Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Самой ранней формой объединения людей было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Обыч­но родовая община насчитывала несколько десятков людей. Раз­деление труда осуществлялось по полу и возрасту; все результаты трудовой деятельности распределялись более или менее равномер­но между членами общины.

Расширение рода приводило к отделению от него новых родо­вых коллективов. Их объединение составляло племя. Отношения между родовыми общинами были нерегулярными и, как правило, не распространялись дальше разграничения хозяйственной терри­тории и обмена продуктами.

В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитив­ные, отношения, возможны были конфликты. Координация от­ношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.

Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрос­лых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинившегося члена рода за пределы общины) были обязательными для всех. В родовой общи­не мог появиться единоличный лидер (условно его называют ста­рейшиной). Он не обязательно был самым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удачливый добытчик, умелый организатор охо­ты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже: лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между община­ми или принять меры к самозащите от соперничающего племени. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринималась как производ­ная от власти коллектива.

Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в перво­бытном обществе ни свойственного государству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую рас­пространялась бы власть родовой общины.

Отношения между членами общины регулировались при помо­щи социальных норм (правил поведения).

Основными источниками таких норм были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, воспроизведения населения и разрешение конфлик­тов.

Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Это — мононормы. Наиболее распространенным видом мо­нонорм были обычаи.

Признаки мононорм:

1) они создавались стихийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;

2) основным средством регулирования был запрет;

3) характерным было отсутствие разграничения субъективных прав и позитивных обязанностей членов родовой общины;

4) нормы поведения обеспечивались всем коллективом общи­ны, а не специальным аппаратом принуждения, который отсутс­твовал в первобытном обществе.

 

1.1.3. Теории происхождения государства и права

Изучение государства следует начинать с вопроса их проис­хождения. Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенности человеческого разума, который не в си­лах, как правило, уловить момент качественного перехода из одно­го состояния в другое, породили множество теорий возникновения государства и права.

Сторонники теологической теории утверждают, что государс­тво и право — результат проявления божественной воли. Концеп­ция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Его тезисы взяла на вооружение католическая церковь, но, в целом, в европейских и американских государствах теологическая концепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где теологическая теория про­исхождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагаю­щий источник права и государственной власти.

Патриархальная теория видит причину возникновения го­сударства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены ки­тайским философом Конфуцием, но наиболее полное изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Филъмера «Патриархия, или естественная власть коро­лей».

На заре Нового времени широкое распространение получила естественно-правовая теория. Сторонники этой теории — Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс и Джон Локк, Жан- Жак Руссо считали, что кроме права, установленного государс­твом, существуют вечные, разумные правила, проистекающие из

■ самой природы человека. Эти правила они и называли естествен­ным правом. Для защиты естественных прав люди договорились создать государство. В дальнейшем правители стало рассматри­вать государство как свою собственность, и содержание договора было утрачено. Нарушение правителем естественных прав поддан­ных является основанием для его свержения.

Естественно-правовая теория (договорная) с успехом использо­валась в борьбе с устаревшими феодальными порядками. В насто­ящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рас­сматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказываются равными партнерами. Дан­ный подход вполне соответствует современному представлению о правовом государстве.

Шарль Луи Монтескье считается основателем теории географи­ческого детерминизма. Он одним из первых обратил внимание на роль природно-климатических условий в развитии государства. Признавая наличие у человека естественных прав, он категори­чески отвергал теорию общественного договора, считая, что госу­дарство и установленное государством право возникли в результа­те естественных причин, а именно развитию человека и общества в определенной географической среде.

Довольно распространенной является теория насилия. Ее ос­новоположники — Шан Ян, Людвиг Гумилович, Евгений Дюринг и Карл Каутский. Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие одной части общества над другой.

В теории насилия есть определенное рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда госу­дарств, среди которых — варварские королевства времен раннего средневековья: Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.

Органическая теория, основоположником которой был ан­глийский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледе­лие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь — распределительную систему государства и т. д.

Современная юриспруденция до сих пор использует отдельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определе­ниях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов.

В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгельса была создана классовая (экономическая) теория происхождения го­сударства и права. С их точки зрения государство и право возник­ли одновременно в силу появления частной собственности и раско­ла общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интересов экономически господствующих классов. Клас­совая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения го­сударства и права — уровню развития экономики.

Психологическая теория, которую предложил русско-поль­ский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникновение госу­дарства и права свойствами человеческой психики. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний человека, его представлений о должном и недолжном поведении. Возникнове­ние государства связано с потребностью человека жить в коллек­тиве, психологической зависимостью большинства людей от мыс­лей и авторитета лидера.

Все упомянутые теории сыграли определенную роль в объяс­нении природы государства и права и причин их возникновения, но ни одна из них не может объяснить, почему до начала великих географических открытий (рубеж XV-XVI вв.) государственные институции существовали только в отдельных регионах земного шара (Европа, Южная и Восточная часть Азии, Северная Африка, Центральная и частично — Южная Америка).

1.1.4. Причины возникновение государства и права

Только в XX в. благодаря данным археологии и этнографии была выведена теория, которая дала ответ на этот вопрос, — тео­рия неолитической революции (кризисная теория). Суть ее состо­ит в следующем.

Присваивающий тип хозяйства (охота, рыбная ловля, собира­тельство), свойственный первобытному обществу, на определен­ном этапе развития перестал отвечать потребностям человечества. Решающую роль в этом сыграли экологические кризисные явле­ния. В X тысячелетии до н.э. ледниковый период на Земле завер­шился, климат потеплел. Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, слу­живших привычным предметом первобытной охоты. Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как био­логического вида.

