся мимо него на резвоногих конях в блестящей карете? Нет, Настенька, что ему теперь до всей этой мелочи! Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений. …Теперь "богиня фантазия" (если вы читали Жуковского, милая Настенька) уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой, причудливой жизни -- и, кто знает, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо с превосходного гранитного тротуара, по которому он идет восвояси. Попробуйте остановить его теперь, спросите его вдруг: где он теперь стоит, по каким улицам шел? …Отчего ж, скажите, Настенька, отчего же в такие минуты стесняется дух? отчего же каким-то волшебством, по какому-то неведомому произволу ускоряется пульс, брызжут слезы из глаз мечтателя, горят его бледные, увлаженные щеки и такой неотразимой отрадой наполняется всё существование его? ... О, согласитесь, Настенька, что вспорхнешься, смутишься и покраснеешь, как школьник, только что запихавший в карман украденное из соседнего сада яблоко | Красный Означает: 1.Напряжение сил, концентрацию энергии - страсти. 2. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, очищение. Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота. | Вечерняя заря (красный, розовый)-1 Блестящий-1 (жёлтый)прощальный луч потухающего солнца-1 Сверкнул-1 (жёлтый)золотая основа-1 Хрустальное небо-1 Покраснеешь, как украденное яблоко-1 | ||||||||
История Настеньки Настенька- чистая невинная девушка, не знающая жизни, непорочная. Краснеет, когда смущается или стыдиться, бледнеет, когда смущается, страдает…(например, узнаёт об отъезде возлюбленного) | Да, говорит, это тот самый "Цирюльник", -- да и взглянул на меня. А я уж всё поняла, покраснела, и у меня сердце от ожидания запрыгало! он так молча поклонится, так серьезно, как будто и говорить не хочет, и уж сойдет совсем на крыльцо, а я всё еще стою на половине лестницы, красная как вишня, потому что у меня вся кровь начала бросаться в голову, когда я с ним повстречаюсь. Я, как услышала, побледнела и упала на стул как мертвая. Думаю, я шла целый час по лестнице. Когда же отворила к нему, дверь, он так и вскрикнул, на меня глядя. Он думал, что я привидение, и бросился мне воды подать, потому что я едва стояла на ногах. Но она не договорила. Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и вдруг я почувствовал в моей руке письмо, | Красный Означает: 1. Напряжение сил, концентрацию энергии — гнев, страсти. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех. Белый Символические значения белого: пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность. Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. | Покраснела-1 Красная, как вишня-1 Побледнела-1 Белый (Как мёртвая)-1 (прозрачный, бледный)-привидение -1 Покраснела, как роза-1 | ||||||||
История влюблённости Настеньки, просыпающаяся влюблённость Мечтателя передаётся с помощью всевозможных оттенков красного или блестящего, сверкающего: вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе, вспорхнешься, смутишься и покраснеешь, как школьник, только что запихавший в карман украденное из соседнего сада яблоко, она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза – (Красный Означает: 1.Напряжение сил, концентрацию энергии – страсти, праздники, свадьбы, очищение) конях в блестящей карете, луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо (блестящий – смообман, иллюзии, фантазии по поводу происходящих событий) Рассказ Настеньки о её влюблённости, страданиях тоже передан с помощью цвета: горят его бледные, увлаженные щеки, Я, как услышала, побледнела и упала на стул как мертвая., Он думал, что я привидение (Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви) | |||||||||||
Ночь третья Мечтатель понимает, что влюблён в Настеньку, что она может составить его счастье… Но она любит другого… Разве может он в страданиях и в смятении душевном видеть что-либо вокруг? А Настенька отдала письмо для возлюбленного и вновь сияет, надеясь на скорую встречу с ним, мир вновь играет для неё красками. | Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день; она не отвечала, она не хотела против себя говорить; для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия. | Серый Цвет скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека. В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости | (Серый)День без просвета-1 Серый(поднялся туман)-1 Белый(светел и ясен)-1 | ||||||||
