Современная социология права

Анализируя современное состояние социологии права, следует подвести итоги ее развития во второй половине XX века. В это время в социологии права оформился ряд теоретико-методологических направлений, которые условно обозначают как национальные научные школыв области социологи права.

Так, заметное место в современной социологии права занимает «французская школа» социологии праваНа основе преемственности идей Э.Дюркгейма особое место в работах представителей этой школы отводится актуальным проблемам законодательства во Франции.

В 1970–80-е гг. под руководством Жана Карбонье были реализованы исследования в области гражданского и семейного законодательства. Ж.Карбонье считал, что социология права, производная от социологии, развивалась как отрасль последней, а получив самостоятельность, стала активно взаимодействовать с общей социологией. Вместе с тем он резко разграничивал и даже противопоставлял юридическую социологию и традиционную юриспруденцию, утверждая, что последняя – носитель догматического подхода, а первая – центр недогматического изучения права.

В наше время видный французский юрист А.Ж. Арно организовал эффективную работу Международного института социологии права. Ежегодно он проводит различные конференции и научные семинары по актуальным современным вопросам социологии права, в работе которых при­нимают участие известные ученые многих европейских стран. Примечательно также, что при институте создан Центр документации, собравший обширную базу данных по результатам многочисленных социально-правовых ис­следований, проведенных во многих странах планеты.

Известна социологическая теория Жоржа Гурвича (1894–1965). В силу влияния Л.И.Петражицкого и П.А.Сорокина он являлся сторонником идеи правового плюрализма,т.е. расширенного понимания права и социологии права. Свобода, согласно Ж.Гурвичу, есть ничем не детерминированное и неограниченное действие, а общество – совместная деятельность множества индивидов, в процессе которой сталкиваются индивидуальные интересы. Поэтому он говорит о плюрализме детерминизмов. Его интересовало соотношение социальной детерминированности как предмет генетической социологии, изучающей социальные факторы, закономерности, тенденции, и индивидуальной и коллективной свободы, изучающейся микро- и макросоциологией.

Ж.Гурвич разделял право на социальное (социабельное, интегрирующее), которое стихийно творится обществом и общностями, но не государством, и право индивидуальное,разъединяющее, основанное на недоверии. Социальное право Ж.Гурвич рассматривал как особый социальный институт и организующую идею для формирования и функционирования других со­циальных институтов, как попытку реализации в данном обществе идеи справедливости.

В теории Ж.Гурвича вопросы права толкуются с позиций интуиции и волюнтаризма. Он отрицал единое и цельное миропонимание и объективный характер общественных закономерностей. Основной задачей должно быть исследование «микроотношений» внутри различных групп и ассоциаций, которые определяют все другие отношения.

В ряде стран Западной Европы в XX века социология права стала концентрировать внимание на исследовании сущности и специфики ряда важных аспектов правового сознания, правоотношений и правовой деятельности. Характерна в этом плане «скандинавская» школасоциологии права. Ее видными представителями являются такие исследователи, как Аксель Хагерстрем (1869–1939), Вильгельм Лунстедт (1882–1955), Алф РоссиКарл Оливекрона. В их трудах рассматриваются проблемы социального содержания чувства справедливости и его развитости у молодого поколения; отношения бизнесменов к праву; соблюдения прав домашних работниц; работы водителей в нетрезвом состоянии; деятельности государственных чиновников в области разработки уголовного права Гренландии.

В современной социологии права достойное место занимает деятельность «итальянской» школы социологии права.Ее представители (А. Пагани, Г. Мартинотти, Е. Мориондо и др.) концентрируют внимание на изучении социального происхождения судей, администрации правосудия, изучении общественного мнения о деятельности и эффективности судов. Активно функционирует итальянский центр социологии права (г.Милан). В течение многих лет он выпускает журнал «Социология права», в котором плодотворно сотрудничают известные европейские ученые – юристы и социологи.

Интересны положения более раннего поколения «итальянской» школы социологии права (В.Парето, Г.Моска).

Вильфредо Парето(1848–1923)один из основателей теории элит. Общественное развитие, по мнению В.Парето, обусловлено нелогическими действиями. В основе поведения людей лежат инстинкты, чувства, страсти, «деривации» (производные) – идеологии, верования, различные формы объяснения нелогических действий, обусловленных психофизическими особенностями действий индивидов. Общество является уравновешенной системой, поскольку выступает как результат парализующих друг друга антагонистических интересов отдельных личностей и классов. Антагонизм вызывается социальным неравенством людей, связанным с неравным распределением «остатков». Последние представляют собой устойчивую психологическую константу любого нелогического действия. Эти «остатки» делятся на два класса: соответственно являющиеся источниками поведения элит-«лис» и элит-«львов». Первые опираются на согласие, а вторые – на силу. Противоборством элит объясняется ход истории. В циркуляции элит заключена основная движущая сила общественного развития. Творческая сила элит есть основа всех общественных процессов. «Деривации» (изменчивые интерпретации нелогических действий) в форме социальных теорий и философских концепций являются лишь средством борьбы элит и служат понуждению масс к согласию и повиновению, в зависимости от желания и умения правящего класса использовать тот или иной инструмент различают формы и способы правления.