Человечество ответило на этот кризис переходом к принципи­ально новому типу хозяйствования: от экономики присваивающей оно перешло к экономике производящей (земледелие, скотовод­ство, ремесло). Разумеется, производящая экономика возникла только там, где существовали подходящие климатические усло­вия и были виды флоры и фауны, пригодные для одомашнивания.

Процесс перехода от присваивающей к производящей экономи­ке называют неолитической революцией.

Производящая экономика неолита привела к развитию продук­тивных сил, усложнению организации труда, его разделению, воз­никновению обмена, а в социальном отношении — к социальной стратификации, то есть появления разнообразных социальных слоев (страт). Социальная власть первобытной общины и прими­тивные мононормы не могли регулировать новые экономические отношения, сглаживать противоречия между зарождающимися стратами. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности, в том числе — появления управлен­ческой функции. Должны были появиться лица, занятые исклю­чительно организацией общественного труда — профессиональ­ные управленцы, чиновники.

Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия — в долинах великих исторических рек Востока (Нила, Тигра и Евф­рата, Ганга, Инда, Янцзы).

Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. Оно складывается двумя путями:

1) часть обычаев санкционируется государством и продолжает действовать уже в качестве правовых обычаев;

2) государство путем принятия нормативных актов создает но- иые нормы, содержащие правила поведения, обязательные для исех.

Государство и право возникли, таким образом, в силу хозяйс­твенной необходимости, в силу потребностей производящей эконо­мики. Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невоз­можным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.

1.1.5. Производное возникновение государств

Государства возникают и в современном мире. Такое возникно- ін'ішє государства отличается от первичного тем, что новое госу- дмрство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных эле­ментов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Производное возникновение государств имеет такие варианты:

1) ликвидация прежнего государства в результате революции и возникновение нового государства (но на той же территории, населенной тем же народом). Примером тому может быть Первая ри-нублика во Франции, провозглашенная в 1792 г., Российская

Советская Федеративная Социалистическая республика, которая возникла в результате Октябрьской революции 1917 г.;

2) разделение государства. Так возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеративной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;

3) сецессия части государства и населения. Таким путем воз­никли Эритрея, вышедшая из состава Эфиопии, Бангладеш, вы­шедшая из Пакистана;

4) объединение нескольких государств. Примером может быть объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.;

5) возникновение государства в результате национально- освободительного движения. Создание новых государств на руи­нах колониальных империй (прежде всего — Британской и Фран­цузской) стало наиболее распространенной формой образования государств в XX в. Много государств (Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в результате вооруженной борьбы, другие (Ма­дагаскар, Танзания) добились независимости от метрополий мир­ным путем. Некоторые из народов, добившихся независимости, имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие — не имели. В любом случае и те, и дру­гие новые государства начинали с государственных моделей, кото­рые уже существовали в мире. Большинство новых независимых государств ориентировались на государственный строй прежней метрополии, однако некоторые провозглашали своим образом со­циалистические государства. В дальнейшем они, как правило, от­ходили от первоначальных моделей.

1.1.6. Историческая типология государства и права

Понятие исторического типа государства связано с представле­нием об эволюции (развитии) этого важнейшего социального ин­ститута.

Существует несколько основных подходов к определению типо­логии государства: формационный, технократический, цивилиза­ционный.

С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип со­циально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Средства производства (социально-экономические отношения) являются базисом, а государство, право, религия, мораль, искус­ство — исходными от базиса явления. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально экономические отно­шения, значит и государство является рабовладельческим и защи­щает преимущественно интересы рабовладельцев.

Карл Маркс выделял такие исторически существовавшие типы государства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В буду­щем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической рево­люции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.

Технократический подход (Герберт Спенсер, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип государства. Авторы этой точки зрения на эволюцию государства выделяют три уровня раз­вития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип техно­логии построен на внеэкономическом принуждении к труду, на­пример, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким государством, например, был Древний Египет. Индустриальный тип техноло­гии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое ра­венство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX — начале XX вв. Сейчас чело­вечество переживает этап постиндустриального общества. Совре­менным информационным технологиям, вовлекающим в произ- нодство и управление подавляющее большинство населения, соот­ветствует демократическое государство.

С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Лрнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — НТО история рождения, развития и угасания замкнутых, локаль­ных цивилизаций. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психо­логию. Ценности цивилизации влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивили- .шция имеет характерный для нее исторический тип государства.

Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зре­ния Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практи­чески не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локаль­ных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие со­ответствующий только им исторический тип государства.

Каждый из подходов к типологии государств имеет свои силь­ные и слабые стороны, по-своему освещая разные аспекты сложно­го пути развития общества, государства и права.

1.1.7. Основные этапы развития украинской государственности

Зарождение государственности на территории современной Украины уходит во времена далекой древности. Междуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее древних земле­дельческих цивилизаций, следы которой сохранились в триполь­ской культуре.

В первом тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье и Приазовье сложились раннее Скифское государство, античные (греческие, затем римские) города-государства Ольвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по этническому составу и фор­мам эти государства сотрудничали между собой. Именно они зало­жили основы государственности на территории современной Ук­раины. Античная государственность погибла в результате общего кризиса рабовладельческого хозяйства и мощных миграционных процессов начала I тысячелетия нашей эры («великое переселение народов»).

В VI-VIII вв. н.э. сложились предпосылки для формирования государственности восточнославянских племен. В VI в. началась история Киевской Руси — государства, объединившего под сво­ей властью все восточнославянские племена. По своей форме Ки­евская Русь была доклассовым государством, возникшим на об­щинной основе и сочетавшим черты унитарного и федеративного государства. Отдельные ее части (княжества) обладали известной самостоятельностью, несмотря на то, что правящей была одна ди­настия киевских князей. В XII в. начался период раздробленности и распада Киевской Руси.

