Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Самой ранней формой объединения людей было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Обычно родовая община насчитывала несколько десятков людей. Разделение труда осуществлялось по полу и возрасту; все результаты трудовой деятельности распределялись более или менее равномерно между членами общины.
Расширение рода приводило к отделению от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло племя. Отношения между родовыми общинами были нерегулярными и, как правило, не распространялись дальше разграничения хозяйственной территории и обмена продуктами.
В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.
Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинившегося члена рода за пределы общины) были обязательными для всех. В родовой общине мог появиться единоличный лидер (условно его называют старейшиной). Он не обязательно был самым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удачливый добытчик, умелый организатор охоты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже: лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от соперничающего племени. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринималась как производная от власти коллектива.
Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую распространялась бы власть родовой общины.
Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения).
Основными источниками таких норм были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, воспроизведения населения и разрешение конфликтов.
Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Это — мононормы. Наиболее распространенным видом мононорм были обычаи.
Признаки мононорм:
1) они создавались стихийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;
2) основным средством регулирования был запрет;
3) характерным было отсутствие разграничения субъективных прав и позитивных обязанностей членов родовой общины;
4) нормы поведения обеспечивались всем коллективом общины, а не специальным аппаратом принуждения, который отсутствовал в первобытном обществе.
1.1.3. Теории происхождения государства и права
Изучение государства следует начинать с вопроса их происхождения. Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий возникновения государства и права.
Сторонники теологической теории утверждают, что государство и право — результат проявления божественной воли. Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Его тезисы взяла на вооружение католическая церковь, но, в целом, в европейских и американских государствах теологическая концепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где теологическая теория происхождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государственной власти.
Патриархальная теория видит причину возникновения государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием, но наиболее полное изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Филъмера «Патриархия, или естественная власть королей».
На заре Нового времени широкое распространение получила естественно-правовая теория. Сторонники этой теории — Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс и Джон Локк, Жан- Жак Руссо считали, что кроме права, установленного государством, существуют вечные, разумные правила, проистекающие из
■ самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Для защиты естественных прав люди договорились создать государство. В дальнейшем правители стало рассматривать государство как свою собственность, и содержание договора было утрачено. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.
Естественно-правовая теория (договорная) с успехом использовалась в борьбе с устаревшими феодальными порядками. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о правовом государстве.
Шарль Луи Монтескье считается основателем теории географического детерминизма. Он одним из первых обратил внимание на роль природно-климатических условий в развитии государства. Признавая наличие у человека естественных прав, он категорически отвергал теорию общественного договора, считая, что государство и установленное государством право возникли в результате естественных причин, а именно развитию человека и общества в определенной географической среде.
Довольно распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян, Людвиг Гумилович, Евгений Дюринг и Карл Каутский. Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие одной части общества над другой.
В теории насилия есть определенное рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда государств, среди которых — варварские королевства времен раннего средневековья: Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.
Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь — распределительную систему государства и т. д.
Современная юриспруденция до сих пор использует отдельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов.
В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгельса была создана классовая (экономическая) теория происхождения государства и права. С их точки зрения государство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интересов экономически господствующих классов. Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения государства и права — уровню развития экономики.
Психологическая теория, которую предложил русско-польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникновение государства и права свойствами человеческой психики. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний человека, его представлений о должном и недолжном поведении. Возникновение государства связано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мыслей и авторитета лидера.
Все упомянутые теории сыграли определенную роль в объяснении природы государства и права и причин их возникновения, но ни одна из них не может объяснить, почему до начала великих географических открытий (рубеж XV-XVI вв.) государственные институции существовали только в отдельных регионах земного шара (Европа, Южная и Восточная часть Азии, Северная Африка, Центральная и частично — Южная Америка).
1.1.4. Причины возникновение государства и права
Только в XX в. благодаря данным археологии и этнографии была выведена теория, которая дала ответ на этот вопрос, — теория неолитической революции (кризисная теория). Суть ее состоит в следующем.
Присваивающий тип хозяйства (охота, рыбная ловля, собирательство), свойственный первобытному обществу, на определенном этапе развития перестал отвечать потребностям человечества. Решающую роль в этом сыграли экологические кризисные явления. В X тысячелетии до н.э. ледниковый период на Земле завершился, климат потеплел. Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, служивших привычным предметом первобытной охоты. Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида.
Человечество ответило на этот кризис переходом к принципиально новому типу хозяйствования: от экономики присваивающей оно перешло к экономике производящей (земледелие, скотоводство, ремесло). Разумеется, производящая экономика возникла только там, где существовали подходящие климатические условия и были виды флоры и фауны, пригодные для одомашнивания.
Процесс перехода от присваивающей к производящей экономике называют неолитической революцией.
