Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. М., 1976

Практика развития межгосударственных отношений, необходимость совершенствования национально-государственного строительства в социалистических странах, повышение внимания общественных наук к вопросам личности закономерно выдвигают проблему гражданства на одно из главных мест в социалистическом правоведении, нацеливают на более глубокое исследование вопросов теории гражданства. К их числу относится характеристика гражданства как правовой связи личности с государством.

В последние годы в советской юридической литературе все чаще гражданство определяется как особая правовая связь личности с государством. Приведенной характеристике недостает полноты. Необходимо показать главное — содержание правовой связи лица с государством. На современном этапе наблюдаются два основных подхода к решению рассматриваемого вопроса.

В первом случае содержание правовой связи личности с государством усматривается в совокупности прав и обязанностей лица, определяемых государством. Тут юридические права и обязанности выступают не как правовое следствие состояния в определенном гражданстве, а как само гражданство. Соответственно правовой статус гражданина характеризуется не как проявление определенной правовой связи лица с государством, а как сама эта связь1. Таким образом, гражданство как особая правовая связь лица с государством отождествляется с правовым статусом гражданина. А это логически ведет к отрицанию значения гражданства как условия (предпосылки) обладания правовым статусом гражданина и его реализации.

Все авторы подчеркивают неразрывную связь правового статуса и гражданства. Но эта связь не дает основания объявлять правовой статус содержанием гражданства как правовой связи личности с государством.

Гражданство — юридическое основание (условие) пользования правовым статусом. Но ставить содержание правового статуса в прямую зависимость только от гражданства нельзя, ибо если бы правовой статус определялся только гражданством, то оставалось бы неясным, чем определяется в данном государстве правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Изменение правового статуса гражданина еще не свидетельствует об изменении гражданства данного лица. Правовой статус гражданина служит показателем, но не содержанием гражданства.

Во втором случае содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (лица и государства соответственно) юридических прав и обязанностей. Таким образом, гражданство изображается как правоотношение, субъектами которого выступают, с одной стороны — государство, ас другой — личность.

На подступах к пониманию гражданства как правоотношения находятся те авторы, которые определяют гражданство как особую правовую связь лица с конкретным государством, выражающуюся в совокупности прав и обязанностей лица по отношению к государству (К. Я. Чижов), либо просто как «совокупность прав и обязанностей физического лица по отношению к государству» (В. И. Лисовский). По мнению Л. Д. Воеводина, содержание гражданства составляют специфические права и обязанности лица по отношению к Советскому государству и Советского государства по отношению к данному лицу3. С. В. Черниченко определяет гражданство как «устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях». «Гражданство, — подчеркивает С. В. Черниченко в другой работе, — это двусторонняя правовая связь, складывающаяся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, установленных законодательством соответствующего государства. Эти права и обязанности составляют содержание гражданства любого государства. Следовательно, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг друга и относится к сфере внутригосударственного права. Однако простая сумма соответствующих прав и обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве».

Некоторые исследователи рассматривают гражданство непосредственно как правоотношение. Например, В. Н. Кудрявцев считает, что гражданин имеет ряд прав и обязанностей, которым соответствуют обязанности государства, состоящие в обеспечении прав граждан, и права государства, установленные законом. Эти права и обязанности, по мнению В. Н. Кудрявцева, можно рассматривать в качестве элементов основного правоотношения государства и гражданина (правоотношения гражданства), возникающего с рождением и прекращающегося со смертью гражданина или с потерей им гражданства. Общая правоспособность гражданина СССР есть элемент правоотношения гражданства, следовательно, все субъективные права и обязанности, составляющие содержание общей правоспособности, входят в правоотношение гражданства.

Венгерский государствовед Л. Самел пишет: «Под гражданством понимается такое правоотношение, в котором лицо как одна из его сторон находится под властью определенного государства, выступающего в качестве другой стороны, и несет по отношению к нему обязанности даже в том случае, когда покидает территорию государства, и вместе с тем, может требовать предоставления таких прав, которые государство не обязано обеспечивать лицам, не состоящим с ним в указанном правоотношении». Далее автор указывает, что «содержание правоотношения гражданства следует видеть в тех специфических правах и обязанностях, которые имеют только граждане».