Второе славянское государство на территории современной Украины — Галицко-Волынское княжество, образованное в 1199 г. путем объединения самостоятельных Галицкого и Волын­ского княжеств. Галицко-Волынское княжество продолжило по­литико-правовые традиции Киевской Руси. В период своего на­ивысшего расцвета оно объединяло под своей властью практичес­ки все украинские земли. В XIII в. украинские земли переживали нашествие монголо-татар, трагическим результатом которого ста­ла утрата Галицко-Волынским княжеством политической само­стоятельности. Галицко-Волынский князь, как и другие русские князья, стал данником и вассалом Золотой Орды.

В XIV в., в силу ослабления Золотой Орды украинские земли были захвачены и инкорпорированы в состав Польского коро­левства и Великого княжества Литовского. Самостоятельное политическое развитие украинского народа прервалось. В XVI в. Польша и Литва объединились, создав своеобразное федеративное государство — Речь Посполитую, в составе которого украинские земли находились под управлением польской администрации.

В середине XVII в. в результате Освободительной войны укра­инского народа под руководством Богдана Хмельницкого было создано украинское Казацко-гетманское государство — Украина- Гетманщина. Суверенное во внутренних и частично во внешних делах, оно вошло в состав Московского государства на услови­ях сохранения автономии. В течение второй половины XVII— XVIII вв. автономные права Украины постепенно ограничива­лись царским правительством. Ликвидация Запорожской Сечи, гетманства, полково-сотенного строя, собственного войска во второй половине XVIII ст. привели к утрате автономии. В связи с разделом Речи Посполитой и началом распада Османской им­перии Правобережная Украина и причерноморские земли вошли в состав Российской империи, а западные украинские земли — в состав империи Габсбургов (с 1806 г. — Австрийская, а с 1867 г. — Австро-Венгерская империя). Как в Российской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) империи украинские земли были лишены национальной автономии.

Возрождение национального украинского государства началось в 1917 г. после Февральской революции в России. Созданная в мар­те 1917 г. Центральная Рада быстро и неуклонно эволюционирова­ла в орган представительной власти Украины. Образованный Цен­тральной Радой Генеральный Секретариат приобрел черты прави­тельства Украины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной Рады провозгласил создание Украинской Народной Республики. Предполагалось, что она станет составной частью федеративной России, но конфликт с новым правительством России — Советом Народных Комиссаров — привел к отказу от этой идеи и в январе 1918 г. IV Универсал Центральной Рады объявил независимость УНР. В апреле 1918 г. Центральная Рада приняла демократичес­кую по своей сути Конституцию УНР.

Внутренние и внешние факторы повлекли за собой гибель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государственного переворота к влас­ти пришел Павел Скоропадский, провозглашенный гетманом Ук­раинской державы. Украинская держава времен гетманата имела черты личной диктатуры.

Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее террито­рии национальных государств затронули западно-украинские зем­нії, где в ноябре 1918 г. была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. В январе 1919 г., возрожденная после ан- тигетманского восстания УНР и ЗУНР объединились, хоть и в зна­чительной степени формально, в единую Украинскую Народную Республику. Во главе УНР стоял коллективный орган — Директо­рия, но в условиях почти постоянных военных действий режим в УI IP эволюционировал в сторону диктатуры.

Национальная государственность Украины не утвердилась н силу целого ряда внутренних и внешних причин. Парал­лельно с национальными государственными образованиями в 1917-1920 гг. существовали органы Советской власти, копи­ровавшие соответствующие российские учреждения. В декабре

1917 г. I Всеукраинский съезд Советов провозгласил установле­ние Советской власти в Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Конституция Украинской Социалистической Советской Республики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских Со­циалистических Республик. Советская форма государства про­существовала в Украине вплоть до начала возрождения суверени­тета и независимости Украины в 1990-1991 гг.

Декларация о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 г. положила начало возрождению государственности украин­ского народа. 24 августа 1991 г. Верховная Рада Украины провоз­гласила независимость Украины. Важнейшей вехой на пути ста­новления украинской государственности стало принятие 28 июня 1996 г. Конституции, закрепившей республиканскую форму прав­ления, унитарную форму государственного устройства, демокра­тический государственный режим в Украине.

1.1.8. Основные этапы развития украинского права

Во времена Киевской Руси основным способом регулирования общественных отношений был обычай. Летописные данные содер­жат сведения о законодательной деятельности князей. Первым систематизированным сводом правовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим до наших дней, является Русская прав­да. Ее появление связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей — Ярославичей, и внука — Владимира Мономаха (XI- первая треть XII вв.). Русская правда фиксировала зарождение со­словного неравенства, защищала право собственности, содержала правила заключения наиболее распространенных договоров, уста­навливала наказание за преступления.

Русская правда продолжала действовать в княжеских государс­твах, возникших на территории Киевской Руси в XII—XIV вв., а также на украинских землях в составе Великого княжества Литов­ского.

В XVI в. правители Великого княжества Литовского осущест­вили масштабную систематизацию действовавших в государстве правовых норм, результатом которой стало принятие трех Стату­тов Великого княжества Литовского. Статут 1529 г. содержал нормы государственного, административного, гражданского, се­мейного, уголовного и процессуального права. В 1566 и 1588 гг. Статут существенно перерабатывался (в историю эти новые сис­тематизированные сборники вошли под названиями II и III Ста­тутов Великого княжества Литовского. Эти Статуты пред- ставляли собой правовые памятники не только литовского, но и украинского, и белорусского народов. Написаны они были на ста­рорусском языке. Созданные в феодальном государстве, Статуты были направлены в основном на охрану интересов и привилегий шляхты. Вместе с тем они содержали прогрессивные для своего времени положения: о законных ограничениях власти князя, об отказе от заочного обвинения, о распространении действия зако­на на всю территорию страны и на все население. Статут Великого княжества Литовского 1588 г. действовал на украинских землях до 1832 г., а в Полтавской и Черниговской губерниях нормы на­следственного права Статута 1588 г. действовали до марта 1917 г.