Производящая экономика неолита привела к развитию продуктивных сил, усложнению организации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении — к социальной стратификации, то есть появления разнообразных социальных слоев (страт). Социальная власть первобытной общины и примитивные мононормы не могли регулировать новые экономические отношения, сглаживать противоречия между зарождающимися стратами. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности, в том числе — появления управленческой функции. Должны были появиться лица, занятые исключительно организацией общественного труда — профессиональные управленцы, чиновники.
Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия — в долинах великих исторических рек Востока (Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы).
Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. Оно складывается двумя путями:
1) часть обычаев санкционируется государством и продолжает действовать уже в качестве правовых обычаев;
2) государство путем принятия нормативных актов создает но- иые нормы, содержащие правила поведения, обязательные для исех.
Государство и право возникли, таким образом, в силу хозяйственной необходимости, в силу потребностей производящей экономики. Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.
1.1.5. Производное возникновение государств
Государства возникают и в современном мире. Такое возникно- ін'ішє государства отличается от первичного тем, что новое госу- дмрство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Производное возникновение государств имеет такие варианты:
1) ликвидация прежнего государства в результате революции и возникновение нового государства (но на той же территории, населенной тем же народом). Примером тому может быть Первая ри-нублика во Франции, провозглашенная в 1792 г., Российская
Советская Федеративная Социалистическая республика, которая возникла в результате Октябрьской революции 1917 г.;
2) разделение государства. Так возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеративной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;
3) сецессия части государства и населения. Таким путем возникли Эритрея, вышедшая из состава Эфиопии, Бангладеш, вышедшая из Пакистана;
4) объединение нескольких государств. Примером может быть объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.;
5) возникновение государства в результате национально- освободительного движения. Создание новых государств на руинах колониальных империй (прежде всего — Британской и Французской) стало наиболее распространенной формой образования государств в XX в. Много государств (Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в результате вооруженной борьбы, другие (Мадагаскар, Танзания) добились независимости от метрополий мирным путем. Некоторые из народов, добившихся независимости, имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие — не имели. В любом случае и те, и другие новые государства начинали с государственных моделей, которые уже существовали в мире. Большинство новых независимых государств ориентировались на государственный строй прежней метрополии, однако некоторые провозглашали своим образом социалистические государства. В дальнейшем они, как правило, отходили от первоначальных моделей.
1.1.6. Историческая типология государства и права
Понятие исторического типа государства связано с представлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства: формационный, технократический, цивилизационный.
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Средства производства (социально-экономические отношения) являются базисом, а государство, право, религия, мораль, искусство — исходными от базиса явления. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально экономические отношения, значит и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Карл Маркс выделял такие исторически существовавшие типы государства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
Технократический подход (Герберт Спенсер, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип государства. Авторы этой точки зрения на эволюцию государства выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким государством, например, был Древний Египет. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX — начале XX вв. Сейчас человечество переживает этап постиндустриального общества. Современным информационным технологиям, вовлекающим в произ- нодство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Лрнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — НТО история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Ценности цивилизации влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивили- .шция имеет характерный для нее исторический тип государства.
Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Каждый из подходов к типологии государств имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему освещая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.
1.1.7. Основные этапы развития украинской государственности
Зарождение государственности на территории современной Украины уходит во времена далекой древности. Междуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее древних земледельческих цивилизаций, следы которой сохранились в трипольской культуре.
В первом тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье и Приазовье сложились раннее Скифское государство, античные (греческие, затем римские) города-государства Ольвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по этническому составу и формам эти государства сотрудничали между собой. Именно они заложили основы государственности на территории современной Украины. Античная государственность погибла в результате общего кризиса рабовладельческого хозяйства и мощных миграционных процессов начала I тысячелетия нашей эры («великое переселение народов»).
В VI-VIII вв. н.э. сложились предпосылки для формирования государственности восточнославянских племен. В VI в. началась история Киевской Руси — государства, объединившего под своей властью все восточнославянские племена. По своей форме Киевская Русь была доклассовым государством, возникшим на общинной основе и сочетавшим черты унитарного и федеративного государства. Отдельные ее части (княжества) обладали известной самостоятельностью, несмотря на то, что правящей была одна династия киевских князей. В XII в. начался период раздробленности и распада Киевской Руси.
Второе славянское государство на территории современной Украины — Галицко-Волынское княжество, образованное в 1199 г. путем объединения самостоятельных Галицкого и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княжество продолжило политико-правовые традиции Киевской Руси. В период своего наивысшего расцвета оно объединяло под своей властью практически все украинские земли. В XIII в. украинские земли переживали нашествие монголо-татар, трагическим результатом которого стала утрата Галицко-Волынским княжеством политической самостоятельности. Галицко-Волынский князь, как и другие русские князья, стал данником и вассалом Золотой Орды.
В XIV в., в силу ослабления Золотой Орды украинские земли были захвачены и инкорпорированы в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского. Самостоятельное политическое развитие украинского народа прервалось. В XVI в. Польша и Литва объединились, создав своеобразное федеративное государство — Речь Посполитую, в составе которого украинские земли находились под управлением польской администрации.
