Билет 16

  1. Система СМИ современной России.

1. Система СМИ современной России.
В систему СМИ входят 3 группы:
1) печатные СМИ – газеты, журналы, дайджесты
2) аудиовизуальные СМИ – радио, TV, документальное кино, телетекст
3) информационные службы – рекламные бюро, пресс-службы, агентства по СО, профессиональные журналистские клубы и ассоциации
У каждой группы есть свои недостатки и преимущества. Газета: + 1) аналитичность – чтение предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесное взаимодействие автора и читателя. 2) прочность воздействия 3) самая устойчивая аудитория – печатные тексты удобны, т.к. к ним можно вернуться для подробного изучения. – 1) уступает в оперативности и эмоциональности телевидению и радио.
Радио: + 1) оперативность 2) хорошо передает эмоциональность (интонация) 3) возможность получения информации в фоновом режиме 4) доступно для широких слоев населения. – 1) плохо воспринимается, т.к. мы не можем долго слушать. По специализации выделяют универсальные каналы, на которых звучат информационные, музыкальные, общественно-политические и др. передачи; информационные – новости, разбавленные музыкой; музыкальные или информационно-музыкальные – много музыки, новости на заднем плане.
TV: + 1) оперативность передачи информации 2) эмоциональность 3) эффект присутствия. – 1) некритичность восприятия информации 2) отвлекает от главной темы сообщения 3) очень слабая аналитичность.
Информационные службы – обеспечивают деятельность других СМИ, предоставляя им готовые тексты или сырую информацию. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией. Своим происхождением они обязаны французу Шарлю Гавасу, которому пришла идея об их создании (19 век).
Известные мировые информационные агентства: Associated Press и United Press International – США, Agence France-Press – во Франции, ИТАР-ТАСС – в России.
В нашей стране 1ая информационная служба появилась в 1894 году – Российское телеграфное агентство. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, в 1904 году – Санкт-Петербургское телеграфное агентство, которое было переименовано в Петроградское. В 1918 г. на его базе было образовано Российское телеграфное агентство, а в 1925 г. это агентство превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза. После распада СССР оно было переименовано в Информационное телеграфное агентство России. Наряду с ним есть и другие агентства: Интерфакс, ИМА-пресс, РИА «Новости».
Перспективы развития. Сделать прогнозы трудно. Для системы СМИ в России характерно, с одной стороны, усиление ее внутреннего многообразия, возникновение новых типов СМИ, а с другой – в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: снижение морального и делового влияния, профессионально-творческого уровня, сокращение объема производства информации, т.е. система СМИ не устойчива.
Выход системы СМИ из кризиса будет зависеть от стабилизации социума.

2.Эффективность прессы.

Главная задача сотрудников СМИ – эффективность – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы. Результаты работы СМИ делятся на несколько видов в зависимости от объектов воздействия, формы реакции на деятельность прессы и масштаба возникающего эффекта.

Для того чтобы определить силу воздействия прессы на социальную жизнь, необходимо ввести понятие масштаба действенности. Воздействие может быть локальным или широкомасштабным, т.е.

По времени действия эффекты воздействия могут быть ближайшими и отдаленными. С течением времени под воздействием прессы меняются взгляды общества.

По отношению к целям эффекты делятся на основные и побочные. Основные последствия относительно нетрудно предвидеть. Побочные являются полной неожиданностью. Также существует эффект бумеранга – когда результаты противоположны целям. Они делятся на 2 группы: ущерб наносится либо тому, кому они хотели помочь, либо их собственной репутации.

Для того чтобы измерить эффективность публикаций, необходимо выбрать правильный подход к ее измерению. Иногда за основу берется схема: цели→результат. Но связь между целями и результатом не прямая, она опосредуется затратами, необходимыми для производства публикаций.

Цель журналистики – влияние на общественные процессы, участие в социальном саморегулировании, содействие конкретному человеку и т.д. Затраты – совокупность человеческих, организационных и материальных ресурсов. Затраты не должны превышать результаты. Если говорить о нематериальной форме проявления эффективности, то надо сказать, что публикации эффективны в том случае, если после их публикации приняты какие-либо решения, поступки. Т.е. таким образом, пресса участвует в подготовке социальных решений.

Формы подготовки решений:

1) референдум – выражение воли граждан путем голосования (выявление общественного мнения)

2) моделирование – когда редакция занимается созданием модели развития объекта (круглые столы)

3) экспертиза – публичная оценка, которую пресса дает новым явлениям, затрагивающим важные интересы граждан. Объектом экспертизы могут стать действия властей, различные реформы

4) рекомендации – встречаются в большинстве проблемных материалов, выражаются и в кратком указании на желательное направление действие и более подробно – в программах по исправлению неблагополучных последствий.

Для выявления эффективности многие редакции используют обратную связь, т.е. ответы, поступающие к журналистам после их выступлений, это необходимо, для того чтобы изучить реакцию читателей, зрителей на деятельность СМИ.

Каждая редакция следит за своей эффективностью.

1) Проводится учет тех материалов, которые по прогнозам должны вызвать ответную реакцию.

2) Подготавливаются обзоры эффективности – справки, отчеты, пресс-релизы, которые журналисты готовят для властей или деловых кругов, рассчитывая на их содействие в достижении своих целей.

3) Проверяется исполнение обязательств

Факторы эффективности:

1) социально-правовой – поддержка СМИ со стороны органов власти, общественности

2) редакционно-творческий – планирование и качество исполнения материалов

3) материально-технический – оснащенность редакции и их финансовое положение

4) организационный – сотрудничество с аудиторией