В украинских городах, имеющих самоуправление, действовало городское (магдебургское) право, созданное путем слияния мест­ных правовых обычаев и заимствований иностранных правовых норм. Сборник права немецкого города Магдебург был образцом средневекового городского права и широко использовался в Укра­ине. Наиболее долго магдебургское право действовало в Киеве, где было отменено только в 1831 г.

Вхождение украинских земель в состав Российского государс­тва было оформлено нормативным договором, вошедшим в исто­рию под названием «Мартовские статьи» (1654). Этот правовой акт содержал условия сохранения автономного общественного и государственного строя Украины: права и привилегии сословий, выборное пожизненное гетманство, собственную систему права, армию.

В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа Орли­ка — сопровождались заключением договора между гетманом и казачьей радой. «Конституция Пилипа Орлика» стала первым в истории Украины конституционным актом. Она предусматрива­ла: независимость Украины от Московского государства; регуляр­ный созыв казацкого парламента; независимый, равный для всех, включая гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. «Кон­ституция Пилипа Орлика» целиком соответствовала европейским тенденциям создания конституционного государства и «просве­щенного правления». К сожалению, в силу утраты автономии Ук­раины этот конституционный акт не был реализован.

В XVIII в. царское правительство поддержало инициативу ка­зачьей старшины и украинской шляхты о новой систематизации нрава. В течение 1728-1743 гг. был создан свод правовых норм иод названием «Права, по которым судится малороссийский народ». По своим юридическим качествам свод представлял со­бой выдающийся документ. Он имел четкую структуру, алфавит­ный указатель, включал иерархию казачьих чинов. Свод 1743 г. содержал нормы административного, гражданского, уголовного и процессуального права и был направлен на укрепление автоно­мии Украины в составе России. Последнее стало причиной отказа царского правительства утвердить «Права, по которым судится малороссийский народ». Однако в судебной и административной практике Свод 1743 г. использовался как комментарий к дейс­твовавшим на украинских землях Статуту,1588 г., магдебургско- му праву, царским указам, которые действовали на украинских землях.

В начале XIX в. в общем русле кодификационных работ в Рос­сии была проведена кодификация гражданского и семейного пра­ва Левобережной Украины. Она получила название «Собрание малороссийских прав» (1807 г.). Официально этот сборник не был утвержден и позднее частично вошел в Свод законов Российской империи.

В XIX в. произошла унификация права, как в Российской, так и в Австрийской империях, которая прервала процесс развития украинского права.

Восстановление самостоятельного правотворчества в Украине связано с возрождением украинской государственности в 1917- 1920 гг. Первостепенное значение имели Универсалы Центральной рады. I Универсал (июнь 1917 г.) провозгласил автономию Украи­ны в составе России. II Универсал (июль 1917 г.) определял ком­петенцию украинских политических органов: Центральной рады, Генерального секретариата, — а также их взаимодействие с органа­ми государственной власти России. III Универсал (ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее независимость.

29 апреля 1918 г. Центральная рада приняла Конституцию (Статут о государственном строе, правах и вольностях) УНР. Конституция УНР содержала: широкий спектр прав и свобод человека и гражданина; построение системы органов государства по принципу разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную; гарантии прав национальных меньшинств. Конституция не была введена в действие из-за государственного переворота.

Павлу Скоропадскому, в силу исторических обстоятельств установившему режим личной диктатуры в виде Гетманата, не было чуждо стремление к законности. Государственный строй Гет­маната базировался на Грамоте ко всему украинскому народу и Законах о временном государственном строе Украины (апрель

1918 г.). В соответствии с ними: в стране восстанавливалось пра­во частной собственности, гарантировалось соблюдение основных личных прав; вся полнота власти вручалась гетману временно — до созыва Учредительного собрания. В целом период Гетманата от­мечен активной законотворческой деятельностью — было утверж­дено около 400 законов.

Директория УНР, главной задачей которой была защита ук­раинской независимости, не восстановила действие Конституции

УНР 1918 г. и не успела выработать собственный конституцион­ный проект. Роль временной конституции сыграл Универсал Тру­дового Конгресса Украины (28 января 1919 г.), который отошел от принципа разделения властей и принципа юридического равен­ства граждан, закрепленных в прежних конституционных актах Украины. В соответствии с Универсалом власть в Украине должна была принадлежать трудовому крестьянству и рабочему классу.

Конституционные акты ЗУНР (1918—1919 гг.), создавались в экстремальных условиях украинско-польской войны. Поэтому они содержали только самые необходимые элементы государс­твенности: название и границы государства; высшие органы госу­дарства; принципы избирательного права.

В целом все конституционные акты Украины 1917-1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впоследствии в Украине утвер­дился советский тип государственности и началось формирование социалистического типа права. Для Конституций УССР (1919 г., 1929 г., 1937 г., 1978 г.) характерны: декларативность; отсутствие принципа разделения властей; закрепление однопартийной поли­тической системы; приоритет интересов государства перед интере­сами личности. Но самое главное, что все эти конституции были фиктивными. В реальности государственные органы и должност­ные лица руководствовались не конституцией, а документами и устными указаниями партийного руководства.