В середине XVII в. в результате Освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого было создано украинское Казацко-гетманское государство — Украина- Гетманщина. Суверенное во внутренних и частично во внешних делах, оно вошло в состав Московского государства на условиях сохранения автономии. В течение второй половины XVII— XVIII вв. автономные права Украины постепенно ограничивались царским правительством. Ликвидация Запорожской Сечи, гетманства, полково-сотенного строя, собственного войска во второй половине XVIII ст. привели к утрате автономии. В связи с разделом Речи Посполитой и началом распада Османской империи Правобережная Украина и причерноморские земли вошли в состав Российской империи, а западные украинские земли — в состав империи Габсбургов (с 1806 г. — Австрийская, а с 1867 г. — Австро-Венгерская империя). Как в Российской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) империи украинские земли были лишены национальной автономии.
Возрождение национального украинского государства началось в 1917 г. после Февральской революции в России. Созданная в марте 1917 г. Центральная Рада быстро и неуклонно эволюционировала в орган представительной власти Украины. Образованный Центральной Радой Генеральный Секретариат приобрел черты правительства Украины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной Рады провозгласил создание Украинской Народной Республики. Предполагалось, что она станет составной частью федеративной России, но конфликт с новым правительством России — Советом Народных Комиссаров — привел к отказу от этой идеи и в январе 1918 г. IV Универсал Центральной Рады объявил независимость УНР. В апреле 1918 г. Центральная Рада приняла демократическую по своей сути Конституцию УНР.
Внутренние и внешние факторы повлекли за собой гибель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государственного переворота к власти пришел Павел Скоропадский, провозглашенный гетманом Украинской державы. Украинская держава времен гетманата имела черты личной диктатуры.
Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее территории национальных государств затронули западно-украинские земнії, где в ноябре 1918 г. была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. В январе 1919 г., возрожденная после ан- тигетманского восстания УНР и ЗУНР объединились, хоть и в значительной степени формально, в единую Украинскую Народную Республику. Во главе УНР стоял коллективный орган — Директория, но в условиях почти постоянных военных действий режим в УI IP эволюционировал в сторону диктатуры.
Национальная государственность Украины не утвердилась н силу целого ряда внутренних и внешних причин. Параллельно с национальными государственными образованиями в 1917-1920 гг. существовали органы Советской власти, копировавшие соответствующие российские учреждения. В декабре
1917 г. I Всеукраинский съезд Советов провозгласил установление Советской власти в Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Конституция Украинской Социалистической Советской Республики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик. Советская форма государства просуществовала в Украине вплоть до начала возрождения суверенитета и независимости Украины в 1990-1991 гг.
Декларация о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 г. положила начало возрождению государственности украинского народа. 24 августа 1991 г. Верховная Рада Украины провозгласила независимость Украины. Важнейшей вехой на пути становления украинской государственности стало принятие 28 июня 1996 г. Конституции, закрепившей республиканскую форму правления, унитарную форму государственного устройства, демократический государственный режим в Украине.
1.1.8. Основные этапы развития украинского права
Во времена Киевской Руси основным способом регулирования общественных отношений был обычай. Летописные данные содержат сведения о законодательной деятельности князей. Первым систематизированным сводом правовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим до наших дней, является Русская правда. Ее появление связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей — Ярославичей, и внука — Владимира Мономаха (XI- первая треть XII вв.). Русская правда фиксировала зарождение сословного неравенства, защищала право собственности, содержала правила заключения наиболее распространенных договоров, устанавливала наказание за преступления.
Русская правда продолжала действовать в княжеских государствах, возникших на территории Киевской Руси в XII—XIV вв., а также на украинских землях в составе Великого княжества Литовского.
В XVI в. правители Великого княжества Литовского осуществили масштабную систематизацию действовавших в государстве правовых норм, результатом которой стало принятие трех Статутов Великого княжества Литовского. Статут 1529 г. содержал нормы государственного, административного, гражданского, семейного, уголовного и процессуального права. В 1566 и 1588 гг. Статут существенно перерабатывался (в историю эти новые систематизированные сборники вошли под названиями II и III Статутов Великого княжества Литовского. Эти Статуты пред- ставляли собой правовые памятники не только литовского, но и украинского, и белорусского народов. Написаны они были на старорусском языке. Созданные в феодальном государстве, Статуты были направлены в основном на охрану интересов и привилегий шляхты. Вместе с тем они содержали прогрессивные для своего времени положения: о законных ограничениях власти князя, об отказе от заочного обвинения, о распространении действия закона на всю территорию страны и на все население. Статут Великого княжества Литовского 1588 г. действовал на украинских землях до 1832 г., а в Полтавской и Черниговской губерниях нормы наследственного права Статута 1588 г. действовали до марта 1917 г.
