Администрация Президента Российской Федерации

Первый Президент РФ учредил для своего ближайшего окружения высокие государственные должности: Государственный секретарь РСФСР, Государственный советник РСФСР и др. В соответствии с распоряжением Президента от 30 ноября 1991 г. государственные советники оказывают Президенту консультативную и экспертную помощь по вопросам порученных им направлений деятельности. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов государственной власти и управления, а также издавать распоряжения, обязательные для исполнения другими государственными и общественными органами. Указом Президента РФ от 6 мая 1992 г. должности госсоветников РСФСР преобразованы в должности советников Президента, которые и так уже существовали. Аналогично Президент поступил с должностью Государственного секретаря РСФСР, учрежденной для человека, руководившего кампанией по избранию Президентом, - Г.Э. Бурбулиса, ставшего благодаря этому посту вторым лицом государства, фактическим руководителем Правительства в качестве первого заместителя его Председателя. Указом от 6 мая 1992 г. должность Госсекретаря РСФСР преобразуется в должность государственного секретаря при Президенте РСФСР. Это решение, даже наименование должности с маленькой, а не с большой буквы означали существенное снижение ее ранга. 26 ноября 1992 г. эта должность была упразднена.

С этого времени служебная роль соответствующих должностных лиц и подразделений Администрации Президента стала очевидным фактором. Разумеется, их влияние в государстве, государственном аппарате, да и в политике весьма значительно. С принятием Конституции 1993 г. Администрация получила конституционный ранг (п. «и» ст. 83). Однако в плане назначения Администрации это ничего не изменило.

Что касается реальной роли Администрации, многое зависело от ее Руководителя. К примеру, в 1996 г. этот пост при Президенте Б.Н. Ельцине занял известный политик А.Б. Чубайс. Он решил возвысить роль Администрации, усилить ее влияние на общественно-политические процессы, сделать в сильной степени зависимой от нее федеральную исполнительную власть. Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. было утверждено Положение об Администрации Президента. В нем как раз и отразились претензии Руководителя Администрации. В Положении было записано, что Администрация является «государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации», расширены многие ее возможности контроля в отношении иных органов, особенно органов исполнительной власти.

Депутаты Государственной Думы оспорили Указ Президента в Конституционном Суде РФ. Однако в Положение об Администрации были внесены изменения, смягчающие ее возможности, и депутаты отозвали свое обращение из Конституционного Суда. Но в .Положении сохранилась характеристика Администрации как государственного органа, она воспроизведена и в Указе Президента РФ от 25марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации», а также в новом «Положении» об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном Указом от 6 апреля 2004г. (в ред. от 1 августа 2005 г.).

Структура Администрации все эти годы не раз изменялась. Это делал неоднократно и второй Президент РФ. В связи с созданием новых подразделений Администрации указами Президента утверждаются Положения о них.

Реформирование Администрации в 2004 г. произведено в целях оптимизации ее структуры, повышения эффективности деятельности, сокращения расходов средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Администрации. Установлено, что Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением его решений.

Согласно Положению 2004 г. (п. 4) Администрация формируется в целях:

обеспечения реализации Президентом полномочий главы государства;

осуществления контроля за исполнением решений Президента;

подготовки предложений Президенту о мерах, направленных на охрану суверенитета Федерации, ее независимости и государственной целостности;

содействия Президенту в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

разработки общей стратегии внешней политики государства, обеспечения реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой;

разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

обеспечения деятельности Президента по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий;

содействия Президенту в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

содействия Президенту в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой; подготовка предложений о подписании Президентом федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов; обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента, а также иных документов, подписанных Президентом; подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений; обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте; осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента; подготовка проектов обращений Президента в Конституционный Суд РФ; подготовка предложений Президенту об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; обеспечение взаимодействия Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями; содействие Президенту в реализации его полномочий по кадровым вопросам; обеспечение реализации Президентом его полномочий по решению вопросов российского гражданства; организационное обеспечение реализации Президентом его полномочий по осуществлению актов помилования; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом; учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту; обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента.