В государственно-правовой науке в последнее время предпринята попытка (правда, она не является новой в литературе) рассмотреть гражданство как государственно-правовое отношение, содержание которого составляют взаимные субъективные права и обязанности государства и гражданина: право государства требовать у гражданина подчинения правопорядку и соответственно обязанности гражданина исполнять все законы; право гражданина требовать от государства защиты своих прав, законных интересов, в том числе за пределами государства, и соответственно обязанность государства оказывать такую защиту.

Строго говоря, в данном случае речь идет о юридических последствиях для гражданина (соответственно и государства), которые наступают из факта гражданства, т. е. из признанной законом принадлежности лица к определенному государству. Перечень таких последствий в виде взаимных прав и обязанностей государства и гражданина можно продолжить, включив все содержание правового статуса лица, все его юридические права и обязанности в соотнесении е соответствующими обязанностями (гарантиями) и правами государства.

В конечном счете изображение гражданства как правоотношения (либо как правового состояния) характеризуется через некую совокупность взаимных юридических прав и обязанностей лица и государства, т. е. сводится к правовому статусу гражданина в государстве. Таким образом, и первый и второй подходы к раскрытию содержания гражданства как особой правовой связи лица с государством по существу смыкаются.

Еще в 1925 г. С. С. Кишкин писал: «Сказать, что гражданство есть юридическое отношение, это еще ровным счетом ничего не сказать». Следует согласиться в определенной степени и с В. С. Шевцовым в том, что «любое определение понятия гражданства как правоотношения лица и государства носит в значительной мере искусственный характер».

Понимание гражданства как правоотношения ведет к изображению его в качестве совокупности юридических прав и обязанностей гражданина, что затушевывает действительную сущность и содержание понятия гражданства, приводит на деле к отождествлению с правовым статусом гражданина.

Можно отметить и обратную зависимость. Прямое или косвенное отождествление гражданства с правовым статусом гражданина вольно или невольно ведет авторов к определению гражданства как правоотношения.

В советской юридической литературе в большинстве случаев правовые связи рассматриваются как правоотношения и делятся на общие и конкретные, абсолютные и относительные с точки зрения субъектного состава и характера самой связи между носителями юридических прав и обязанностей, а также на отраслевые (государственно-правовые, административно-правовые и т. д.) в зависимости от той отрасли права, в которой они складываются. По нашему мнению, кроме правоотношений, следует выделить другие виды правовых связей: общие и абсолютные — в зависимости от характера связи между субъектами.

Правовые связи можно классифицировать и с точки зрения их предметно-функциональной характеристики, прежде всего исходя из характера поведения субъектов (носителей) юридических прав и обязанностей. Это главным образом взаимоотношение (состояние) и взаимодействие.

Формы правовых связей, выделенные по отмеченным критериям, находятся между собой в определенной зависимости. Так, общие и абсолютные правовые связи — это, как правило, правовые состояния (взаимоположения) сторон, например при пользовании вещью на праве личной собственности. Правоотношение чаще всего выступает как взаимодействие сторон (например, при распоряжении вещью), но оно, конечно, не исключает, а иногда и выступает только в качестве взаимоположения (состояния) сторон, например при возникновении правоотношения.

Следует признать, что гражданство как правовое явление не охватывается ни одной из выделенных форм правовых связей. Чисто внешне ближе всего гражданство как правовое явление стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенное правовое состояние.