В украинских городах, имеющих самоуправление, действовало городское (магдебургское) право, созданное путем слияния местных правовых обычаев и заимствований иностранных правовых норм. Сборник права немецкого города Магдебург был образцом средневекового городского права и широко использовался в Украине. Наиболее долго магдебургское право действовало в Киеве, где было отменено только в 1831 г.
Вхождение украинских земель в состав Российского государства было оформлено нормативным договором, вошедшим в историю под названием «Мартовские статьи» (1654). Этот правовой акт содержал условия сохранения автономного общественного и государственного строя Украины: права и привилегии сословий, выборное пожизненное гетманство, собственную систему права, армию.
В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа Орлика — сопровождались заключением договора между гетманом и казачьей радой. «Конституция Пилипа Орлика» стала первым в истории Украины конституционным актом. Она предусматривала: независимость Украины от Московского государства; регулярный созыв казацкого парламента; независимый, равный для всех, включая гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. «Конституция Пилипа Орлика» целиком соответствовала европейским тенденциям создания конституционного государства и «просвещенного правления». К сожалению, в силу утраты автономии Украины этот конституционный акт не был реализован.
В XVIII в. царское правительство поддержало инициативу казачьей старшины и украинской шляхты о новой систематизации нрава. В течение 1728-1743 гг. был создан свод правовых норм иод названием «Права, по которым судится малороссийский народ». По своим юридическим качествам свод представлял собой выдающийся документ. Он имел четкую структуру, алфавитный указатель, включал иерархию казачьих чинов. Свод 1743 г. содержал нормы административного, гражданского, уголовного и процессуального права и был направлен на укрепление автономии Украины в составе России. Последнее стало причиной отказа царского правительства утвердить «Права, по которым судится малороссийский народ». Однако в судебной и административной практике Свод 1743 г. использовался как комментарий к действовавшим на украинских землях Статуту,1588 г., магдебургско- му праву, царским указам, которые действовали на украинских землях.
В начале XIX в. в общем русле кодификационных работ в России была проведена кодификация гражданского и семейного права Левобережной Украины. Она получила название «Собрание малороссийских прав» (1807 г.). Официально этот сборник не был утвержден и позднее частично вошел в Свод законов Российской империи.
В XIX в. произошла унификация права, как в Российской, так и в Австрийской империях, которая прервала процесс развития украинского права.
Восстановление самостоятельного правотворчества в Украине связано с возрождением украинской государственности в 1917- 1920 гг. Первостепенное значение имели Универсалы Центральной рады. I Универсал (июнь 1917 г.) провозгласил автономию Украины в составе России. II Универсал (июль 1917 г.) определял компетенцию украинских политических органов: Центральной рады, Генерального секретариата, — а также их взаимодействие с органами государственной власти России. III Универсал (ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее независимость.
29 апреля 1918 г. Центральная рада приняла Конституцию (Статут о государственном строе, правах и вольностях) УНР. Конституция УНР содержала: широкий спектр прав и свобод человека и гражданина; построение системы органов государства по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; гарантии прав национальных меньшинств. Конституция не была введена в действие из-за государственного переворота.
Павлу Скоропадскому, в силу исторических обстоятельств установившему режим личной диктатуры в виде Гетманата, не было чуждо стремление к законности. Государственный строй Гетманата базировался на Грамоте ко всему украинскому народу и Законах о временном государственном строе Украины (апрель
1918 г.). В соответствии с ними: в стране восстанавливалось право частной собственности, гарантировалось соблюдение основных личных прав; вся полнота власти вручалась гетману временно — до созыва Учредительного собрания. В целом период Гетманата отмечен активной законотворческой деятельностью — было утверждено около 400 законов.
Директория УНР, главной задачей которой была защита украинской независимости, не восстановила действие Конституции
УНР 1918 г. и не успела выработать собственный конституционный проект. Роль временной конституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украины (28 января 1919 г.), который отошел от принципа разделения властей и принципа юридического равенства граждан, закрепленных в прежних конституционных актах Украины. В соответствии с Универсалом власть в Украине должна была принадлежать трудовому крестьянству и рабочему классу.
Конституционные акты ЗУНР (1918—1919 гг.), создавались в экстремальных условиях украинско-польской войны. Поэтому они содержали только самые необходимые элементы государственности: название и границы государства; высшие органы государства; принципы избирательного права.
В целом все конституционные акты Украины 1917-1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впоследствии в Украине утвердился советский тип государственности и началось формирование социалистического типа права. Для Конституций УССР (1919 г., 1929 г., 1937 г., 1978 г.) характерны: декларативность; отсутствие принципа разделения властей; закрепление однопартийной политической системы; приоритет интересов государства перед интересами личности. Но самое главное, что все эти конституции были фиктивными. В реальности государственные органы и должностные лица руководствовались не конституцией, а документами и устными указаниями партийного руководства.
