Эксперименты в индустриальных культурах

На первом этапе экспериментов, проводимых со­вместно с Томкинсом, Экман и Фризен отобрали фотографии мимических выражений эмоций, ко­торые, по их мнению, могли бы быть универсаль­ными. Исследователи показали эти фотографии испытуемым в пяти различных странах (США, Аргентина, Бразилия, Чили и Япония) и попроси­ли испытуемых определить каждое выражение. Ученые предполагали, что универсальные выраже­ния, отображенные на фотографиях, будут назва­ны одинаково, если же выражение является спе­цифическим для культуры, у представителей раз­ных стран возникнут разногласия.

Полученные результаты обнаружили очень высокий уровень сходства интерпретации шести эмоций - гнева, отвращения, страха, радости, пе­чали и удивления - у представителей всех пяти стран. Изард провел подобное иссле­дование в других странах и получил схожие ре­зультаты.

Проблема этих исследований заключалась в том, что культуры, охваченные экспериментом, были письменными, индустриальными и относи­тельно современными. Поэтому, возможно, испы­туемые усвоили, как интерпретировать выраже­ния, отображенные на фотографиях. Наличие в этих культурах масс-медиа - телевидения, радио, прессы - еще более усиливало такую возможность. Кроме того, исследование критиковали за исполь­зование общих для изучаемых культур визуальных стимулов.