Обретение Украиной независимости стало важнейшей предпо­сылкой формирования собственной национальной правовой систе­мы, ядром которой является принятая в 1996 г. Конституция Ук­раины. В соответствии с Конституцией в настоящее время созда­ны новые кодифицированные акты практически во всех отраслях права: Гражданский, Уголовный, Земельный, Семейный, Бюд­жетный, Налоговый и другие важнейшие кодексы. Планируется принятие Трудового кодекса и других важных законов. Их разра­ботка и внедрение в практику позволит Украине войти в правовое сообщество европейских народов.

Тема 1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА

1.2.1. Государство и его основные признаки

В мировой юридической науке нет общепринятого определе­ния государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Разные мыслители определили и опре­деляют его как:

— земного бога;

— организованное насилие;

— юридическое лицо, которое представляет общество;

— информационную систему;

— организацию общих дел и т.д.

Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки госу­дарства, отличающие его от общества и его политических органи­заций. К ним относятся:

1) территория — материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государственный на­род, имеющая границы, признанные международным сообщест­вом. Территория государства — это пространство, в пределах кото­рого осуществляется государственная власть;

2) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах граж­данства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следует отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в последнее вклю­чают не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории государства;

3) публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Публичная власть включает в себя особый аппарат власти и управления в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.). В идеале, главное назначение государственной власти — руководство обще­значимыми для народа делами;

4) система сбора финансовых средств (дань, налоги, займы, сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строитель­ства общественных зданий и сооружений), а также для содержа­ния государственного аппарата;

5) право — система общеобязательных правил поведения;

6) суверенитет — самостоятельность и независимость госу­дарства во внутренних и внешних делах.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства, мож­но дать следующее его определение:

Государство — это суверенная политическая организация народа, обладающая властными полномочиями по управлению территориально-организованным населением с целью осуществле­ния общесоциальных дел.

1.2.2. Суверенитет государства

Суверенитет государства является определяющей неотъемле­мой частью государства, которая отображает ее верховенство на своей территории и самостоятельность (независимость) в между­народных отношениях. Одновременно суверенитет (суверенность) является главным признаком государственной власти. Внутрен­ний суверенитет государства проявляется в том, что государствен­ная власть решает основные вопросы жизни общества и вправе отменить любое постановление любой другой институции на своей территории. Внешняя сторона суверенитета государства — незави­симость государства во внешних делах — означает свободу внеш­неполитической деятельности за пределами ее границ.

Гарантии государственного суверенитета:

— волеизъявление народа, который желает иметь собственное государство и хочет его независимости;

— экономическая независимость государства;

— обороноспособность государства, в том числе его военное мо­гущество;

— международное признание суверенитета государства.

Вместе с тем следует отметить, что в современном мире госу­дарственная власть в большинстве стран, невзирая на всю свою суверенность, находится под контролем гражданского общества и должна придерживаться конституционных норм. Во внешних от­ношениях государство должно уважать суверенитет других госу­дарств и придерживаться норм международного права.

1.2.3. Социальная сущность государства

Сущность государства — это то, что определяет его содержание, назначение и функции. Понятие «сущность государства» имеет два значения.

Во-первых, под ним понимают назначение и функционирование государственной власти, смысл существования и роль государства в жизни общества. Обычно в сущности государства выделяют клас­совое (сословное) и общечеловеческое содержание. Как классовая (сословная) институция государство защищает определенные уз­коклассовые интересы. Например, рабовладельческое государство закрепляло юридическую бесправность рабов, с помощью госу­дарственного аппарата держало их в подчинении рабовладельцев. С другой стороны, каждое государство организовывает и выполня­ет общие дела, важные для всех членов общества. Например, го­сударственная власть организовывает оборону от внешних врагов, обеспечивает правопорядок. По мере развития общесоциальное и общечеловеческое содержание государства вытесняет ее узкоклас­совые функции. Гуманистическая тенденция развития государс­тва особенно четко прослеживается в развитых странах Европы и Америки.

Второе значение понятия «сущность государства» связано с проблемой принадлежности государственной власти определен­ной социальной прослойке с вопросом о том, кто и в чьих интере­сах осуществляет государственную власть. В этом смысле слова существуют такие точки зрения:

1) государство является орудием господства эксплуататорского класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии);

2) государственная власть всегда принадлежит элите (олигар­хии);

3) государственная власть принадлежит менеджерам-управлен- цам, поскольку сама государственная власть является разновид­ностью социального менеджмента;

4) единственным источником государственной власти является народ, а государственная власть должна осуществляться в интере­сах и под контролем народа.

Споры о сущности государства принадлежат к «вечным» науч­ным проблемам. Решение отдельных аспектов этой проблемы по­рождает новые вопросы о назначении и роли государства в обще­стве.

1.2.4. Функции государства

В науке понятие «функция» употребляется в различных зна­чениях. Этот термин используют и математики, и биологи, и ме­дики, и кибернетики. В юридической науке понятие «функция» употребляется для характеристики роли государства и права в жизни общества. Через понятие функций государства раскрыва­ются сущность государства и содержание его деятельности, его со­циальное назначение.

Функции государства классифицируют по различным основа­ниям.

1) в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функ­цию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бед­ствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством за­дачи;

2) в зависимости от значимости различают основные и второ­степенные функции государства. Их соотношение, «удельный вес» в деятельности государства определяются конкретным исто­рическим этапом его развития и дают возможность оценить сущ­ность государства, его социальное назначение. Например, в годы войны на первое место выходит функция обороны, все другие фун­кции государства ей подчинены;

3) в зависимости от сферы приложения различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние — на установление и поддержание опреде­ленных отношений с другими государствами.