Гаэтано Моска (1858–1941)в своем основном труде «Правящий класс» вычленял элиты, анализировал их структуру, законы функционирования, пути прихода и удержания власти, причины упадка, смены их контрэлитой. История выступает полем битвы элит, свойственных типам общества. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы, основываясвоегосподство на военной силе, священстве и знании государственного управления, манипулировании массами.

Поего мнению, развитие общества есть циркуляция элит, когда представители контрэлиты стремятся войти в элиту правящую и тем самым обновляют ее. Для элит опасна тенденция консервации и закрытости наследственной элиты, поскольку это ведет к ее вырождению. Оптимальна политическая система, которая не полностью закрыта, с одной стороны, но и преемственна, с другой. Идеалом формирования элиты является не наследственная элита по критерию богатства, а меритократия (по заслугам). Демократия здесь выступает как расширенная аристократия.

«Немецкая школа» социологии праваможет быть представлена учением Г.Зиммеля, Р.Дарендорфа, Р.Михельса, Н.Лумана и других ученых.

Георг Зиммель(1858–1918) строил социологию вокруг понятия «жизнь». В результате саморазвертывания жизни происходит ее определение в конкретных формах, в том числе и в праве. Право как социально оправданное, допустимое, должное запрещение возникает из непосредственной жизни еще в древности. Первоначально оно соединено с нравами и обычаями. Право, как полагал Г.Зиммель, превращается в самостоятельную форму, когда становится ценностью само по себе. Право как абсолютная форма принуждения отличается от обычаев и нравов обязательностью принуждения и независимо от предметно-практической сиюминутной деятельности. Если право, обретя собственную логику развития, перестает отражать действительное течение жизни, тогда одна его форма заменяется на другую. Современное право не в силах уловить действительное течение жизни и стало тормозом для развития государства и общества. Конфликт жизненности и права неразрешим.

С точки зрения Г.Зиммеля, право как орудие мира и справедливости, выраженное в законодательстве, является необходимым условием существования государства. Государство – определенный тип социализации. Структура господства и подчинения в государстве определяет действия подчиненных. В государстве необходимы законы для регламентации поведения людей, ибо человек от рождения агрессивен. Конституционно-монархическая форма правления идеальна, поскольку строится на авторитете личной власти.

Роберт Михелъс(18761936)также один из основателей теории элит. По его убеждению, не существует противоречия между учением, согласно которому история – это процесс непрерывной классовой борьбы, и тем учением, что классовая борьба приводит к созданию новых олигархий. Олигархия – это неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Смысл «железного закона олигархических тенденций» состоит в том, что демократия, чтобы сохранить себя, вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию. Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, что, в свою очередь, ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс и вождизму.

По мнению Р.Михельса, начала современных бюрократи­ческих организаций и демократия несовместимы. В условиях сложного взаимодействия технических свойств политической организации и психологических свойств организованных масс и их политических лидеров происходит постепенный переход от спонтанного лидерства к олигархическому лидерству через стадии профессионального и стабилизированного лидерства. Харизматических лидеров сменяют бюрократы, а революционеров энтузиастов – консерваторы и приспособленцы. Массам психологически необходим лидер. Массы по природе не просто апатичны, но склонны благоговеть перед сильным лидером.

Ральф Дарендорф (1929–2009)один из ведущих теоретиков либерализма Он рассматривает общество как статичную и стабильную систему, находящуюся в равновесии, делая акцент на исследовании изменений в обществе. Под конфликтом им понимаются все структурно производные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп.

Классы рассматриваются как конфликтующие социальные группы, положение которых определяется выполняемыми в обществе функциями, отношением господства и подчинения.

Социальные конфликты обусловлены структурой социальных позиций и ролей, делением на правящих и управляемых. Императивно управляемые ассоциации являются формой ассиметричного распределения власти, будь то государство, церковь, партия и другие организации.

Центральная проблема политики, по убеждению Р.Дарендорфа – это создание социального порядка, обеспечивающего справедливое распределение благ в обществе. Самой оптимальной формой для социально неоднородного общества является демократия как гарант свободы.