Вчера было наше третье свиданье, наша третья белая ночь... | Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. | Белый-1 | |||||||||
Мечтания героя о том, что, возможно , Настенька его полюбит, так же призрачны, зыбки, как сама белая ночь (краски: Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. облака стали заволакивать небо и подымался туман - Негативная символика белого цвета.В японской классической поэзии белый символизирует разлуку, страдания неразделенной любви., серый-тоска) Но герой рад обманываться и луч надежды сверкает: для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия (вновь цвет иллюзии, самообмана) | |||||||||||
Ночь четвертая Возлюбленный Настеньки не приходит на свиданье. И вновь бледность лица и блеск от слёз глаз героини. Происходит объяснение Мечтателя и Настеньки, они говорят, что любят друг-друга, будут жить вместе, будут счастливы – но всё это как в чаду. Наконец-то счастье улыбнулось герою, и мир улыбнулся ему новыми яркими красками: Завтра будет голубое небо, а сегодня оказывается на небе ясная луна, правда, которую вот-вот закроет какое-то жёлтое облако (может быть, это предчувствие зыбкости, кратковременности, нереальности того, что происходит с ними?.. Как вдох облегчения вырывается: «Нет, оно прошло мимо».) | Она страшно побледнела и долгое время смотрела на меня неподвижно. Послушайте, -- заговорила она, обращаясь ко мне, и черные глазки ее засверкали, -- да это не так! Это не может быть так; это ненатурально! Или вы, или я обманулись; может быть, он письма не получал? Может быть, он до сих пор ничего не знает И Настенька совершенно смешалась. Щеки ее вспыхнули; она опустила глаза. | Белый Символические значения белого: сосредоточенность. Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. Позитивные значения черного: молодость, красота. Красный Означает: 1.Напряжение сил, концентрацию энергии - страсти. | Побледнела-1 Чёрный-1 Засверкали-1 Вспыхнули-1 | ||||||||
И оба мы засмеялись. -- Ну, полноте же, полноте. А где же вы живете? я и забыла. -- Там, у --ского моста, в доме Баранникова. -- Это такой большой дом? -- Да, такой большой дом. -- Ах, знаю, хороший дом; только вы, знаете, бросьте его и переезжайте к нам поскорее... -- Завтра же, Настенька, завтра же; я там немножко должен за квартиру, да это ничего... Я получу скоро жалованье... -- А знаете, я, может быть, буду уроки давать; сама выучусь и буду давать уроки... -- Ну вот и прекрасно... а я скоро награждение получу, Настенька... -- Так вот вы завтра и будете мой жилец... -- Да, и мы поедем в "Севильского цирюльника", потому что его теперь опять дадут скоро. -- Да, поедем, -- сказала смеясь Настенька, -- нет, лучше мы будем слушать не "Цирюльника", а что-нибудь другое... -- Ну хорошо, что-нибудь другое; конечно, это будет лучше, а то я не подумал... Говоря это, мы ходили оба как будто в чаду, в тумане, как будто сами не знали, что с нами делается. | Серый В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом несчастья В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости | Серый (как в чаду, в тумане)-1 | |||||||||
Ну, пойдемте! -- Пойдемте. -- Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Посмотрите: вот это желтое облако теперь застилает её, смотрите, смотрите!.. Нет, оно прошло мимо. Смотрите же, смотрите!.. | Синий Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство. Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие. Желтый имеет противоположную трактовку - как цвет предательства, ревности, лжи, ревности и трусливости. У католиков - испытание страданием или завистью. | Голубой-1 Жёлтый(луна)-1 | |||||||||
Объяснение Мечтателя с Настенькой, происходили словно в чаду, их сопровождает белый цвет лица бледной Настеньки, её сверкающие чёрные глаза и вспыхнувшие щёки (страсть, предупреждение, серый-тоска от предчувствия невозможного) Жёлтая луна на небе в момент расставания героев – в данном случае жёлтый - как цвет предательства, ревности, лжи. У католиков - испытание страданием или завистью.Голубое небо - чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие. | |||||||||||
Утро А счастье было так близко, так возможно… Настенька уходит с возлюбленным. Единственное, что может она предложить такому замечательному нашему мечтателю – быть другом, помнить его всегда. Утро, как пробуждение после короткого счастливого сна… Герой один в своей унылой зелёной каморке с паутиной на потолке. Мир вновь безрадостен и сер. Но мечтатель на то и мечтатель, герой, романтик, бескорыстный влюблённый, способный сказать «Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим» и «Да святится имя твоё!» | Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам. | Серый Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. Цвет несчастья , тоски, увядания, усталости. | Серый (шёл дождь, в комнате было темно, пасмурно)-1 | ||||||||
