Вопрос 28. Специфика журналистского мышления.
Творческие способности к журналистской деятельности связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом личности (эмоциональность), умственными способностями. Следовательно, мотивы творческой деятельности во многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей).
Такие, к примеру, как видение новых проблем в стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ и ряд других37. Человек воспринимает обычно в потоке внешних раздражителей лишь та что укладывается в эту «систему координат» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает, не замечая и не оценивая ее должным образом.
Специфика журналистского мышления. Она, как свидетельствуют результаты проведенных нами опросов более 300 журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии прежде всего как «алогичная», то есть «не всегда Ш не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «Что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».
В теории журналистики, как правило, определяли и определяют специфику журналистского мышления лишь на основании общетеоретических выводов; не •нее интересен, на наш взгляд, подход, при котором мы будем, опираясь ну результаты нашего исследования и суждения самих практиков, говорить о том, что журналисты выделяют как технологически «продуктивные» показатели.
Прежде всего следует, видимо, сказать о так называемой способности к «сцеплению», то есть к объединению новых сведений с уже имеющимся багажом знаний. Так, более половины опрошенных нами журналистов (напомню, что всею участвовало в исследовании около трехсот человек) отметили, что в практической деятельности в редакции у них отсутствует возможность специализироваться на какой-то одной узкой теме, а более 40 % из числа всех ответивших вообще убеждены, что для сегодняшней журналистики не характерен принцип узкой специализации работников СМИ. Всякое мышление включает в себя функцию получения нового знания путем выведения из знания уже имеющегося. Но широта предметного поля в журналистике обуславливает концептуально-ориентировочный (термин Р. Г. Бyхарцева) характер специальной подготовки журналиста, когда вершинные знания изучаемого предмета (порой ми путаем их с «верхушечными » знаниями) дают ему своеобразный ключ к пониманию, оценке той или иной проблемы или ситуации.
Что касается «авторских технологий»стимуляции подобной деятельности, то здесь можно выделить два подхода. Во-первых, подбор «концептуальных материалов в личном архиве». Около трети ответивших сообщили, что именно подобного рода книги, вырезки и копии, выписки и т. д. хранятся у них. Подбор чаще всего определяется принципом «то, что дает идеи,а не конкретную информацию». И, во-вторых, фиксирование каким-либо образом (в личном дневнике, блокноте, а примерно каждый двадцатый из ответивших осуществляет сегодня эту работу на специальных компьютерных файлах) эксклюзивно полученных сведений, личных впечатлений, размышлений по какому-то поводу и т. п. Разумеется, фиксирование «не для истории», а по какой-либо системе, помогающей при этом найти этот исходный материал и применить его в повседневной практической деятельности-
Высокая мобильность журналистского мышления, подвижность ума ориентировки личности предполагает и цельность восприятия. Людям сугубо логического склада ума, тем, чья профессия предполагает «мыслительный характер повседневной деятельности, свойственно как бы дробить предмет восприятия, детально изучать, а уж затем, по выражению знаменитого физиолога И. Н. Павлова, пытаться «оживить» для мыслительной деятельности. Журналист же чаще всего понятийное и образное начало объединяют. Происходит это непроизвольно, таким образом проблема или ситуация словно бы вписывается в более широкие контексты.
У большинства из участвующих в нашем опросе журналистов как правило существовали свои подходы к анализируемому явлению. Но почти каждый второй вместе с тем отметил, что допустим при подготовке проблемного материала «глав ное - найти точный образ того, о чем собираешься писать или рассказывать»,. Еще более показательно это, конечно, дли таких жанром, как очерк, фельетон. Но понятие «образ» в данном случае не подразумевает (или не только подразумевает) гак сказать художественно - вы разительное: его значение. Образ — это еще и «упрошенное дли себя понятие», и «то, как я вижу развертывание ситуации, провесе», и «та тональность, которая, в конечном итоге, определит суть моего материала».
То есть можно сделать вывод: эмоционально-образная окраска неких обстрактных схем и понятий существенна не только для передачи журналистом всего комплекса информационно-логических связей, на важна и для стимуляции процесса творческой деятельности.
Кстати говоря, психологи на основании многолетних исследований, экспериментов доказали, что для категории «художественных» профессий, » по сравнению с категорией «мыслительных», характерен, например, повышенный эмоциональный слух, преобладание метафоричности и сюжетности ассоциаций, повышенная коммуникабельность, преобладание экстрараверсии и т. Д Все это зафиксировано на уровне конкретных показателей и имеет под собой совершенно определенную психофизиологическую основу*.
Гибкостъ мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного класса явлений к другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является одной из примечательных характеристик для людей этой профессии. У журналистов ел тесно связан с так называемым боковым мышлением, лучше всех которое охарактеризовал французский психолог Сурье, писавший: «Чтобы творить — надо думать около». В нашем исследовании мы, помимо традиционных тестов «на сообразительность» (решаемость задач которых, по сравнению с контрольной группой, состоящей из людей «нетворческих» профессий, как правило, превышалась журналистами более чем на 60 %), проводили эксперименты на способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Причем таковой для участников чаше всего была информация, приобретенная, усвоенная в результате собственной профессиональной деятельности, полученная от ближайшего окружения, то есть, строго говоря, не всегда точная, полная, но позволяющая «пойти» по достаточно нетрадиционному пути. Специфичным было н то, что знания из области точных наук, естествен но научных дисциплин использовались журналистами обычно в метафоричной форме или как ссылка на авторитетное мнение.
