Викторина

 

Минимальное техническое оснащение: «талоны» за правильные ответы, призы, раздаточные информационные материалы.

Викторина является одним из наиболее идейно насыщенных мероприятий в рамках Праздника трезвости. Она работает практических в любых условиях. Было бы желание ведущих!

Викторины автор проводил в школьных и студенческих аудиториях, в стенах центра «Выбор» и Дворца культуры строителей, в молодежном лагере на берегу реки, в речном порту Казани во время массового празднования 30 августа и т.д., и т.п. Крайний случай сложности представляла для организаторов викторина в «Катановском» переулке Казани 11 сентября 2002 года, когда сразу после ее анонса начался проливной ливень и шел он вплоть до ее окончания (а сильный ветер сопровождал акцию еще со стадии подготовки). В результате ведущий получил на несколько недель сильную простуду, но оно того стоило! Группа школьников и учителей соседней 4-й школы, а также прохожие, привлеченные смехом и шутками, выдержали крайне неблагоприятные условия, узнали много о выдающемся гражданине Казани, сочинили несколько интересных лозунгов и частушек. К концу встречи подъехали представители телекомпании «Эфир» (самой популярной телекомпании столицы Татарстана) и поведали о викторине всему городу.

Викторина опирается на базисное стремление человека – самоутвердиться в соревновании с себе подобными и в этом плане она имеет колоссальные преимущества перед лекцией и беседой. Большую часть времени аудитория дает информацию сама. Ведущий викторины лишь направляет коллективный поиск.

Неверный ответ или путаное объяснение дают прекрасную возможность в тактичной форме продвинуться к решению проблемы. Подсказка, наводящий вопрос плюс словесное поощрение за усердие – и викторина с успехом продолжается!

Откровенное ерничание некоторых участников также возможно (как правило, такие факты если и случаются, то в первые минуты викторины). Хорошо будет восприниматься продолжение разговора в таком же ключе, например: «Спасибо за озвучивание типичного проалкогольного (или прокурительного) мифа. Его ошибочность в том-то. Обдумаем-ка вместе такой-то факт и решим, что мы ответим при встрече с рекламными агентами питейной (табачной) индустрии».

Правильный ответ – удобный повод похвалить участника, вручить ему «талон» и подчеркнуть большое мировоззренческое значение решенной проблемы. Попутно аудитории может быть сообщено много дополнительной антинаркотической информации.

В заключение викторины участнику, набравшему наибольшее число талонов, торжественно вручается главный приз. Сфотографировав момент награждения, ведущий получит иллюстративный материал для проведения Праздника трезвости в последующие годы.

Викторина практически не имеет ограничений ни по времени, ни по месту, ни по порогу участия.

Время ведущие могут запланировать в соответствии со своими возможностями и корректировать в соответствии с обстоятельствами. Уставшей или замерзшей (промокшей, как в сентябре 2002 года) аудитории можно сократить количество вопросов.

Хотя вполне вероятно, что викторина займет и больше запланированного Вами времени. Как-то экспресс-викторина из пяти вопросов привлекла внимание прохожих почти на полчаса.

Аудитории, вошедшей во вкус игры, можно предложить своего рода второй круг: выделить двух-трех наиболее активных участников и провести среди них микроконкурс, задавая самые сложные вопросы. Чтоб остальная часть аудитории не чувствовала себя забытой, можно предложить во втором круге участвовать и болельщикам с правом передачи своего талона кому-то из симпатичных им «финалистов».

 

1) Викторина с предварительными штудиями

Среди мотивированных участников будущей викторины распространяется информация о времени и месте ее проведения, а также характеристика основных групп вопросов (но не сами вопросы). Силами организаторов тиражируется источник информации: брошюра или какая-то ее часть.

Можно ли в ходе самой викторины пользоваться источником информации, организаторы проговаривают на стадии подготовки. При прочих равных условиях автору такое пользование представляется нецелесообразным для данного типа викторин. «Викторина с предварительными штудиями» поощряет у участников долговременную память и навыки анализа информации.

Данный тип викторины лучше проводить среди учащихся средних и старших классов, студентов, взрослой аудитории. В таком случае можно опираться на знания, приобретенные участниками на занятиях. Тем, кто учится в начальных классах, вряд ли хватит усидчивости изучить большой источник информации (например, часть брошюры), а затем высидеть собеседование в 30-45 минут.

В 1997-2001гг. в Казани проводилась викторина «Что ты знаешь об истории трезвеннического движения Казани, России и всего мира?». Она стартовала в год, когда отмечалось 170-летие историка И.Г.Прыжова, поэтому она состояла из 170 вопросов. Однако та викторина проводилась в небольшой (20 - плюс-минус - несколько человек) и высокомотивированной аудитории (члены Казанского отделения МНАТ, сотрудники Центра «Выбор», близкий круг друзей МНАТ). Только такая сплоченная группа могла продуктивно работать на викторине в течение двух часов.

В методическом материале для семинара «Будь здоров!» 2004г. для широкой аудитории был предложен список значительно меньший - в 60 вопросов (при наличии запроса читателя он может быть выслан по электронной почте).

Число вопросов всегда можно сократить и/или дополнить другими вопросами по выбору ведущего. Очередность их также можно варьировать в зависимости от обстоятельств. Практика показывает, что трех-четырех десятков вопросов вполне достаточно, чтоб ярко обсудить весьма широкий круг проблем.

 

2) Экспресс-викторина

В отличие от викторины предыдущего типа экспресс-викторина проводится на более узкую и/или на более известную тему. Экспресс-викторина поощряет находчивость, способность к импровизации и чувство юмора.

Каждый ее участник, придя на Праздник трезвости, получает раздаточный материал. Затем следует оперативно находить ответ. Раздаточный материал может подготовить и сам ведущий. Такой текст будет максимально соответствовать его эмоциями и убеждениям. Тогда викторина пройдет с наибольшим подъемом и окажет позитивное влияние на участников.

Однако можно использовать и какой-то классический текст, например, статьи Льва Толстого или стихи В.В.Маяковского.

Если у организаторов нет времени или возможности распространить раздаточные материалы, то экспресс-викторина может носить для аудитории характер полной импровизации. Необходимое условие для такого варианта викторины – работа исключительно со знаковыми фигурами[13]. В таком случае каждый угаданный правильный ответ будет носить для аудитории характер маленького откровения и получит шанс надолго остаться в памяти участников.