Я долго перечитывал это письмо; слезы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. -- Касатик! а касатик! -- начала Матрена. -- Что, старуха? -- А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору... | Серый (паутина)-1 | ||||||||||
Я посмотрел на Матрену... Это была еще бодрая, молодая старуха, но, не знаю отчего, вдруг она представилась мне с потухшим взглядом, с морщинами на лице, согбенная, дряхлая... Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как и старуха. Стены и полы облиняли, всё потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие... Или луч солнца, внезапно выглянув из-за тучи, опять спрятался под дождевое облако, и всё опять потускнело в глазах моих; или, может быть, передо мною мелькнула так неприветно и грустно вся перспектива моего будущего, и я увидел себя таким, как я теперь, ровно через пятнадцать лет, постаревшим, в той же комнате, так ж одиноким, с той же Матреной, которая нисколько не поумнела за все эти годы. | Серый (потухший) Серый (облиняло. Потускнело)-1 Почернели -1 Тёмно-жёлтый яркий-1 Пегие-1 Жёлтый (луч солнца)-1 Серый (дождь, из-под тучи)-1 Потускнело-1 | ||||||||||
Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю... О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! | Цветки-1 Чёрные-1 Ясное небо-1 Белый (светла)-1 | ||||||||||
Только серый цвет тоски, грусти, разочарования, несбывшихся мечтаний сопровождает повсюду оставшегося одинокого Мечтателя: шёл дождь, небо заволокло тучами, стены выкрашенного дома полиняли, стали пегими, показалось, что всё покрыла липкая паутина…но Мечтателю свойственна вера в новую любовь, новые чувства.., поэтому нет-нет мелькнёт луч солнца (жёлтый- разрядка напряжённости, радость, красота). | |||||||||||
Диаграмма преобладания цветовых тонов в повести. | |||||||||||
Все оттенки серебристого | Все оттенки белого | Все оттенки жёлтого | Все оттенки красного | Все оттенки серого | Все оттенки чёрного | Многоцветье | |||||
Указывает на то, что человек любит фантазировать.В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий (“не знаю – то ли уже пришел, то ли уже ухожу”). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело. | Гавное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого: 1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность. | Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота. | Красный Означает: 1. Напряжение сил, концентрацию энергии — гнев, страсти. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех. | Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. | Позитивные значения черного: молодость, красота. Чёрное в сочетании с жёлтым – знак запрета | С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие. Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое». | В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие. | ||||
Звёздное небо Заблистать, блестели, блестящий Сверкающим, сверкнул, сверкала, засверкали Искромётным Блестящий Хрустальное небо Вспыхнули Яркий | Светлое Белые, как сахар Бледные Побледнела Как мёртвая Привидение Светел и ясен Белый Побледнела Ясное небо Светла | Золотой Жёлтый Как канарейка Пожелтел Желчь Цвет поднебесной империи Жёлтый Прощальный луч потухающего солнца Золотая основа Луна Тёмно-жёлтый Луч солнца | Вечерняя заря Покраснеешь, как укравший яблоко Покраснела, Покраснела, как роза Красная, как вишня | Мутная Тускло-прозаичный День без просвета поднялся туман Как в чаду, в тумане Шёл дождь, в комнате было темно, дождь из-под тучи, Пасмурно Паутина Потухший Облиняло. Потускнело (2) | Чёрный-4 Почернели Брюнетка | Упестрится Горшки с цветами, Цветки Пегие | Зелёные стены | Голубое небо | |||
Заключение:
Тема работы «Символика цвета в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» была выбрана не случайно. Это произведение интересно нам само по себе и привлекает использованием слов со значением цвета. Так как, на мой взгляд, использование слов со значением цвета в художественном тексте в качестве символов - один из самых интересных вопросов, связанных с анализом произведения, я решила рассмотреть эту проблему на примере повести Ф.Достоевского «Белые ночи».
