Особенности создания, функционирования коммерческих банков.

Порядок выдачи и основание отказа в выдаче разрешения на открытие банка определяются банковским законодательством.

Разрешение на открытие банка имеет юридическую силу до принятия уполномоченным органом решения о выдаче банку лицензии на проведение банковской операции.

Выданное разрешение на открытие банка может быть отозвано уполномоченным органом.

Разрешение на открытие банка подлежит возврату банком в уполномоченный орган при выдаче банку лицензии на проведение банковской операции или при принятии судом решения о прекращении деятельности банка.

Банк вправе добровольно возвратить выданное ему разрешение на открытие банка и перерегистироваться в установленном законодательством порядке.

Банк создается в порядке, определяемом гражданским законодательством Республики Казахстан для юридических лиц, с учетом особенностей, установленных банковским законодательством.

Банк использует в качестве своего наименования то, которое записано в его уставе. Наименование банка должно в обязательном порядке содержать слово "банк" или производное от него слово. Ни один банк не вправе именовать себя в любых документах, объявлениях или рекламе иначе, как наименованием, записанным в его уставе.

Всем банкам, кроме Национального Банка, запрещается использовать в своем наименовании слова "национальный", "центральный" в полном или сокращенном виде на любом языке.

Всем банкам запрещается использовать в своем наименовании слово "государственный" в полном или сокращенном виде на любом языке.

Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени его смещения с наименованием ранее созданных банков, в том числе банков - нерезидентов Республики Казахстан, за исключением дочерних банков.

Дочерние банки в своем наименовании обязаны использовать наименование родительских банков.

Уставный капитал банка оплачивается в национальной валюте Республики Казахстан за счет продажи акций.

Акции банка при размещении должны быть оплачены исключительно деньгами.

Уставный капитал вновь созданного банка должен быть оплачен его акционерами на пятьдесят процентов к моменту его регистрации и полностью - в течение одного календарного года со дня его регистрации.

Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан .

Государство может быть учредителем и акционером банка только в лице Правительства. Государственные предприятия и организации, более пятидесяти процентов долей участия в уставных капиталах либо размещенных акций которых принадлежит государству, не могут быть учредителями и акционерами банка, за исключением национальной управляющей компании, которая может являться акционером только Банка Развития Казахстана.

Признаком неустойчивого финансового положения заявителя является один из следующих:

юридическое лицо - заявитель создано менее чем за два года до дня подачи заявления;

обязательства заявителя превышают его активы;

убытки по результатам двух последних финансовых лет;

размер обязательств заявителя представляет значительный риск для финансового состояния банка;

наличие просроченной и (или) отнесенной за баланс банка задолженности заявителя перед банком;

по иным основаниям, свидетельствующим о возможности нанесения ущерба банку и (или) его депозиторам.

Родительским банком по отношению к дочернему банку могут быть банки - нерезиденты Республики Казахстан, имеющие определенный рейтинг одного из основных рейтинговых агентств. Перечень основных рейтинговых агентств и минимальный требуемый рейтинг устанавливаются уполномоченным органом.

Заявление о выдаче разрешения на открытие банка должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня представления заявителем последней дополнительной информации или документа, запрошенного уполномоченным органом, но не более шести месяцев со дня приема заявления.

Уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя о принятом решении. Уведомление направляется по адресу, указанному в заявлении о выдаче разрешения на открытие банка.

Уполномоченный орган ведет учет выданных разрешений на открытие банка.

Изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, в том числе, требующие перерегистрации в органах юстиции, подлежат обязательному предварительному согласованию с уполномоченным органом.

Вопрос о даче согласия на внесение изменений и дополнений в учредительные документы банка должен быть рассмотрен уполномоченным органом в течение одного месяца.

Условия, основания и порядок добровольного преобразования банка в организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Банк может быть ликвидирован:

а) по решению его акционеров при наличии разрешения уполномоченным органом добровольная ликвидация);

б) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан (принудительная ликвидация).

Прекращение деятельности банков, в том числе по основанию банкротства, осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан с учетом требований Закона «О банках и банковской деятельности»

В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в процедурах добровольной и принудительной ликвидации банков создается комитет кредиторов.

Состав комитета кредиторов принудительно ликвидируемого банка утверждается судом по совместному представлению ликвидационной комиссии банка и уполномоченного органа.

Особенности формирования и деятельности комитета кредиторов устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Банк на основании решения общего собрания акционеров вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством о даче разрешения на его добровольную ликвидацию.