Обретение Украиной независимости стало важнейшей предпосылкой формирования собственной национальной правовой системы, ядром которой является принятая в 1996 г. Конституция Украины. В соответствии с Конституцией в настоящее время созданы новые кодифицированные акты практически во всех отраслях права: Гражданский, Уголовный, Земельный, Семейный, Бюджетный, Налоговый и другие важнейшие кодексы. Планируется принятие Трудового кодекса и других важных законов. Их разработка и внедрение в практику позволит Украине войти в правовое сообщество европейских народов.
Тема 1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА
1.2.1. Государство и его основные признаки
В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Разные мыслители определили и определяют его как:
— земного бога;
— организованное насилие;
— юридическое лицо, которое представляет общество;
— информационную систему;
— организацию общих дел и т.д.
Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:
1) территория — материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государственный народ, имеющая границы, признанные международным сообществом. Территория государства — это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть;
2) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следует отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в последнее включают не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории государства;
3) публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Публичная власть включает в себя особый аппарат власти и управления в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.). В идеале, главное назначение государственной власти — руководство общезначимыми для народа делами;
4) система сбора финансовых средств (дань, налоги, займы, сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений), а также для содержания государственного аппарата;
5) право — система общеобязательных правил поведения;
6) суверенитет — самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах.
Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства, можно дать следующее его определение:
Государство — это суверенная политическая организация народа, обладающая властными полномочиями по управлению территориально-организованным населением с целью осуществления общесоциальных дел.
1.2.2. Суверенитет государства
Суверенитет государства является определяющей неотъемлемой частью государства, которая отображает ее верховенство на своей территории и самостоятельность (независимость) в международных отношениях. Одновременно суверенитет (суверенность) является главным признаком государственной власти. Внутренний суверенитет государства проявляется в том, что государственная власть решает основные вопросы жизни общества и вправе отменить любое постановление любой другой институции на своей территории. Внешняя сторона суверенитета государства — независимость государства во внешних делах — означает свободу внешнеполитической деятельности за пределами ее границ.
Гарантии государственного суверенитета:
— волеизъявление народа, который желает иметь собственное государство и хочет его независимости;
— экономическая независимость государства;
— обороноспособность государства, в том числе его военное могущество;
— международное признание суверенитета государства.
Вместе с тем следует отметить, что в современном мире государственная власть в большинстве стран, невзирая на всю свою суверенность, находится под контролем гражданского общества и должна придерживаться конституционных норм. Во внешних отношениях государство должно уважать суверенитет других государств и придерживаться норм международного права.
1.2.3. Социальная сущность государства
Сущность государства — это то, что определяет его содержание, назначение и функции. Понятие «сущность государства» имеет два значения.
Во-первых, под ним понимают назначение и функционирование государственной власти, смысл существования и роль государства в жизни общества. Обычно в сущности государства выделяют классовое (сословное) и общечеловеческое содержание. Как классовая (сословная) институция государство защищает определенные узкоклассовые интересы. Например, рабовладельческое государство закрепляло юридическую бесправность рабов, с помощью государственного аппарата держало их в подчинении рабовладельцев. С другой стороны, каждое государство организовывает и выполняет общие дела, важные для всех членов общества. Например, государственная власть организовывает оборону от внешних врагов, обеспечивает правопорядок. По мере развития общесоциальное и общечеловеческое содержание государства вытесняет ее узкоклассовые функции. Гуманистическая тенденция развития государства особенно четко прослеживается в развитых странах Европы и Америки.
Второе значение понятия «сущность государства» связано с проблемой принадлежности государственной власти определенной социальной прослойке с вопросом о том, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. В этом смысле слова существуют такие точки зрения:
1) государство является орудием господства эксплуататорского класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии);
2) государственная власть всегда принадлежит элите (олигархии);
3) государственная власть принадлежит менеджерам-управлен- цам, поскольку сама государственная власть является разновидностью социального менеджмента;
4) единственным источником государственной власти является народ, а государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа.
Споры о сущности государства принадлежат к «вечным» научным проблемам. Решение отдельных аспектов этой проблемы порождает новые вопросы о назначении и роли государства в обществе.
1.2.4. Функции государства
В науке понятие «функция» употребляется в различных значениях. Этот термин используют и математики, и биологи, и медики, и кибернетики. В юридической науке понятие «функция» употребляется для характеристики роли государства и права в жизни общества. Через понятие функций государства раскрываются сущность государства и содержание его деятельности, его социальное назначение.
Функции государства классифицируют по различным основаниям.
1) в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством задачи;
2) в зависимости от значимости различают основные и второстепенные функции государства. Их соотношение, «удельный вес» в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социальное назначение. Например, в годы войны на первое место выходит функция обороны, все другие функции государства ей подчинены;
3) в зависимости от сферы приложения различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.
