Банкам и банковской деятельности, страхованию разгосударствлению и приватизации.

Согласно нормативов СРА экзамены сдаются по:

1. теории бухгалтерского учета (проверка принципов бухгалтерского учета);

2. практика бухгалтерского учета (проверка способности применять принципы бухгалтерского учета), требования нормативных документов, техника составления отчетности, принципы и процедуры федеральной налоговой отчетности;

3. аудит — проверка профессиональных обязанностей, аудиторских стандартов и процедур, стандартов неаудиторских услуг, предоставляемых СРА;

4. законодательство — проверка знания юридического содержания мероприятий, в особенности относящихся к бухгалтерскому учету и аудиту, а также юридической ответственности аудиторов. (14, стр.48)

При положительной сдаче экзаменов в нашей республике аудиторы получают квалификационный аттестат. Аудиторы, работающие как индивидуальные предприниматели, получают специальное разрешение (лицензию) на проведение аудита.

Для осуществления аудиторской деятельности в банковской сфере необходимо также получить лицензию Национального банка.

Аудитор должен постоянно повышать свое профессиональное мастерство. В Республике Беларусь, как и в международной практике обязательным требованием для продолжения действия лицензии является ежегодное повышение квалификации в течение 40 часов (в международной практике — или меньшего количества часов, в зависимости от статуса и практики аудитора).

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой. Для достоверности результатов аудиторской проверки необходим соответствующий уровень независимости от законодательной и исполнительной власти.

Свои отношения с проверяемым предприятием аудитор должен строить так, чтобы он мог получать достоверную информацию и обсуждать ее в доброжелательной обстановке. В то же время отношения аудитора и проверяемого предприятия не должны быть настолько близкими, чтобы влиять на объективность выводов аудитора.

Независимость разграничивают в отношении государства, различных партий, течений, религиозных воззрений, от клиента.

Относительно государства независимость аудитора выражается в том, что он не должен работать в какой-либо государственной структуре, что отражено в Законе об аудиторской деятельности.

Аудитор должен иметь не предвзятое отношение к различиям клиента относительно его религии, принадлежности к какой либо партии или политических воззрений. В данном случае его независимость определяется кодексом этики.

Независимость аудиторов и аудиторских фирм связана с какой — либо финансовой или имущественной заинтересованностью их на проверяемом предприятии.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудиторская проверка не может проводиться аудиторами:

являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

аудиторскими организациями:

в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;

аудиторами и аудиторскими организациями, оказывающими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.

В международной теории и практике аудита независимость — это прежде всего объективность и честность суждений. От аудиторов требуется беспристрастное изучение финансовых отчетов, а также к пользователям получаемой информации. Поэтому концепция независимости имеет большое значение и рассматривается самостоятельно.

В практике международных аудиторских организаций независимость предлагают сохранять при планировании проверки, проводимых исследованиях и составлении заключения. При планировании аудиторы не должны позволять вмешиваться в свою работу руководителям и работникам проверяемой фирмы, а также ограничивать посещение аудитором проверяемых подразделений. При исследовании они должны иметь свободный доступ к учетным записям и другой информации, необходимой для аудита. На заключение аудитора не должно быть давления со стороны руководства фирмы. Аудитор не должен давать полный и точный отчет о проводимой работе руководству проверяемого банка (фирмы), а лишь докладывать результаты своей работы.

3. Аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля у хозяйствующего субъекта. Если внутренний контроль недостаточен, то возможно предположить, что могут иметь место факты неправильного ведения документации, ошибки и даже подлоги, свидетельствующие об обмане, незаконном и неэффективном расходовании средств.

Рассмотрение данного вопроса должно производиться с учетом Правила аудиторской деятельности ''Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита'', где определены все эти понятия.

Если в качестве консультантов аудитор приглашает внешних экспертов, он должен быть уверен в их компетентности. При этом эксперт должен иметь документ, подтверждающий его квалификацию по данному вопросу (диплом или лицензия).

Ответственность за сделанные выводы по результатам аудиторской проверки относится к аудитору.

Разработано Правило аудиторской деятельности ''Использование результатов работы эксперта'', где определены все эти понятия.

Эспертами не могут быть:

Физические лица:

· учредитель или руководитель;

· близкие родственники;

· иное должностное лицо

Юридические лица:

· учредители, кредиторы,

· страховщики,

· другая организация, в отношении которой, аудиторская организация является учредителем.

Экспертиза может проводиться по вопросам:

· оценки имущества (недвижимость, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и т.д.);

· определение количества или состояния имущества (запасы полезных ископаемых, техническое состояние оборудования и т.д.);

· экспертиза достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд, в т.ч. интеллектуальной собственности и т.д.

СТАНДАРТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

4. Работа аудитора была хорошо спланирована. Прежде всего, должен быть составлен план проведения проверки. При разработке плана уделяется внимание определению величины аудиторского риска. С этой целью проводится предварительный анализ результатов производственной деятельности предприятия. Он способствует выработке верного направления аудита. Разрабатывая план, аудитор должен изучить систему внутреннего контроля.

Разработаны Правила аудиторской деятельности ''Планирование аудита'', ''Внутренний контроль качества аудита'', а также ''Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля''.

5.Чтобы определить объем аудита, необходимо изучить и проанализировать службу внутреннего аудита, установить, насколько можно доверять его выводам и использовать результаты его работы.

Разработано Правило аудиторской деятельности ''Использование результатов работы внутреннего аудита''.

6.Чтобы иметь убедительные основания для составления заключения, необходимо получить достаточные аудиторские доказательства благодаря выполнению независимых процедур, позволяющих аудитору составить обоснованное заключение, на котором будет базироваться его мнение о финансовой информации.

Разработано Правило аудиторской деятельности ''Аудиторские доказательства'' и ''Получение аудиторских доказательств в некоторых отдельных случаях''.

Аудиторские доказательства должны позволить аудитору составить твердое мнение о проверяемой информации и обосновать допущенные и скрытые клиентом обман и ошибки. Проверяемые сведения, на которых обосновывается заключение аудитора, должны быть надежными и достоверными.

СТАНДАРТЫ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

/ОТЧЕТА/

7.В заключении необходимо указать, какие именно проверялись финансовые отчеты и составлены ли они в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Для соблюдения требований этого стандарта аудитор должен тщательно проанализировать финансовые отчеты и выяснить:

- подготовлены ли они в соответствии с бухгалтерскими требованиями;

- в полной ли мере эти документы отражают деятельность проверяемого предприятия;

- достаточно ли полно раскрыты различные стороны финансовых отчетов;

- надлежащим ли образом оценены, проверены и представлены различные элементы финансовых и бухгалтерских отчетов .

8.В отчете необходимо указать, соблюдались ли установленные положения и правила ведения бухгалтерского учета постоянно в течение текущего аудируемого периода по отношению к предшествующему.

9.Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными, если в аудиторском отчете не сказано иное.

В соответствии с международными стандартами выводы аудитора, включаемые в отчет, должны быть доказательными и строиться на применении соответствующих способов и приемов проверки документов и записей в учетных регистрах.

10. Отчет должен содержать заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которому мнение аудитора не может быть выражено. Во всех случаях, когда имя аудитора связано с финансовыми отчетами, аудиторский отчет должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудиторской проверки.

Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и администрации проверяемого предприятия возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.

Стандарты заключения предполагают, что если аудитор не имеет четкого мнения о выдаваемом заключении он должен увеличить объем выборки.

Для составления аудиторского заключения необходимо использовать Правила аудиторской деятельности: «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита», «Проверка прогнозной финансовой информации», «Отчет аудиторской организации по специальному заданию», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также Правила лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь.