Методические указания по изучению темы

 

При изучении темы студентам необходимо уяснить различия между понятиями «правосудие» и «судебная власть». Правосудие – это вид государственной деятельности, представляющий собой рассмотрение и разрешение судами споров на основе норм материального и процессуального права. Кроме правосудия существуют такие виды государственной деятельности, как правотворчество, государственное управление, прокурорский надзор и т.п. Судебная власть – это ветвь государственной власти, органы которой управомочены отправлять правосудие именем Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (см. ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Судьями в Российской Федерации могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны.

Судебная система Российской Федерации установлена Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и включает в себя:

- федеральные суды;

- суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд, система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды) и система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).

К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи общей юрисдикции субъектов Федерации. При этом следует иметь в виду, что норма федерального законодательства об организации конституционных (уставных) судов субъектов Федерации носит диспозитивный характер, поэтому во многих регионах конституционные (уставные) суды не образуются. Что касается института мировых судей, его учреждение является общеобязательным на всей территории Российской Федерации.

Предметы компетенции Конституционного Суда перечислены в статье 125 Конституции Российской Федерации и конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд:

- разрешает дела о соответствии отдельных правовых актов Конституции Российской Федерации, причем перечень этих актов исчерпывающим образом определяется законом;

- разрешает споры о компетенции между отдельными государственными органами (перечень органов также определяется исчерпывающим образом с использованием родовых понятий);

- проверяет конституционность закона, который применен или подлежит применению в конкретном деле;

- дает толкование Конституции Российской Федерации;

- дает заключение при обвинении Президента Российской Федерации;

- выступает с законодательной инициативой в Государственной Думе.

Судьи Конституционного Суда должны быть гражданами Российской Федерации в возрасте не менее сорока и не более семидесяти лет, иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и признанную высокую квалификацию в области права. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на 12 лет, причем назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается.

Конституционный Суд состоит из двух палат, причем персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Персональный состав палат не может оставаться неизменным более чем три года подряд. От имени Конституционного Суда вправе принимать акты каждая из палат (но не судьи единолично), при этом некоторые дела, перечень которых определен законом, могут рассматриваться исключительно на пленарном заседании Конституционного Суда. Из числа судей Конституционного Суда избираются сроком на три года Председатель, его заместитель и судья-секретарь, каждый из которых наделен предметами компетенции.

Важное место в системе правоохранительных органов занимают органы внутренних дел, призванные осуществлять охрану общественного порядка, укреплять, защищать права и свободы граждан, юридических лиц, бороться с правонарушениями и преступлениями.

Роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, является весьма значимой, поскольку чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, чем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

Под правоохранительными органами понимаются государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

В действующую систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

- органы судебной власти – федеральные суды (общей юрисдикции и федеральные арбитражные) и суды субъектов Российской Федерации;

- органы прокуратуры (общегражданской, военной и иной специализированной);

- органы предварительного расследования (дознания и следствия);

- органы внутренних дел (федерального значения и местные);

- органы Министерства юстиции (судебные приставы, органы по исполнению уголовных наказаний и др.);

- органы по налогам и сборам;

- органы охраны основ конституционного строя и безопасности государства (Федеральная служба безопасности, органы внешней разведки, государственной охраны);

- негосударственные правоохранительные органы (адвокатура, частные детективные и охранные предприятия, частный нотариат).

Правоохранительные органы принимают участие в осуществлении правовой политики государства, которая определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в целях создания правового государства и гражданского общества в России. При этом они взаимодействуют с органами законодательной власти, которые создают нормативную базу для борьбы с преступностью и правонарушениями, устанавливают порядок организации и деятельности правоохранительных органов.