По нашему мнению, перечень форм правовых связей должен быть дополнен еще одной, особой формой правовых связей — правовой связью по принадлежности. Гражданство и является правовой связью по принадлежности лица к определенному государству (эта связь понимается, естественно, не как «членство» в государстве). По своему социальному содержанию гражданство означает фактическую принадлежность лица к государственно организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или просто принадлежность к государству. Это — фактическая связь личности с государством, которая опосредуется в государственно организованном обществе через территорию и юридически закрепляется в гражданстве. В понятии «гражданин», как правильно указывает Г. В. Мальцев, прослеживается момент формального юридического узаконения принадлежности лица (индивида) к государству. Эта принадлежность (связь) индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют условия, необходимые для того, чтобы данный человек мог выступать как гражданин государства, порядок приобретения, утраты гражданства.

В силу того, что гражданство представляет собой юридическое признание того или иного лица гражданином государства (при определенных, указанных в законе условиях), юридическое содержание гражданства не всегда может совпадать со своей социальной основой — фактической принадлежностью лица к государству, опосредуемой через территорию государства. Установление в законе условий признания лиц гражданами конкретных государств обусловливается интересами господствующего, осуществляющего государственную власть класса, зависит от экономических, политических, национальных, демографических и многих других факторов.

Признавая принадлежность лица к государству, последнее берет на себя одновременно обязанность защиты (охраны) этой правовой связи по принадлежности. Здесь мы видим внутреннюю прямую связь (отношение) двух сторон (аспектов) в деятельности одного субъекта — государства (признания принадлежности и охраны этого признания), через которую и проявляется его классовая сущность и социальное назначение. Эта связь не может быть подменена связью разных субъектов (сторон), как делают те исследователи, которые гражданство рассматривают как правоотношение, т. е. как связь разных субъектов.

Связь по признанию правовой принадлежности лица к государству не может быть поставлена в один ряд со связью, которая возникает при установлении юридических прав и обязанностей субъекта права как элементов их правового статуса и их реализации.

Наличие первого вида связи необходимо для реализации второго вида связи, и отождествление их неправомерно. Иными словами, нужно четко различать связи разных порядков, которые и отождествляют авторы, рассматривающие гражданство как правоотношение между лицом и государством, выражающееся в связи их взаимных прав и обязанностей.

Понимание гражданства как закрепленной правом принадлежности лица к определенному государству и составляет характеристику гражданства как явления «субъективного права».

Иногда гражданство рассматривается как субъективное право личности. Так, наряду с традиционной характеристикой гражданства И. Е. Фарбер говорит о гражданстве как об особом субъективном праве личности, которое состоит по меньшей мере из следующих четырех правомочий: 1) каждый человек имеет право на гражданство; 2) гражданство есть право индивида на защиту его прав со стороны государства; 3) гражданство есть право пребывать на территории своего государства; 4) гражданство означает право на равенство перед законом.

На наш взгляд, перечисленные правомочия по существу представляют собой юридические последствия, которые наступают для лица при обладании им гражданством определенного государства, за исключением, может быть, первого правомочия (тут автор пришел к тавтологической формуле: гражданство как право есть право на гражданство). Формулируя это (правомочие, автор сослался на ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Приведем ее содержание полностью: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить гражданство». Эта статья отражает прогрессивные идеи, нашедшие закрепление в международно-правовом документе, реализация которых в полной мере зависит от правовой регламентации соответствующих положений в национальном законодательстве о гражданстве. Иными словами, реализация этих положений зависит от комплекса тех субъективных прав личности, которые возникают у нее по поводу конкретного гражданства.

В литературе по этому вопросу бытует мнение, что правовые нормы, регулирующие отношения по поводу гражданства, не закрепляют непосредственно субъективных прав лиц (в том числе граждан). Так, В. С. Шевцов полагает, что в складывающихся правоотношениях между лицом и государством по поводу предоставления гражданства или выхода из него лицо (в том числе гражданин) обладает лишь правом ходатайствовать о предоставлении ему гражданства (либо о выходе из гражданства). Такая трактовка прав лица на гражданство, на наш взгляд, обедняет правовой статус лица в политической сфере, не учитывает всех его многоаспектных связей с государством, в особенности с государственной властью в социалистическом обществе. Подчеркивается только связь по вертикали: наверху — государство, обладающее суверенными, неотъемлемыми правами, внизу — лицо, зависимое от государства в решении вопроса о гражданстве (признании, приобретении или выходе из него).