К внутренним функциям государства относятся:
1) экономическая функция (формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развития, финансирование ряда отраслей, непосредственное руководство государственным сектором экономики);
2) функция защиты прав и свобод человека и гражданина (конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина);
3) социальная функция (обеспечение достойного уровня жизни человека, помощь гражданам государства, которые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);
4) функция финансового контроля (учет правильности взимания налогов и распределения налоговых средств);
5) функция охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонарушителей);
6) природоохранная, или иначе — экологическая функция (регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания человека).
Для современного государства характерно особое внимание к социальной и экологической функциям, функции защиты прав и
свобод человека и гражданина, а также к появлению новых функций. Среди них:
7) культурная (духовная) функция (организация образования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);
8) информационная функция (организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации).
К внешним функциям государства относятся:
1) функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны);
2) функция международного сотрудничества (сотрудничество в политической, экономической, научной, культурной и спортивной сферах, участие в поддержании мирового правопорядка, помощь населению других государств, оказавшихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).
В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функций государства имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны.
1.2.5. Формы осуществления функций государства
С учетом разделения властей выделяют следующие формы осуществления функций государства:
1) нормотворческая — заключается в издании общеобязательных нормативно-правовых актов. Например, для реализации экологической функции государства необходимы нормативноправовые акты, определяющие порядок охраны, рационального использования и возобновления природных ресурсов, устанавливающие санкции за нанесение вреда природе;
2) исполнительная — представляет собой повседневную реализацию органами исполнительной власти предписаний законов. Например, экологическая функция государства осуществляется путем сооружения природоохранных объектов, создания заповедников и других объектов природно-заповедного фонда, финансирования научных исследований в области экологии;
3) судебная — судебные органы участвуют в реализации функций государства путем осуществления правосудия. Например, суды выносят решения по поводу нарушения экологических прав граждан, приговоры по делам о преступлениях против окружающей среды;
4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные органы государства (прокуратура, антимонопольные органы, органы отраслевого надзора) наблюдают за точным и единообразным исполнением законов. Например, органы геологического надзора осуществляют контроль над проведением геологоразведочных работ, соблюдением соответствующих нормативов и стандартов.
По внешним признакам деятельности государства различают:
1) правовые формы осуществления функций государства — все ниды деятельности государственных органов, связанные с изданием правовых актов (законов и подзаконных актов, актов применения права — приказов, приговоров и решений судов, постановлений следователей и т.д.);
2) организационные формы осуществления функций государства — текущая техническая, хозяйственная, статистическая деятельность, направленная на решение конкретных задач. Например, строительство природоохранного объекта требует экономического обоснования, создания проекта, снабжения строительными материалами, обучения персонала и т.д.
Тема 1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.3.1. Власть, ее признаки и виды
Власть — важнейшее свойство человеческого общества. Она существует в любом объединении людей: в семье, производственных и учебных коллективах, организациях и учреждениях, в государстве.
В самом общем виде власть можно определить как отношение господства и подчинения. Иначе говоря, это отношения между людьми, в силу которых одни из них приказывают, а другие подчиняются.
Власть имеет такие структурные (составляющие) элементы:
1) субъекты — властвующий и подвластный. Властвующий субъект является непосредственным носителем власти. Им может быть индивид, организация, партия, общность людей (сословие, класс, народ, нация), государство. Для возникновения властных отношений субъекту необходимы определенные качества, прежде всего — воля к власти, т.е. желание властвовать. Помимо воли к власти, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать материальные и человеческие ресурсы, обладать авторитетом (уважением со стороны подчиненных). Естественно, различные субъекты власти наделены этими качествами в разной степени.
В качестве подвластного субъекта выступают индивиды и различные их объединения. Власть не может быть односторонней, она предполагает подчинение подвластных индивидов. Мотивы подчинения могут быть различными: страх перед наказанием; традиция повиновения; заинтересованность в выполнении распоряжений (такая власть является наиболее стабильной); авторитет власти у подчиненных; харизма правителя. Подчинение власти — не единственный способ реагирования людей на властные приказы. В случае отсутствия мотивов для подчинения властвующий субъект может встретить сопротивление (от мирного неповиновения до вооруженной борьбы) со стороны подвластных;
2) объект — поведение отдельных индивидов или их совокупности, к которому обращены распоряжения субъекта власти;
3) способы воздействия субъекта власти на подвластных индивидов. Наиболее распространенные способы властвования: принуждение (в том числе — насилие), убеждение, руководство, контроль, личный пример. Для современного гражданского общества и правового государства характерен приоритет ненасильственных способов влияния на поведение людей. Принудительные средства используются только тогда, когда властные распоряжения не исполняются добровольно.
Как сложное социальное явление, власть классифицируется на множество видов. Специалисты насчитывают несколько десятков видов власти. Для юриста наибольшее значение имеет разграничение политической и государственной власти. Политическая власть является более широким понятием.
Политическая власть — это власть, осуществляемая различными звеньями политической системы общества (власть государства, партии, общественной организации, общественного движения).
