Тема 4 Метод наблюдения

Под наблюдением понимается систематическое целенаправленное восприятие отдельных сторон объекта, либо объекта в целом. В экономико-географической науке это наблюдения, осуществляемые на промышленных и сельскохозяйственных объектах, на территориях расселения населения и т. д. Наблюдения имеют большое значение в преподавании географии. В процессе наблюдения у учащихся развивается наблюдательность и формируются некоторые практические умения и навыки. Вместе с тем наблюдение служит одним из источников знаний о "природе и хозяйстве, приобретаемых учащимися в школьном курсе географии. В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений. Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т. е. не просто "смотреть",но одновременно и мыслить, Географические наблюдения ведутся главным образом вне класса- на прилегающей к школе местности или на географической площадке. На прилегающей к школе местности наблюдения ведутся обычно во время экскурсий. Но возможны групповые и индивидуальные наблюдения за режимом реки, За ростом оврага, за уровнем грунтовых вод в колодце, за растительностью на различных склонах холма, горными породами и почвами, фенологические наблюдения, наблюдения за сельскохозяйственными работами и некоторые другие. На площадке проводятся также наблюдения за высотой стояния солнца, за положением Полярной звезды, за восходом и заходом солнца. Некоторые наблюдения организуются как постоянные, рассчитанные на более или менее длительное время. В основном это наблюдения за погодой и высотой стояния солнца, иногда фенологические ^наблюдения и наблюдения за отдельными географическими объектами (рекой, оврагом, грунтовыми водами и т. д.). Часть постоянных наблюдений включена в учебную программу; их ведут фронтально или поочередно все учащиеся класса. Остальные наблюдения проводятся в порядке внеклассной работы добровольно (либо группой учащихся, либо отдельными учащимися). Учитель, организуя наблюдение и руководя его проведением, ставит перед учащимися определенные задачи, направляет их внимание на наблюдаемый объект, объясняет, как надо наблюдать и фиксировать полученные данные. При этом он не подменяет учащихся, обеспечивая им возможность самостоятельной работы. Собранный в результате наблюдений материал обрабатывается и обобщается под руководством учителя и может быть использован в учебном процессе.