Административная ответственность
Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно связанным с другими отраслями права. Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определённый сегмент общественных отношений на всём правовом поле жизнедеятельности гражданского общества. Административно-правовое регулирование выходит за пределы государственного регулирования в собственном организационном смысле как основного вида реализации государственной исполнительной власти и проникает в другие виды государственной деятельности.
Основные подходы к пониманию административного права:
1. Как наука—оно изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти;
2. Как отрасль права—оно состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти на всех уровнях РФ.
Характерная особенность административного права–тесное взаимодействие с другими отраслями российского права.
Предмет административного права составляют следующие группы отношений:
1. Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление);
2. Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности;
3. Общегосударственные контрольно-организационные отношения;
4. Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений государственных органов.
По масштабу действия административное право делится на части:
1. Общая—нормы, применение которых охватывает все сферы государственного управления;
2. Особенная—нормы, масштаб действия которых ограничен конкретными сферами государственного управления.
Главная особенность административно-правовых норм—организационные управленческие отношения.
Административно-правовые отношения—общественные отношения, урегулированные нормами административного права (их особенностью является чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер).
Источники административного права:
1. Конституция РФ;
2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»);
3. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» (ФЗ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ);
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 21 сентября 1970 г.);
5. Указы Президента РФ (от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти в РФ»);
6. Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
7. Акты субъектов РФ;
8. Акты органов местного самоуправления.
Субъекты административного права:
1. Граждане—их права и обязанности закреплены во второй главе Конституции РФ и реализуются через вступление в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами;
2. Общественные объединения—добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе (общие основы их правовой организации в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» с последующими изменениями);
3. Государственные и муниципальные органы—их правами и обязанностями являются полномочия органов государственной власти, выражающиеся в управленческой исполнительно-распорядительной деятельности.
Для всех них законодательством установлен определённый административно-правовой статус как совокупность прав и обязанностей, реализуемых в административно-правовых отношениях.
Объекты административно-правовых отношений:
1. Действия и поведение лица;
2. Государственное, общественное имущество;
3. Предметы духовной культуры, науки и образования;
4. Совокупность прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина;
5. Взаимоотношения граждан с органами исполнительной власти.
Административное правонарушение (проступок)—противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на государственный или общественный (гражданский) порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного проступка:
1. Деяние, выраженное вовне, в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение);
2. Общественно опасное (антисоциальное) деяние—изменение нормального хода общественных отношений (нарушение правил дорожного движения); степень общественной опасности является единственным критерием, отличающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений;
3. Противоправное деяние—нарушение норм права;
4. Виновное (умышленное или неосторожное) деяние.
Формы вины:
1. Умысел (ст. 25 УК РФ)—прямой (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления) и косвенный (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность наступления опасных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично);
2. Неосторожность(ст. 26 УК РФ)—легкомыслие (лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения) и небрежность (лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к юридической ответственности:
1. Невменяемость субъекта правонарушения—неспособность лица понимать значение своих действий вследствие психического заболевания;
2. Необходимая оборона—защита своих законных прав либо прав и законных интересов других лиц, общества, государства от общественно опасного посягательства путём причинения вреда правонарушителю, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны;
3. Крайняя необходимость—устранение опасности, угрожающей интересам личности, обществу, государству, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый;
4. Малозначительность правонарушения;
5. Физическое или психическое принуждение;
6. Казус;
7. Обоснованный риск;
8. Исполнение приказа или распоряжения.
Административная ответственностьявляется основной формой и наиболее распространённым видом административного принуждения.
Цели и предназначение административной ответственности—охрана от посягательств на конституционный общественный строй, собственность, порядок управления, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий и организаций.
Административная ответственность—вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение (устанавливается законом).
Применение административной ответственности—привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Меры юридической ответственности:
1. Административно-принудительные—предупреждение возможных правонарушений (профилактика–досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов);
2. Административно-пресекательные—прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий.
К особенностям административной ответственности как основного вида административного принуждения относятся все те признаки, которые в своей совокупности позволяют, с одной стороны, идентифицировать административное принуждение в общей системе государственного принуждения, а с другой—раскрыть существо и специфику административной ответственности в общей системе существующих в государстве видов правовой ответственности.
Формы установления административной ответственности:
1. Федеральные законы;
2. Указы Президента РФ;
3. Постановления Правительства РФ;
4. Законы субъектов Федерации;
Формами применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным лицам, совершившим административное правонарушение.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 24.5 КоАП РФ даёт исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события, состава административного правонарушения, действия в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть правонарушителя и некоторые другие (всего восемь обстоятельств).
Основания административной ответственности:
1. Юридическое—предусмотренность её за конкретные правонарушения в действующем законодательстве;
2. Фактическое—конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершённое соответствующим субъектом;
3. Процессуальное—составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершённом данным субъектом.
Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, применяемое в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административное взыскание—мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.
Цели административного взыскания:
1. Воспитание лица;
2. Предупреждение;
а) специальная превенция (самим правонарушителем);
б) общая превенция (другими лицами).
Виды административных наказаний:
1. Предупреждение (моральное воздействие);
2. Административный штраф (денежная форма);
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. Лишение специального права (права охоты);
6. Исправительные работы;
7. Дисквалификация (лицо, осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица);
8. Административный арест (исключительно по решению суда);
9. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
а) самостоятельно;
б) принудительно.
В отношении юридического лица могут применяться первые четыре вида административных наказаний.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьёй, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Основные задачи по охране общественного порядка решает Милиция общественной безопасности, созданная на основании Закона РФ «О милиции».
Для охраны общественного порядка:
1. Выделяются дополнительные финансовые средства в целях создания новых или увеличения численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности;
2. Организуются и содержатся органы охраны общественного порядка;
3. Осуществляется контроль над деятельностью органов охраны общественного порядка;
4. Создаются административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних;
5. Формируются постоянные депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка;
6. Привлекаются граждане с использованием для этого различных организационно-правовых форм (народные дружины);
7. Взаимодействие с судебными органами, прокуратурой в их работе по обеспечению законности;
8. Ведётся регистрация граждан по месту жительства;
9. Решаются вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций шествий и пикетирования;
10. Принимаются меры для обеспечения общественного порядка в период забастовки;
11. Принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения;
12. Обеспечивается противопожарная безопасность;
13. Организуются и проводятся мероприятия гражданской обороны.
Таким образом, административному праву присущ императивный (повелительный) метод административно-правового регулирования. Подобный характер административно-правовых норм и возникающих на их основе отношений является их характерной особенностью. Однако императивно-повелительный характер административно-правовых норм и отношений, отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектов исполнительной власти. Такой характер нередко заключается также и в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действий и поведения.