Политическая власть множественна по своей природе: в одном и том же обществе одновременно функционируют власть правящей партии и власть оппозиции, власть государства и власть местного самоуправления и т.д.
1.3.2. Понятие и основные особенности государственной власти
Государственная власть — разновидность политической власти, осуществляемая государством и его органами.
От иных видов власти государственную власть отличают следующие признаки:
1) единство — в стране существует только одна государственная власть, которая является единой;
2) всеобщность — власть государства распространяется на всю территорию страны и на всех проживающих в ней людей;
3) суверенность — государственная власть самостоятельна и независима от любой иной власти как внутри страны, так и вне ее;
4) организационное оформление — государственная власть отделена от общества и материально воплощена в государственном пппарате — совокупности взаимосвязанных органов государства;
5) наличие органов принуждения (армия, полиция, органы контроля и надзора, тюрьмы и т. п.).
Следует отметить, что власть современного демократического государства, несмотря на всю свою суверенность, ограничена правом, общепризнанными стандартами прав человека и международными обязательствами, а также находится под контролем гражданского общества и мирового сообщества.
1.3.3. Механизм государства
Механизм государства охватывает все государственные органы, учреждения и предприятия. Он имеет иерархическое строение, иначе говоря, низшие его элементы подчиняются высшим. Механизм государства состоит из служащих — людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Структура механизма государства включает:
1) государственный аппарат (систему органов государственной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного элемента механизма государства. Например, государственный аппарат Украинского государства включает Верховную Раду, Президента, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации, суды, прокуратуру;
2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Украинского государства включаются государственные учреждения здравоохранения, государственные учебные заведения, государственные предприятия;
3) государственных служащих (чиновников);
4) организационные и финансовые средства (например, средства государственного бюджета), а также органы принуждения, необходимые для обеспечения деятельности механизма государства.
1.3.4. Органы государственной власти
Основным элементом государственного аппарата является орган государственной власти (государственный орган). Орган государственной власти имеет особые признаки, отличающие его от негосударственных организаций. К ним относятся:
1) государственно-властный характер. Государственный орган действует по воле государства и от имени государства. Орган государства вправе издавать обязательные для исполнения нормативные и индивидуальные правовые акты, осуществлять контроль за их исполнением, применять, в случае необходимости, меры принуждения;
2) компетенция — совокупность полномочий (прав и обязанностей), предмета ведения (сферы управления) и территориального масштаба деятельности. Компетенция каждого государственного органа законодательно определена и ограничена. Государственный орган вправе принимать решения только в пределах своей компетенции. Например, Верховная Рада Украины не вправе выносить приговор по уголовному делу, а Верховный Суд Украины не нправе принимать законы;
3) организационная структура. Каждый государственный орган представляет собой коллектив, который состоит из служащих. В этом коллективе есть руководители и подчиненные, между которыми существуют особые правовые отношения;
4) первичным звеном государственного органа выступает должность.
Органы государственной власти формируются различными способами:
— выборы (обычно таким способом формируется состав парламента);
— назначения (например, обычно назначаются министры, главы департаментов и основная масса чиновников);
— получение должности в наследство (например, таковыми являются наследственные члены палаты лордов в Великобритании);
— вхождение в состав государственного органа по должности (например, Министр обороны Украины по должности входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины).
Построение и деятельность современного государства основы- нпется на следующих принципах:
1) гуманизм, то есть приоритетность прав и свобод человека и гражданина в деятельности государства;
2) гласность в деятельности государственного аппарата;
3) профессионализм государственных служащих;
4) законность, то есть деятельность всех составляющих частей механизма государства исключительно на основании законодательства;
5) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, который позволяет учитывать разнообразные интересы преимущественного большинства граждан;
6) распределение власти на относительно самостоятельные вет- ии: законодательную, исполнительную, судебную. Иногда в осо- (>ые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муниципальную, избирательную власть.
1.3.5. Разделение государственной власти
Основные положения теории разделения власти:
1) разделение властей закрепляется конституцией;
2) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются разным людям и органам;
3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой властью;
4) ни одна власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
5) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания на должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Цель разделения властей заключается в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Разделение властей не означает китайской стены между разными ветвями государственной власти. В реальной жизни каждая из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Например, полномочия создавать нормы права принадлежат не только законодательной власти, но и органам исполнительной власти, в частности, правительству, которое издает подзаконные акты.
Принцип распределения власти в нашей стране закреплен в ст. 6 Конституции Украины.
1.3.6. Виды государственных органов
Органы законодательной власти — это государственные органы, деятельность которых заключается в принятии, изменении или отмене законов.
В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительский характер, то есть состав законодательного органа формируется путем выборов. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Поэтому можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти: законодательная власть является первой среди равных ветвей власти.
Родовое название для законодательных органов государства —' парламент. В разных странах он имеет разнообразные названия: Конгресс, Народное Собрание, Сейм, Верховная Рада и др. Как правило, парламент работает в сессионном режиме.