В качестве цели работы было определено изучение вопроса символики цвета в повести как одного из основных элементов сюжета произведения и составление таблицы «Диаграмма преобладания цветовых тонов», а также определение основных функций слов со значением цвета в повести.
В ходе реализации этой цели был решён ряд комплексных задач. Я не только познакомилась с историей жизни и творчеством Ф.М.Достоевского , но и прочитала некоторые из его произведений.
Изучение вопроса о символике цвета в искусстве дало мне возможность узнать, какие классификации символических значений цвета существуют в мировой культуре.
Серьёзная и внимательная работа с текстом повести «Белые ночи», которая, в основном, касалась анализа лексического материала произведения, позволила не только выделить, но и систематизировать все слова со значением цвета, использованные в нём.
Описывая образ несчастного мечтателя и его грёзу-любовь к Настеньке, которая случилась в самый фантастический и нереальный период (белые ночи) Ф.М.Достоевский как писатель-колорист использует следующую цветовую гамму:
§ Серый цвет, который подчёркивает бедность, скуку и тоску городской тесноты, гнилого тумана, цвет несчастья – 16 раз
§ Серебристый и все оттенки блестящего, подчёркивающие фантастичноть, нереальность всего происходящего – 13 раз
§ Все оттенки жёлтого, означающего состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота, но одновременно болезненное, лихорадочное состояние – 12 раз
§ Невинность и чистоту помыслов героев, их душевное и телесное целомудрие и одновременно полную бездеятельность, недеяние Мечтателя подчёркивает белый цвет, используемый в романе 11 раз.
§ Описание запретных чувств Настеньки к постояльцу её бабушки, состояние влюблённости Мечтателя передаётся благодаря использованию всех оттенков красного (это одновременно и цвет страсти и цвет греховности чувств) - 5 раз
§ Молодость, красота героев, красота их чувств подчёркивается использованием чёрного цвета (всегда дрожать слезинки на прекрасных чёрных глазах, ресницах наших героев), но одноврменно это и цвет предостережение о невозможности счастья, отношений (чёрная вуалетка на жёлтой шляпке) – 6 раз
§ Зелёный цвет стен в комнатке Мечтателя, грязный, запылённый, покрытый паутиной, цвет возрождения души
Мечтателя и одновременно кабы моральное безумие, лихорадочное состояние мечтательности, овладевшее
героем – 1раз и голубой цвет неба, один раз прояснившегося в серые, дождливые, туманные ночи и дни – 1 раз,
как бы подчёркивая пустые мечтания и излишнюю сентиментальность героев.
Анализ произведения позволил мне сделать вывод о том, что слова со значением цвета играют большую роль в этой повести, так как не только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства героев.
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что цель достигнута. Благодаря использованию самых разных форм и методов научного исследования (работа с текстом художественного произведения, с дополнительной литературой по теме, конспектирование, составление таблиц-диаграмм), мне удалось решить все поставленные задачи.
В целом работа по данной теме позволила расширить кругозор и совершенствовать навыки по сбору, обработке, а также систематизации полученных сведений, приобрести опыт исследовательской деятельности, что, несомненно, пригодится в будущем.
Используемая литература:
1. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996.
2. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
3. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
4. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М.,1979,с.106.
5. Е. И. Семенов и H. H. Соломина. Белые ночи,Комментарии.
6. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.
7. Белов С. Комментарий к роману «Преступление и наказание» 2 –е издание. Москва 1985г.
8. Ф.М.Достоевский. Белые ночи.
9. Гроссман Л.П. Достоевский - художник // Творчество Ф.М. Достоевского: Сб. ст. / Под ред. Н.Л. Степанова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - С. 330 - 416.