К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая функция (формирование и исполнение бюд­жета, составление и выполнение программ экономического разви­тия, финансирование ряда отраслей, непосредственное руковод­ство государственным сектором экономики);

2) функция защиты прав и свобод человека и гражданина (конституционное закрепление личных, политических и социаль­ных прав человека, деятельность государственных органов, защи­щающих права человека и гражданина);

3) социальная функция (обеспечение достойного уровня жиз­ни человека, помощь гражданам государства, которые по объек­тивным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);

4) функция финансового контроля (учет правильности взима­ния налогов и распределения налоговых средств);

5) функция охраны правопорядка (обеспечение точного и пол­ного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юриди­ческой ответственности правонарушителей);

6) природоохранная, или иначе — экологическая функция (ре­гулирование процесса использования природных ресурсов, сохра­нение и восстановление естественной среды обитания человека).

Для современного государства характерно особое внимание к социальной и экологической функциям, функции защиты прав и


свобод человека и гражданина, а также к появлению новых функ­ций. Среди них:

7) культурная (духовная) функция (организация образова­ния, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);

8) информационная функция (организация и обеспечение си­стемы получения, использования, распространения и хранения информации).

К внешним функциям государства относятся:

1) функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны);

2) функция международного сотрудничества (сотрудничест­во в политической, экономической, научной, культурной и спор­тивной сферах, участие в поддержании мирового правопорядка, помощь населению других государств, оказавшихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).

В современном мире, когда общественная жизнь все более ин­тернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функ­ций государства имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны.

1.2.5. Формы осуществления функций государства

С учетом разделения властей выделяют следующие формы осу­ществления функций государства:

1) нормотворческая — заключается в издании общеобяза­тельных нормативно-правовых актов. Например, для реализации экологической функции государства необходимы нормативно­правовые акты, определяющие порядок охраны, рационального использования и возобновления природных ресурсов, устанавли­вающие санкции за нанесение вреда природе;

2) исполнительная — представляет собой повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти предписаний законов. Например, экологическая функция государства осуществляется путем сооружения природоохранных объектов, создания заповед­ников и других объектов природно-заповедного фонда, финанси­рования научных исследований в области экологии;

3) судебная — судебные органы участвуют в реализации функ­ций государства путем осуществления правосудия. Например, суды выносят решения по поводу нарушения экологических прав граждан, приговоры по делам о преступлениях против окружаю­щей среды;


4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные органы государства (прокуратура, антимонопольные органы, органы от­раслевого надзора) наблюдают за точным и единообразным испол­нением законов. Например, органы геологического надзора осу­ществляют контроль над проведением геологоразведочных работ, соблюдением соответствующих нормативов и стандартов.

По внешним признакам деятельности государства различают:

1) правовые формы осуществления функций государства — все ниды деятельности государственных органов, связанные с издани­ем правовых актов (законов и подзаконных актов, актов примене­ния права — приказов, приговоров и решений судов, постановле­ний следователей и т.д.);

2) организационные формы осуществления функций госу­дарства — текущая техническая, хозяйственная, статистическая деятельность, направленная на решение конкретных задач. На­пример, строительство природоохранного объекта требует эконо­мического обоснования, создания проекта, снабжения строитель­ными материалами, обучения персонала и т.д.


Тема 1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.3.1. Власть, ее признаки и виды

Власть — важнейшее свойство человеческого общества. Она существует в любом объединении людей: в семье, производствен­ных и учебных коллективах, организациях и учреждениях, в го­сударстве.

В самом общем виде власть можно определить как отношение господства и подчинения. Иначе говоря, это отношения между людьми, в силу которых одни из них приказывают, а другие под­чиняются.

Власть имеет такие структурные (составляющие) элементы:

1) субъекты — властвующий и подвластный. Властвующий субъект является непосредственным носителем власти. Им может быть индивид, организация, партия, общность людей (сословие, класс, народ, нация), государство. Для возникновения властных отношений субъекту необходимы определенные качества, прежде всего — воля к власти, т.е. желание властвовать. Помимо воли к власти, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать материальные и человеческие ресурсы, обладать авторитетом (ува­жением со стороны подчиненных). Естественно, различные субъ­екты власти наделены этими качествами в разной степени.

В качестве подвластного субъекта выступают индивиды и раз­личные их объединения. Власть не может быть односторонней, она предполагает подчинение подвластных индивидов. Мотивы под­чинения могут быть различными: страх перед наказанием; тради­ция повиновения; заинтересованность в выполнении распоряже­ний (такая власть является наиболее стабильной); авторитет влас­ти у подчиненных; харизма правителя. Подчинение власти — не единственный способ реагирования людей на властные приказы. В случае отсутствия мотивов для подчинения властвующий субъ­ект может встретить сопротивление (от мирного неповиновения до вооруженной борьбы) со стороны подвластных;

2) объект — поведение отдельных индивидов или их совокуп­ности, к которому обращены распоряжения субъекта власти;

3) способы воздействия субъекта власти на подвластных ин­дивидов. Наиболее распространенные способы властвования: при­нуждение (в том числе — насилие), убеждение, руководство, кон­троль, личный пример. Для современного гражданского общества и правового государства характерен приоритет ненасильственных способов влияния на поведение людей. Принудительные средства используются только тогда, когда властные распоряжения не ис­полняются добровольно.

Как сложное социальное явление, власть классифицируется на множество видов. Специалисты насчитывают несколько десятков видов власти. Для юриста наибольшее значение имеет разграниче­ние политической и государственной власти. Политическая власть является более широким понятием.

Политическая власть — это власть, осуществляемая различны­ми звеньями политической системы общества (власть государства, партии, общественной организации, общественного движения).

Политическая власть множественна по своей природе: в одном и том же обществе одновременно функционируют власть правящей партии и власть оппозиции, власть государства и власть местного самоуправления и т.д.

1.3.2. Понятие и основные особенности государственной власти

Государственная власть — разновидность политической влас­ти, осуществляемая государством и его органами.