Выдающийся современный социолог Никлас Луман(1927–1998)представляет системно-функциональный неопозитивизм в социологии права. В понимании Н. Лумана общество есть глобальная социальная система коммуникациис тенденцией к усложнению и дифференциации. Ее единство обеспечивается благодаря развитию коммуникативных связей. Эта система в самой себе производит смыслы, которыми и руководствуется. Элементами социальной системы являются коммуникации, представляющие собой единство информации, сообщения и понимания, что в единстве составляет смысл.

Праворассматривается Н. Луманом как открытая информационная подсистема общества,самоорганизующаяся и самовозобновляющаяся, живая, самопознающая и отличающая себя от других окружающих ее систем (экономики, политики, религии и других) по критерию «законное – незаконное». Ни одна из подсистем общества не осуществляет одностороннего контроля над другими: все они оказывают взаимное влияние. Открытость правовой информационной системы права отражается соотношением «система – окружающий мир», а не «часть – целое», что характерно для закрытых систем. В отличие от других социальных систем в системе права наряду с критерием «законное – незаконное», связь осуществляется по специфической программе, включающей в себя законы и другие правовые нормы. Постоянство кода обеспечивает преемственность границ системы в ходе исторических изменений.

Право основано не на ценностях, а на функциях. Н. Луманом, в частности, выделяются такие функции права, как функция социального самовоспроизводства, стабилизации ожиданий, коммуникативная, когнитивная, мотивационная, прогнозирующая и стабилизирующая функции. Стабилизация общественных отношений осуществляется через формулирование абстрактной нормы, которая упрощает ожидания. Функция правовой системы, согласно Н. Луману, состоит в селекции возможностей, которые редуцировали бы сложность субъективных правовых ожиданий. Редукция сложности осуществляется за счет просеивания, обобщения и вывода на более абстрактный уро­вень возникающих социальных ожиданий, сводя их к обозримому числу формализованных вариантов. Тем самым улучшается качество социальной коммуникации.

Роль права в обществе, в интерпретации Н. Лумана, тесно связана с конфликтами. Само право также конфликтно и одновременно предлагает варианты разрешения конфликтов, тем самым их стабилизирует. Организация связанных с конфликтом ожиданий ведет к разрешению конфликтов. Право, во-первых, дает субъектам возможность прогнозирования действий и ожиданий других на основе существующих норм. Во-вторых, правовые нормы формируют ожидание принуждения, поскольку гарантируют в случае нарушения применение санкций.

Наряду с бесспорно лидирующими в Западной Европе учеными Франции, Италии и Германии, оригинальные исследования в области социологии права, помогающие законодательству, проводятся в Дании, Финляндии, Швеции, других европейских государствах.

Так, под руководством Б. Мари Блэгвау в последние годы в Дании была успешно проведена серия исследований в сфере трудового законодательства. Его результаты способствовали положительным изменениям в данной области. За последние годы в Финляндии Р. Блюм исследовал сущность и природу правовых знаний в своей стране, проанализировал проблему «правовой сознательности» и отношения граждан к судебной практике, вскрыл значение правовой осведомленности для предотвращения преступлений.

Регулярно проводятся социологические исследования общественного мнения по проблемам уголовного законодательства в Бельгии под руководством П. Винкс. Их результаты учитываются юридическими организациями страны.

Значительный вклад в развитие социологии права во второй половине XX веке внес венгерский академик Кальман Кульчар.Творчески исследуя вопросы о месте социологии права в системе научного знания, проблемы соотношения теории права, философии права и социологии права, он особое внимание обратил на то обстоятельство, что, в отличие от изучения права в философском аспекте как наиболее широком в познавательном плане, социология права рассматривает генезис, функционирование и развитие права как социально обусловленного феномена. Это есть, по взглядам К.Кульчара, изучение роли права в формировании поведения людей как фактора опосредованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования. К ряду общих проблем социологии права К.Кульчар относит выяснение социологических аспектов правотворческой деятельности и пра­воприменительной деятельности.

В соседней Польше проблемами социологии права занимался известный и в нашей стране Адам Подгурецкий.Идеи А.Подгурецкого были созвучны взглядам Л.И.Петражицкого. Известно, что Л.И.Петражицкий трактовал право психологически как проявление индивидуальной психики, в ко­торой присутствует социальный элемент. А.Подгурецкий, следуя этой установке, также рассматривал человеческую деятельность, ее мотивацию и целеполагание в качестве основы возникновения права как регулятора человеческо­го поведения в обществе.

Как видно, в европейской социологии права сложились и развиваются как макросоциологические подходы, традиции которых сильны во французской школе, так и микросоциологические ориентации, связанные с выходом на анализ индивидуальных поведенческих стратегий, отражающихся в праве.