В соответствии с Положением 2004 г. Администрация при реализации возложенных на нее функций взаимодействует с Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями.

Администрация подготавливает предложения Президенту по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению российских граждан объективной информацией о внутренней и внешней политике государства. Администрация осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством, функции учредителя средств массовой информации.

При необходимости Администрация подготавливает предложения Президенту по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов и реформирования государственной и муниципальной службы; подготавливает предложения Президенту по реализации государственной политики в области местного самоуправления. Администрация ведет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, назначаемых на должности государственной службы и освобождаемых от указанных должностей Президентом.

У Администрации есть право запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций. Она пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи.

Администрация исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента.

Она осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении, организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов.

Администрация осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством РФ случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

В состав Администрации Президента входят:

Руководитель Администрации; два заместителя Руководителя - помощника Президента; помощники Президента; пресс-секретарь Президента; руководитель протокола Президента; полномочные представители Президента в федеральных округах; советники Президента; полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде; старшие референты, референты Президента и иные должностные лица Администрации;

управления Президента;

иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов. Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом.

В Приложении к Указу от 25 марта 2004 г. в перечень самостоятельных подразделений Администрации Президента включены: Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления); Аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах (на правах управления); Аппарат советников Президента; Государственно-правовое управление Президента; Канцелярия Президента (на правах управления); Контрольное управление; Референтура Президента (на правах управления); Секретариат Руководителя Администрации (на правах управления); Управления Президента - по внешней политике; по внутренней политике; по кадровым вопросам и государственным наградам; по вопросам государственной службы; по обеспечению конституционных прав граждан; информационного и документационного обеспечения Президента; по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (появилось в 2005 г.); по работе с обращениями граждан; пресс-службы и информации Президента; протокольно-организационное управление Президента; экспертное управление Президента.

Естественно, в Администрации Президента просматривается определенная субординация должностных лиц. Руководитель Администрации Президента и два его заместителя стоят на первом месте, за ними следуют помощники Президента. Руководитель Администрации и помощники Президента подчиняются Президенту. Руководитель Администрации координирует деятельность помощников и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Заместители Руководителя Администрации, также являясь помощниками Президента, по поручению Руководителя Администрации осуществляют кадровые назначения в Администрации, решают иные организационные вопросы. Заместитель по поручению Руководителя Администрации в случае его временного отсутствия исполняет его обязанности.

Помощники, пресс-секретарь и руководитель протокола Президента по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право обращаться к соответствующим федеральным министрам и руководителям иных федеральных органов исполнительной власти. Помощники, пресс-секретарь и руководитель протокола Президента по решению Президента могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации (например, один из помощников Президента возглавляет Государственно-правовое управление), а также обеспечивать деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативных органов при Президенте.

В Указе от 25 марта 2004 г. установлено, что советники Президента подчиняются Президенту и образуют аппарат его советников, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Руководитель Администрации координирует деятельность советников Президента и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Советники Президента имеют право при подготовке докладов Президенту запрашивать от федеральных министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции. Координация деятельности советников Президента может быть возложена на одного из заместителей Руководителя Администрации - помощника Президента. Советники Президента по его поручению могут обеспечивать деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте.

Поскольку полномочные представители Президента в федеральных округа являются должностными лицами Администрации, в Указе от 25 марта 2004 г. установлено, что их деятельность координирует Руководитель Администрации. Деятельность других полномочных представителей Президента - в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ - координирует заместитель Руководителя Администрации.

В соответствии с Положением общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Ему в Администрации непосредственно подчиняются:

Руководитель Администрации, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента в федеральных округах, советники, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде, старшие референты и референты;

Секретарь Совета Безопасности РФ (напомним, что положение Секретаря как должностного лица Администрации Президента определено Федеральным законом о безопасности и Положением о Совете Безопасности, утверждаемым Президентом).