К ходатайству должны прилагаться перечень мероприятий о сроках и этапах подготовки банка к прекращению своей деятельности, утвержденный общим собранием акционеров, балансовый отчет, свидетельствующий о достаточности средств банка для осуществления расчетов по его обязательствам, и другие необходимые сведения. Перечень необходимых сведений устанавливается нормативными правовыми актами Национального Банка.

Ходатайство о получении разрешения на добровольную ликвидацию банка должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня принятия надлежаще оформленных документов.

В случае отказа в даче разрешения на добровольную ликвидацию банка уполномоченный орган выносит об этом мотивированное решение, которое доводит до сведения банка.

Решение о даче разрешения на добровольную ликвидацию банка принимается Правлением уполномоченного органа.

При получении разрешения уполномоченного органа на добровольную ликвидацию банк создает ликвидационную комиссию, с учетом филиалов и представительств, к которой переходят полномочия по управлению имуществом и делами банка.

Особенности деятельности ликвидационных комиссий добровольно ликвидируемых банков определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Контроль за деятельностью ликвидационной комиссии добровольно ликвидируемого банка осуществляет уполномоченный орган.

Ликвидационная комиссия обязана в семидневный срок после утверждения ликвидационного баланса и отчета о ликвидации банка представить их в Министерство юстиции и уполномоченный орган.

В случае недостаточности средств для удовлетворения требований всех кредиторов, банк подлежит принудительной ликвидации по основанию банкротства.

В связи с невозможностью завершения процесса добровольной ликвидации, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка.

Принудительная ликвидация банка производится судом в связи с:

а) банкротством банка;

б) лишением лицензии банка на проведение банковских операций по основаниям, предусмотренным банковским законодательством;

в) заявлением (иском) уполномоченных государственных органов, юридических или физических лиц о прекращении деятельности банка по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Неплатежеспособность и несостоятельность банка устанавливается заключением уполномоченного органа, представляемым в суд, составленным с учетом методики расчета пруденциальных нормативов (и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов), размера капитала банка.

Банк может быть признан банкротом только по решению суда в установленном порядке. Внесудебная процедура ликвидации несостоятельного банка по решению его кредиторов и самого банка не допускается.

Возможность заключения мирового соглашения сторонами по делу о банкротстве банка исключается.

Принудительная ликвидация банка, в случаях, когда дело возбуждено судом по заявлению (иску) уполномоченного государственного органа, юридических или физических лиц (при отсутствии решения уполномоченного органа об отзыве лицензий банка на проведение банковских операций) производится в соответствии с Законом.

Решение о принудительной ликвидации банка суд направляет в уполномоченный орган.

Ликвидация банков по основанию банкротства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Все расходы, связанные с ликвидацией банка производятся только за счет банка.

Оценка имущества банка производится ликвидационной комиссией в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за деятельностью ликвидационной комиссии банка осуществляет уполномоченный орган.

Суд, принявший решение о ликвидации банка, вправе запрашивать у уполномоченного органа любую информацию, связанную с деятельностью ликвидационной комиссии банка.

Требования кредиторов, признанные в установленном порядке, должны быть удовлетворены в следующей очередности:

а) в первую очередь удовлетворяются требования физических, перед которыми ликвидируемый банк несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; и обязательных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам;

б) во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, задолженностей по уплате удержанных из заработной платы алиментов;

в) в третью очередь удовлетворяются требования организаций, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, по сумме выплаченного (выплачиваемого) ею возмещения по гарантируемым депозитам согласно расчету, представленному принудительно ликвидируемым банком;

г) в четвертую очередь удовлетворяются требования физических лиц по депозитам и переводам денег, а также, осуществленным за счет пенсионных активов накопительных пенсионных фондов; по депозитам, страховых организаций, осуществленным за счет средств, привлеченных по отрасли «страхование жизни»;

г) в пятую очередь осуществляются расчеты с некоммерческими организациями, занимающимися исключительно благотворительной деятельностью, организациями ветеранов Великой Отечественной войны и организациями лиц, приравненных к ним. Добровольным обществом инвалидов Республики Казахстан, Казахским обществом глухих и производственными организациями, являющимися собственностью этих юридических лиц и созданными за счет их средств, другими организациями инвалидов по имеющимся их средствам на банковских счетах и помещенным на депозит;

д) в шестую очередь удовлетворяются требования юридических лиц по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

ж) в седьмую очередь погашается задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, а также по возврату кредитов, вы данных из республиканского бюджета;

з) в восьмую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.