Легкость генерирования идей является еще одной важной составляющей творческой личности. Повседневная деятельность в сфере средств массовой информации предполагает достаточно напряженный ритм, причем журналист в силу специфики своей работы вынужден охватывать и объяснять несметное число разнородных фактов, явлений, соединять понятия и т.д. Нередко именно он (может быть, даже в какой-то мере интуитивно) описывает явления, становящиеся своеобразным фундаментом для общетеоретических исследований. Особенно это примечательно для последних лет, когда часто в СМИ «обкатываются» или прогнозируются» многие экономические , политические, юридические модели деятельности.
По мнению участников нашего опроса, это происходит чаще всего потому, что «в меру "поверхностные" представления журналиста о том или ином явлении действительности понятнее аудитории»; «журналист, не обремененный грузом стереотипов, взаимных обязательств, разного рода условностей, выступает в роли человека со свежим взглядом»; «он зачастую выполняет обязанности некоего третейского судьи, оценивающего ситуацию на уровне здравого смысла». В связи с этим важна и способность к оценочным действиям, а по-другому говоря — к выбору одной из многих альтернатив.
Способность к ассоциативному мышлению, умение сближать понятия легче всего рассмотреть на примере остроумия. Конечно же, оно свойственно многим журналистам, особенно в письменной речи, но мы в своих экспериментах попытались выявить особые способности журналистов к ассоциативному мышлению, анализируя проводимые интервью. Так, в пяти экспериментальных группах журналистов, в которые входили по пять представителей периодической печати и электронных СМИ, мы проводили следующий тест: через короткий промежуток времени зачитывали отрывки из десяти различных журналистских интервью, проводившихся работниками местных и центральных периодических изданий, радио и телевидения. Затем просили испытуемых записать как можно быстрее пять любых слов, ассоциирующихся у них с данным текстом, и тут же пять, которые, как им кажется, могли бы логически продолжить смысловой ряд в следующем сразу же по тешу отрывке данного интервью. Таким образом, 50 из более чем 200 участвовавших в эксперименте журналистов назвали пять тысяч слов.
Затем тот же самый ассоциативный эксперимент мы проводили с участниками из нескольких контрольных групп: школьниками, студентами философского факультета университета, представителями «нетворческих» профессий (точнее, тех, кто не связан с ежедневной работой над словом).
При обработке полученных данных мы подсчитывали слова, сгруппированные относительно одной идеи или одного объекта. К примеру, интервью с Леонидом Ярмольником «уложилось» у группы «нежурналистов» всего в две тематические группы — «развлечения», «киноискусство», у «журналистов» — в пять: к вышеназванным добавились еще «яркая личность», «сценография», «звездная болезнь». А вот интервью с Муслимом Магомаевым соответственно в четыре и девять групп. Многое, кстати, зависело и от профессионализма автора. Так, разрыв между «лидером», чье интервью вызвало наибольшее число ассоциативных связей, и «аутсайдером» был огромным — в 12 тематических групп. И именно в этом случае показательным было качественное и количественное различие (в среднем в 2-4 раза) процессов свободного течения ассоциаций.
То есть на основании этих результатов можно сделать вывод, что способность к ассоциативному мышлению является достаточно четким показателем, характеризующим в целом предрасположенность человека к журналистскому труду. Этот вывод тем более важен, что в традиционной психологии большое количество группировок нередко связывают со случайностью образов, возникающих в сознании.
Наш же эксперимент свидетельствует, что в группе журналистов эти образы были объединены метафорическими связями, в отличие от результатов группы «нежурналистов». И еще Журналисты как правило на 80 % улавливали логичесикий смысловой ряд, который характеризовал следующий по тексту авторский отрезок интервью. Нежурналисты же в подавляющем числе случаев уходили в сторон у от авторской логики. Как нам кажется данная методика и подобный подсчет позволяют дать дополнительную характеристику внешней или внутренней направленности осознания, а также могут быть использованы при профессиональном тестировании работников СМИ и абитуриентов, поступающих в вузы творческого профиля.
Что же касается более привычного анализа способности творческой личности к ассоциативному мышлению через понятие «остроумие» , то мы думаем здесь больше известного. На этом принципе зиждутся многие анекдоты, бытовые шутки, меткие высказывания. Самый распространенный прием – использование многозначного слова или неожиданной концовки.
Но еще А.Пушкин заметил, что остроумием называем мы не шуточки, любезные нашему критику, но способность сближать понятия и выводить из них новые правильные заключения. Мера смысловых расстояний между понятиями – количество ассоциативных шагов. По настоящему творческий человек постоянно стремится их сокращать в мыслительной деятельности зачастую даже неосознанно. Чем быстрее это удается в поиске переходных понятий при работе допустим над письменной речью в массово-коммуникационном творчестве, чем ярче и неожиданнее они будут, тем больший потенциал журналист сможет продемонстрировать.
Следовательно, речь нужно вести о конкретных технологиях творческой деятельности журналиста.