От иных видов власти государственную власть отличают следу­ющие признаки:

1) единство — в стране существует только одна государствен­ная власть, которая является единой;

2) всеобщность — власть государства распространяется на всю территорию страны и на всех проживающих в ней людей;

3) суверенность — государственная власть самостоятельна и независима от любой иной власти как внутри страны, так и вне ее;

4) организационное оформление — государственная власть от­делена от общества и материально воплощена в государственном пппарате — совокупности взаимосвязанных органов государства;

5) наличие органов принуждения (армия, полиция, органы контроля и надзора, тюрьмы и т. п.).

Следует отметить, что власть современного демократическо­го государства, несмотря на всю свою суверенность, ограничена правом, общепризнанными стандартами прав человека и между­народными обязательствами, а также находится под контролем гражданского общества и мирового сообщества.

1.3.3. Механизм государства

Механизм государства охватывает все государственные орга­ны, учреждения и предприятия. Он имеет иерархическое строе­ние, иначе говоря, низшие его элементы подчиняются высшим. Механизм государства состоит из служащих — людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

Структура механизма государства включает:

1) государственный аппарат (систему органов государствен­ной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного эле­мента механизма государства. Например, государственный аппа­рат Украинского государства включает Верховную Раду, Прези­дента, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации, суды, прокуратуру;

2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере эко­номики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Украинского государства включаются го­сударственные учреждения здравоохранения, государственные учебные заведения, государственные предприятия;

3) государственных служащих (чиновников);

4) организационные и финансовые средства (например, сред­ства государственного бюджета), а также органы принуждения, необходимые для обеспечения деятельности механизма государс­тва.

1.3.4. Органы государственной власти

Основным элементом государственного аппарата является ор­ган государственной власти (государственный орган). Орган го­сударственной власти имеет особые признаки, отличающие его от негосударственных организаций. К ним относятся:

1) государственно-властный характер. Государственный ор­ган действует по воле государства и от имени государства. Орган государства вправе издавать обязательные для исполнения норма­тивные и индивидуальные правовые акты, осуществлять контроль за их исполнением, применять, в случае необходимости, меры принуждения;

2) компетенция — совокупность полномочий (прав и обязан­ностей), предмета ведения (сферы управления) и территориально­го масштаба деятельности. Компетенция каждого государственно­го органа законодательно определена и ограничена. Государствен­ный орган вправе принимать решения только в пределах своей компетенции. Например, Верховная Рада Украины не вправе вы­носить приговор по уголовному делу, а Верховный Суд Украины не нправе принимать законы;

3) организационная структура. Каждый государственный орган представляет собой коллектив, который состоит из служа­щих. В этом коллективе есть руководители и подчиненные, между которыми существуют особые правовые отношения;

4) первичным звеном государственного органа выступает долж­ность.

Органы государственной власти формируются различными спо­собами:

— выборы (обычно таким способом формируется состав парла­мента);

— назначения (например, обычно назначаются министры, гла­вы департаментов и основная масса чиновников);

— получение должности в наследство (например, таковыми яв­ляются наследственные члены палаты лордов в Великобри­тании);

— вхождение в состав государственного органа по должности (например, Министр обороны Украины по должности входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Укра­ины).

Построение и деятельность современного государства основы- нпется на следующих принципах:

1) гуманизм, то есть приоритетность прав и свобод человека и гражданина в деятельности государства;

2) гласность в деятельности государственного аппарата;

3) профессионализм государственных служащих;

4) законность, то есть деятельность всех составляющих частей механизма государства исключительно на основании законода­тельства;

5) принцип демократизма в формировании и деятельности го­сударственных органов, который позволяет учитывать разнооб­разные интересы преимущественного большинства граждан;

6) распределение власти на относительно самостоятельные вет- ии: законодательную, исполнительную, судебную. Иногда в осо- (>ые ветви выделяют также власть главы государства, информаци­онную, контрольную, муниципальную, избирательную власть.

1.3.5. Разделение государственной власти

Основные положения теории разделения власти:

1) разделение властей закрепляется конституцией;

2) законодательная, исполнительная и судебная власть пре­доставляются разным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой властью;

4) ни одна власть не может пользоваться правами, предостав­ленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания на должности. Судебная власть может объявить закон недействитель­ным, если он противоречит конституции.

Цель разделения властей заключается в том, чтобы не допус­тить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотреб­ления властью.

Разделение властей не означает китайской стены между разны­ми ветвями государственной власти. В реальной жизни каждая из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Напри­мер, полномочия создавать нормы права принадлежат не только законодательной власти, но и органам исполнительной власти, в частности, правительству, которое издает подзаконные акты.

Принцип распределения власти в нашей стране закреплен в ст. 6 Конституции Украины.

1.3.6. Виды государственных органов

Органы законодательной власти — это государственные орга­ны, деятельность которых заключается в принятии, изменении или отмене законов.

В современном государстве законодательная власть, как пра­вило, носит представительский характер, то есть состав законода­тельного органа формируется путем выборов. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять госу­дарственную власть. Поэтому можно говорить о первичности пред­ставительных органов в механизме государственной власти: зако­нодательная власть является первой среди равных ветвей власти.

Родовое название для законодательных органов государства —' парламент. В разных странах он имеет разнообразные названия: Конгресс, Народное Собрание, Сейм, Верховная Рада и др. Как правило, парламент работает в сессионном режиме.

Кроме законотворчества, законодательный орган имеет ряд других важных полномочий:

— принятие государственного бюджета и контроль за его ис­полнением;

— участие в формировании органов исполнительной власти;

— контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это государственные орга­ны, которые непосредственно управляют обществом на основании маконов и других актов законодательной власти.