Президент: назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации и заместителей Секретаря Совета Безопасности; определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему; утверждает положения об управлениях Президента, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

Руководитель Администрации Президента: представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях; осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Администрации; координирует деятельность помощников и советников Президента, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению; координирует деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах; по поручению Президента и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства; представляет Президенту на утверждение проекты положений об управлениях Президента, иных самостоятельных подразделениях Администрации; представляет Президенту кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту предложения об освобождении от должности соответствующих должностных лиц; утверждает по представлению заместителей Руководителя Администрации и помощников Президента структуру и штатную численность управлений, иных самостоятельных подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют; утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности; утверждает по представлению полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов; утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации; назначает на должность и освобождает от должности руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, заместителей начальников управлений Президента и заместителей руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных представителей Президента в федеральных округах, иных работников самостоятельных подразделений Администрации; определяет полномочия заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания; издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к его компетенции; обеспечивает проведение аттестации работников Администрации, присваивает квалификационные разряды работникам Администрации, кроме тех работников, квалификационные разряды которым присваиваются Президентом; организует исполнение поручений Президента; запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций; организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента, содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей Президента в федеральных округах и содержания их заместителей, а также содержания Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека; распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации; имеет право по поручению Президента вносить в смету Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год; имеет право поручить одному из заместителей Руководителя Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.

Заместители Руководителя Администрации издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.

Непосредственное обеспечение деятельности Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации и помощников Президента (кроме случаев, устанавливаемых Руководителем Администрации) осуществляет Секретариат Руководителя Администрации.

Помощники Президента: подготавливают предложения Президенту по реализации его полномочий; подготавливают с участием управлений Президента, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента; подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента; участвуют совместно с управлениями Президента, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений; обеспечивают по решению Президента или Руководителя Администрации деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативных органов при Президенте; подготавливают проекты поручений Президента и исполняют отдельные его поручения.

Помощники Президента при реализации возложенных на них функций: взаимодействуют с управлениями Президента, иными самостоятельными подразделениями Администрации; направляют по поручению Президента и Руководителя Администрации на рассмотрение управлений Президента, иных самостоятельных подразделений Администрации поступившие на имя Президента обращения и другие материалы для подготовки проектов решений; обращаются к федеральным министрам и иным членам Правительства РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, не входящим в состав Правительства, по вопросам, отнесенным к компетенции помощников Президента, и получают от них соответствующую информацию; представляют предложения по поступившим на рассмотрение Президента проектам федеральных законов, указов и распоряжений Президента; подписывают служебные документы в пределах своей компетенции; возглавляют по поручению Президента или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента; пользуются банками данных Администрации, Правительства; представляют Руководителю Администрации, а также одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносят им предложения об освобождении от должности работников, обеспечивающих деятельность помощников Президента.

Помощники Президента по решению Президента могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации. Число помощников Президента определяется Президентом РФ. Как установлено в Положении 2004 г., для целей настоящего Положения пресс-секретарь Президента и руководитель протокола Президента имеют статус помощника Президента. По решению Руководителя Администрации на них может быть возложено руководство соответственно Управлением пресс-службы и информации Президента и Протокольно-организационным управлением Президента.

Советники Президента: подготавливают для Президента аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей; обеспечивают по поручению Президента или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; исполняют отдельные поручения Президента. Советники Президента при реализации возложенных на них функций: взаимодействуют с управлениями Президента, иными самостоятельными подразделениями Администрации; подписывают служебные документы в пределах своей компетенции; возглавляют по поручению Президента или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента; пользуются банками данных Администрации, Правительства. Число советников Президента определяется Президентом.

Старшие референты и референты Президента осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента и Руководителя Администрации. Число старших референтов и референтов Президента определяется Президентом.

Полномочные представители Президента представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ. Обеспечение деятельности полномочных представителей Президента осуществляют их аппараты. Полномочные представители Президента в федеральных округах представляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных представителей Президента. Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента назначаются на должность и освобождаются от должности полномочными представителями Президента по согласованию с Управлением Президента по кадровым вопросам и государственным наградам. С введением нового порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ кандидатуры (две) на этот пост представляет Руководителю Администрации Президента полномочный представитель в соответствующем федеральном округе.

Администрация Президента является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.