Ответы к тестам для самоконтроля

№ теста Номер вопроса
б б а г а
б б б б в
б б а в г
б б а б б
б б г в б

Занятие 5. Реакции замещения лигандов

Цель занятия:

Сформировать у студентов системные знания о строении и свойствах комплексных соединений.

Научить студентов получать комплексные соединения и на основании поведения комплексных соединений в растворах делать выводы об их устойчивости.

Студент должен знать: строение и классификацию комплексных соединений. Константу нестойкости комплексного иона. Устойчивость в растворах. Представления о строении металлоферментов и других биокомплексных соединений. Механизм токсического действия тяжелых металлов.

Студент должен уметь: давать названия комплексных соединений, записывать константу нестойкости, схематически представлять активные центры гемоглобина, хлорофилла.

 

 

Комплексообразование в организме

Комплексообразование имеет большое значение при протекании биологических процессов в живых организмах. Ионы щелочных и щелочно-земельных металлов в биологических жидкостях находятся в виде аквакомплексов, а ионы d-элементов, являясь прекрасными комплексообразователями, образуют комплексы, в которых в качестве лигандов выступают аминокислоты, нуклеиновые кислоты, витамины и гормоны. Например, железо входит в состав гемоглобина. Некоторые комплексные соединения обладают биологической активностью и применяются в качестве лекарственных препаратов (витамин В12). Кроме того, образование растворимых устойчивых комплексных соединений позволяет выводить из организма соли тяжелых металлов, что способствует дезинтоксикации организма.

 

Комплексные соединенияэто молекулярные или ионные соединения, образующиеся путем присоединения к атому или иону металла или неметалла, нейтральных молекул или других ионов. Они способны существовать как в кристалле, так и в растворе.