В отличие от законодательной власти, которая носит первич­ный характер, исполнительная власть имеет по своей сути вто­ричный (производный), подзаконный характер. Все акты соот- ш'тствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на выполнение закона. Органы испол­нительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов. Исходя из содер­жания и результатов деятельности исполнительной власти, судят ИҐ) эффективности государственной власти в целом. От работы всей гнг.темы исполнительной власти зависит состояние экономичес­кой, политической, социальной и культурной жизни общества, \ |к)нень жизни индивида.

Характерные признаки органов исполнительной власти:

1) формируются путем назначения;

2) действуют на постоянной основе, а не сессионно;

.4) они практически реализуют цели и задачи внутренней и ііііі'іинєй политики, сформулированные парламентом;

I) все органы исполнительной власти в той или другой форме подконтрольны представительной власти (парламенту).

Органы исполнительной власти составляют систему, в которой рм.ишчают центральные (правительство, министерства, ведом- | і ип, агентства) и местные органы (государственные администра­ции) иласти.

('одержание деятельности органов исполнительной власти ні почает:

I) исполнительную деятельность — воплощение в жизнь ре- пн'пий, которые приняты органами законодательной власти;

ИI распорядительную деятельность — осуществление управле- ІІІПІ путем издания подзаконных актов и выполнения организаци- 11-і х действий.

Органы судебной власти — это система государственных ор-

........ которые осуществляют правосудие, выступают арбитром в

..... о нраве.

• 'удобная власть препятствует действию безрассудных законов, ■■пт пгчштет ответственность исполнительной власти за несоблю- и пир ноли законодателя, защищает права граждан от своеволия.

Основные функции судебной власти:

1) охранительная (охрана прав и свобод человека и граждани­на, прав и законных интересов всех субъектов права);

2) функция правосудия (защита, возобновление нарушенных прав);

3) контрольно-надзорная (сдерживание двух других ветвей власти в рамках права путем осуществления судебного контроля над ними).

Суды независимы от других органов власти и подчиняются только закону. Принципы правосудия и гарантии независимости судебной власти, как правило, определяются конституцией госу­дарства.

Принципы правосудия:

— законность;

— оперативность рассмотрения дел;

— доступность суда для населения;

— равенство перед судом;

— право на защиту;

— состязательность сторон;

— гласность судебного разбирательства;

— право на обжалование судебного решения;

— обязательность выполнения судебного решения.

Гарантии независимости судебной власти:

— неприкосновенность судей;

— несменяемость судей;

— внепартийность и аполитичность судей;

— особая охрана суда и судьи. Например, за неуважение суда и судьи, за посягательство на полномочия суда устанавливается юридическая ответственность.

Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рас­смотрении незначительных правонарушений) или судебной кол­легией с соблюдением специальной судебной процедуры.

1.3.7 Правоохранительные органы: понятие, система, функции

Правоохранительные органы — это государственные и него­сударственные органы, главной задачей и функцией которых яв­ляется охрана правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, противодействие нару­шениям.

К государственным правоохранительным органам относятся:

1) прокуратура;

2) органы и учреждения юстиции (Министерство юстиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистрации актов граж­данского состояния);органы внутренних дел, в том числе — милиция;

3) Служба безопасности Украины;

4) органы государственной налоговой службы;

5) таможенные органы.

К негосударственным правоохранительным органам отно­сят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные организа­ции.

Таким образом, в Украине правоохранительные органы состав­ляют несколько самостоятельных, но в то же время взаимодей­ствующих подсистем.


Тема 1.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1.4.1. Форма государства

Форма государства — это способ организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, как террито­риально построена государственная власть, какими методами она осуществляется?

Форма государства представляет собой государственно-право- вую конструкцию, состоящую из трех элементов:

— формы правления;

— формы государственного устройства;

— формы государственного режима.

Классификация государств в зависимости от их формы осу­ществляется в соответствии с этими элементами:

1) в зависимости от формы правления различают монархичес­кие и республиканские государства;

2) в зависимости от формы государственного устройства раз­личают унитарные, федеративные и конфедеративные госу­дарства;

3) в зависимости от формы государственного режима различа­ют демократические и антидемократические государства.

На форму государства влияют национальный состав населения, территориальные размеры страны, исторические традиции наро­да. Например, небольшие по территории государства и мононацио­нальные государства в своем большинстве являются унитарными. Монархические государства в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции.

1.4.2. Формы правления

Форма правления — это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (парла­мента, главы государства и правительства).

В зависимости от порядка замещения поста главы государства различают две разновидности формы правления — монархию и республику.

Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно. Признаки мо­нархии:

1) власть главы государства (императора, царя, короля, велико­го герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегиру­ется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и пе­редается, как правило, по наследству;

3) монарх не ответственен за принятые им политические реше­ния.

В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений мо­нарха с иными высшими органами власти — парламентом и пра- иительством:

1) абсолютная монархия (Катар, Оман, Саудовская Аравия). I! руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные орга­ны власти формируются монархом и действуют под его руководс- тпом. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют конституцию;

2) дуалистическая монархия (Бруней, Бутан, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения за­конопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Да­ния, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Шве­ция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парла­ментарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо факти­чески не применяет вето (например, в Великобритании). Главная

о тличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства пе­ред ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуа- 'I пстическими и парламентарными (Иордания, Марокко).

Республика — это такая форма правления, при которой верхов­ная власть осуществляется представительными органами, избира­емыми народом на определенный срок.

Признаки республики:

1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком;

3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики. Принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Прези­дент в такой республике, как правило, избирается прямыми обще­народными выборами (исключение составляют США, где прези­дента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Пра­вительство назначается президентом и ответственно только перед ним;