Кроме законотворчества, законодательный орган имеет ряд других важных полномочий:
— принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением;
— участие в формировании органов исполнительной власти;
— контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это государственные органы, которые непосредственно управляют обществом на основании маконов и других актов законодательной власти.
В отличие от законодательной власти, которая носит первичный характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Все акты соот- ш'тствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на выполнение закона. Органы исполнительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов. Исходя из содержания и результатов деятельности исполнительной власти, судят ИҐ) эффективности государственной власти в целом. От работы всей гнг.темы исполнительной власти зависит состояние экономической, политической, социальной и культурной жизни общества, \ |к)нень жизни индивида.
Характерные признаки органов исполнительной власти:
1) формируются путем назначения;
2) действуют на постоянной основе, а не сессионно;
.4) они практически реализуют цели и задачи внутренней и ііііі'іинєй политики, сформулированные парламентом;
I) все органы исполнительной власти в той или другой форме подконтрольны представительной власти (парламенту).
Органы исполнительной власти составляют систему, в которой рм.ишчают центральные (правительство, министерства, ведом- | і ип, агентства) и местные органы (государственные администрации) иласти.
('одержание деятельности органов исполнительной власти ні почает:
I) исполнительную деятельность — воплощение в жизнь ре- пн'пий, которые приняты органами законодательной власти;
ИI распорядительную деятельность — осуществление управле- ІІІПІ путем издания подзаконных актов и выполнения организаци- 11-і х действий.
Органы судебной власти — это система государственных ор-
........ которые осуществляют правосудие, выступают арбитром в
..... о нраве.
• 'удобная власть препятствует действию безрассудных законов, ■■пт пгчштет ответственность исполнительной власти за несоблю- и пир ноли законодателя, защищает права граждан от своеволия.
Основные функции судебной власти:
1) охранительная (охрана прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов всех субъектов права);
2) функция правосудия (защита, возобновление нарушенных прав);
3) контрольно-надзорная (сдерживание двух других ветвей власти в рамках права путем осуществления судебного контроля над ними).
Суды независимы от других органов власти и подчиняются только закону. Принципы правосудия и гарантии независимости судебной власти, как правило, определяются конституцией государства.
Принципы правосудия:
— законность;
— оперативность рассмотрения дел;
— доступность суда для населения;
— равенство перед судом;
— право на защиту;
— состязательность сторон;
— гласность судебного разбирательства;
— право на обжалование судебного решения;
— обязательность выполнения судебного решения.
Гарантии независимости судебной власти:
— неприкосновенность судей;
— несменяемость судей;
— внепартийность и аполитичность судей;
— особая охрана суда и судьи. Например, за неуважение суда и судьи, за посягательство на полномочия суда устанавливается юридическая ответственность.
Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией с соблюдением специальной судебной процедуры.
1.3.7 Правоохранительные органы: понятие, система, функции
Правоохранительные органы — это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, противодействие нарушениям.
К государственным правоохранительным органам относятся:
1) прокуратура;
2) органы и учреждения юстиции (Министерство юстиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистрации актов гражданского состояния);органы внутренних дел, в том числе — милиция;
3) Служба безопасности Украины;
4) органы государственной налоговой службы;
5) таможенные органы.
К негосударственным правоохранительным органам относят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные организации.
Таким образом, в Украине правоохранительные органы составляют несколько самостоятельных, но в то же время взаимодействующих подсистем.
Тема 1.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
1.4.1. Форма государства
Форма государства — это способ организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется?
Форма государства представляет собой государственно-право- вую конструкцию, состоящую из трех элементов:
— формы правления;
— формы государственного устройства;
— формы государственного режима.
Классификация государств в зависимости от их формы осуществляется в соответствии с этими элементами:
1) в зависимости от формы правления различают монархические и республиканские государства;
2) в зависимости от формы государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства;
3) в зависимости от формы государственного режима различают демократические и антидемократические государства.
На форму государства влияют национальный состав населения, территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства в своем большинстве являются унитарными. Монархические государства в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции.
1.4.2. Формы правления
Форма правления — это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства).
В зависимости от порядка замещения поста главы государства различают две разновидности формы правления — монархию и республику.
Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно. Признаки монархии:
1) власть главы государства (императора, царя, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;
2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;
3) монарх не ответственен за принятые им политические решения.
В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти — парламентом и пра- иительством:
1) абсолютная монархия (Катар, Оман, Саудовская Аравия). I! руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти формируются монархом и действуют под его руководс- тпом. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют конституцию;
2) дуалистическая монархия (Бруней, Бутан, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;
3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная
о тличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.
Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуа- 'I пстическими и парламентарными (Иордания, Марокко).
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.
Признаки республики:
1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;
2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком;
3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность.
Большинство современных государств — республики. Принято делить республики на такие разновидности:
1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;