Развитие современной социологии права в США также имеет свои особенности. Это касается как методологии и методики применения социологии в области права в целом, так и в отдельных его областях.

Приверженец основателя американской социологии права Р.Паунда Оливер Уэнделл Холмс (1841–1935)развил положение о том, что практическая целесообразность имеет решающее значение в судебных делах. Конкретно лишь то право, рассуждает далее американский ученый, которое заключено в судебных решениях, а правосознание судьи основывается не на строгом соблюдении закона, а на выяснении его целесообразности. По существу, такая трактовка пробле­мы означает, что мнение лиц, применяющих положения закона, ставится выше конституции.

Видным представителем социологической мысли США является также Роберт Мертон (1910-2003). Являясь теоретиком функциональной системы, он сосредоточил свои усилия на изучении явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий социальной жизни. Именно в этом направлении Р.Мертон оказал воздействие на развитие социологии права. Согласно его концепции, социальная аномия представляет собой особое нравственно-психологическое состояние сознания, характеризующееся вакуумом идеалов и разложением моральных ценностей. Причина аномии – противоречие между господствующими в обществе индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремления к богатству, власти, успеху, выступаю­щие в качестве мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Все виды социального поведения (в зависимости от принятия или нет человеком культурных норм) Р.Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

· конформизм (социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью спокойными и законопослушными гражданами);

· инповациопность (принимаются социальные цели, но не способы их достижения; это порождает рэкет, подделку денег, воровство);

· ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы; это порождает стяжательство, подлоги, махинации и др.);

· ретритизм (отрицание и того, и другого; это порождает анархизм, бродяжничество, наркоманию и пр.);

· мятеж, бунт (замена и первого, и второго; это порождает радикализм, борьбу за свободу, политический терроризм и др.).

Функциональный подход, разработанный Р.Мертоном, широко используется и в настоящее время как теоретика­ми, так и практиками-социологами права.

В области изучения отклоняющегося поведения интересные подходы разработаны американским исследователем Нейлом Смелсером.Он уделил внимание анализу негативного отклонения от норм (например от закона) в поведении индивида. Согласно точке зрения Н.Смелсера, девиация – антипод конформизма. Так, он отмечает, что девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. В то же время Н.Смелсера характеризует девиацию как поведение, которое считается от­клонением от норм, одобряемых конкретной группой, и влечет за собой определенные санкции, в том числе и в виде наказания.

Таким образом, в современной социологии права реализуются разные теоретико-методологические подходы. Одной из целей изучения социологии права является выбор собственной позиции, ее обоснование и использование в практической деятельности.

Анализируя современное состояние социологии права, следует отметить, что в настоящее время во всех странах эта научная дисциплина представлена как в преподавании, так и в исследовательской деятельности.

Кроме преодолеваемой национальной и «ведомственной» замкнутости в нынешнем состоянии социологии права бросается в глаза то, что почти повсюду она разделяется на теоретическую и эмпирическую социологию. При этом, в европейских школах традиционно преобладала теоретическая социология права, в американских активно развивалась и эмпирическая социология.

К особенностям развития современной социологии права относится и то, что доминирующей чертой прикладной социологии права является неравномерность научного интереса к различным разделам права. Есть совершенно неразработанные проблемы (корпоративное право). Есть области, которым уделяется некоторое внимание (собственность, договор, основные аспекты ответственности). И, наконец, есть три зоны, на которые обращены основные социологические усилия:

· парная категория «преступность – наказание» (она разрабатывается уже давно);

· семья (поскольку ее одновременно изучает и общая социология);

· первичные механизмы производства и распространения права (поскольку они относятся к публичному праву и политике и интересуют в этом качестве общую социологию). Под этими первичными механизмами понимаются нормы права, судебные решения, управленческие акты, то есть все явления, связанные с властными полномочиями. Они изучаются как таковые, но одновременно выступают как основание для изучения людей, участвующих в их создании. Имеются многочисленные исследования юридических профессий, в том числе судейского корпуса. Одновременно стремятся также выявить результативность воздействия управленческих механизмов на управляемых. В этом состоит отправной пункт для другой серии исследований: знаний в области права, образа юстиции в общественном мнении и т. д.

Относительно теоретических оснований социологии права можно отметить, что в основном они строятся методом переноса ранее созданных концепций из общей социологии в социологию права. В настоящее время актуальной становится задача самостоятельного развития перспективной, имеющей большую практическую значимость отрасли науки, способной сделать новое «общество знаний» более совершенным, управляя его трансформациями с помощью знания их механизмов, в числе которых праву отводится специальная роль.