Узнавание эмоции и характеристики культуры

Учитывая, по крайней мере, некоторые культурные отличия в оценке восприятия эмоций, исследова­тели заинтересовались, в чем их причины. Рассел, например, настаивал на разграни­чении западной и незападной культур. Ученые предположили, что методологии, использовавши­еся для проверки узнавания эмоций в разных куль­турах, были с западным уклоном, так что наблю­дателям из Северной Америки и Европы было лег­че отвечать на вопросы.

Биль и его помощники срав­нили восприятие эмоций в шести культурах и про­демонстрировали, что дихотомия западной и не­западной культур статистически не подтверждает­ся и не объясняет кросс-национальную вариацию. Вместо этого Биль и его помощники предположи­ли, что связанные с этими различиями социопси-хологические переменные или культурные направ­ления влияют на процесс оценки эмоций.

В качестве примера использования таких пара­метров для объяснения культурных отличий в уз­навании эмоций Мацумото ото­брал данные о восприятии по 15 культурам из 4 ис­следований и разграничил каждую культуру в соответствии с параметрами Хофстеде: дистанция власти, сдержанность, избе­жание неопределенности, индивидуализм и маску­линность (см. главу 2, там дается обзор этих пара­метров). Затем Мацумото сопоставил эти парамет­ры с уровнем точности узнавания. Он обнаружил, что индивидуализм позитивно коррелировал с уровнем средней интенсивности для гнева и стра­ха. Так что подтвердилось предположение, что аме­риканцы (индивидуалистическая культура) лучше справляются с узнаванием негативных эмоций, чем японцы (коллективистская культура).

Метаанализ Шиммака так­же показал, что отличия в восприятии эмоции - функция культуры. Индивидуализм лучше пред­сказывал узнавание радости, чем этническая при­надлежность (кавказская/некавказская), так что подтвердилось представление о том, что социокультурные параметры объясняют отличия в вос­приятии эмоций. Исследования показывают, что в перспективе можно использовать такие парамет­ры для исследования культурных влияний на вос­приятие эмоции, так что ученые могут больше не опираться на архаическое разграничение вроде дихотомии западной/незападной культуры.