Нормы советского права определяют условия, основания (критерии) признания, приобретения и утраты гражданства, процессуально-процедурный порядок решения таких вопросов. Правовая регламентация всех этих вопросов означает наделение лица (в том числе гражданина) определенными субъективными правами, реализация которых во многом зависит от его волеизъявления. Указанные права могут быть отнесены к группе политических прав личности.

В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы признания, условий и порядка приобретения и утраты гражданства регулируются самим государством. Это, однако, не означает, что государство может произвольно устанавливать любые нормы относительно гражданства, не считаясь с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обычаями и международными договорами, в которых данное государство участвует. Кроме юридической детерминации законодательства о гражданстве, существует более глубокая социальная обусловленность его различными факторами социально-экономического, политического, идеологического порядка, находящая оформление и выражение в интересах и воле господствующих классов,. а в конечном счете — в нормах права о гражданстве.

В условиях социализма признание лица гражданином либо наделение правом на выход из гражданства не есть произвольный и случайный результат правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства. Личность и государство при социализме— носители взаимных социальных обязательств. Права личности (в том числе права гражданства) являются условием реализации суверенитета народа, наций, социалистического государства, юридической формой выражения подлинной общественной сущности человека. В этих правах находит выражение сочетание интересов общества, государства и личности, на котором и зиждется подлинное народовластие, суверенитет народа.

Конечно, нужно иметь в виду, что право быть советским гражданином или право на выход из советского гражданства — это своеобразные по своей юридической природе субъективные права, реализация которых зависит в конечном счете от суверенной воли самого государства в лице его компетентных органов, проявление которой (с разной степенью конкретности) регламентируется законодательством. Из факта признания прав личности по поводу гражданства исходит В. Я. Бойцов. Кроме общего, универсального по своей природе государственно-правового отношения гражданства, В. Я. Бойцов различает государственно-правовые отношения по признанию лица гражданином, связанные с восстановлением в гражданстве, с выходом, с лишением гражданства. Последние выступают в качестве юридического факта (в ряду других фактов единого юридического состава) при складывании, становлении общего (универсального) правоотношения советского гражданства. Например, факт рождения человека от советских граждан порождает лишь возможность признания ребенка гражданином СССР. Юридическое признание новорожденного советским гражданином, по мнению В. Я. Бойцова, происходит на следующей стадии — в момент регистрации и выдачи свидетельства о рождении. Складывающееся при этом государственно-правовое отношение по признанию лица советским гражданином имеет решающее значение в становлении правоотношения советского гражданства. Итак, возникновение правоотношения советского гражданства в данном случае связано с совокупностью юридических фактов (составом): с фактом рождения ребенка, с правоотношением по регистрации рождения ребенка и, наконец, с правоотношением по признанию его советским гражданином.

С подобным мнением нужно согласиться, если под общим правоотношением гражданства понимать правовую связь личности с государством по принадлежности. Такой подход в принципе не отвергает наличия у лица определенного комплекса субъективных прав по гражданству: быть признанным гражданином конкретного государства, изменить гражданство и др., что в полной мере отвечает практике социалистических государств, мировому общественному мнению по вопросам о правах человека в области гражданства.

По поводу гражданства (его признания, приобретения и утраты) у лиц, таким образом, возникают определенные юридические (субъективные) права материального характера. Осуществление этих прав связано с возникновением и реализацией ряда процессуальных государственно-правовых отношений по признанию, приобретению и утрате гражданства, а следовательно, и ряда процессуальных прав и обязанностей (например, права лица ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумами Верховных Советов союзных республик о приеме в советское гражданство и др.). Но существование такого рода правоотношений (по поводу гражданства) материального и процессуального характера не дает никаких оснований для того, чтобы рассматривать само гражданство как правоотношение. Гражданство — это правовая связь по принадлежности личности к определенному государству.