Основные положения

 

Основополагающим для лечебно-педагогической деятельности является точка зрения, что духовное содержание человека не заболевает, но его развитие может быть затруднено нездоровым телесным “инструментом”. Этот телесный “инструмент” при подобных расстройствах бывает совершенно определенным образом патологически недостаточным и поэтому создает затруднения здоровому душевному развитию.

Это явление можно рассматривать как инкарнационное расстройство. В широком смысле и у так называемых здоровых людей их душевные способности ограничиваются и затрудняются телесностью.

Нам приходится переживать в жизни многое: болезнь, трудные события, горе, неприятности. Мы пытаемся преодолеть эти переживания. Это - справедливо. В высоком смысле - это наша задача. Что представляло бы собой человечество с безупречным здоровьем и полным счастьем? Судьба делает жизнь самых различных людей богатой и интересной. Активная деятельность воздействует на пассивное терпение, потребность в сострадании вызывает действенную помощь.

В полноценное общество входят и здоровые, и больные, и несовершенные, а также и наши ближние, нуждающиеся в уходе за душой. То, что они кроме забот доставляют своим присутствием родителям и родственникам, еще не вполне достижимо для нашего цивилизованного восприятия. Нам следует считать таких людей, скорее, жертвами. Путем пробуждения силы бескорыстия в окружающих следует изменить отношение к этим детям.

В лечебной педагогике и социальной терапии за основу берется духовно-научное рассмотрение духовной организации.

В начале стоит духовное зерно человеческой сущности. Затем оно облекается для новой инкарнации душевными силами, которые принадлежат собственно душевному миру и посылаются в виде мышления, чувства и воли.

После этого они объединяются с жизненными и наследственными потоками до образования вещественности.

И в итоге своими силами создают тело, чтобы оно могло быть инструментом для земных душевных способностей: голова - для мыслей, сердце - для чувств, конечности - для воли.

При этом отметим, что речь будет идти о трехчленном организме:

- нервно- чувственная система для мышления,

- ритмическая система для чувств,

- система обмена веществ для воли.

Лечебная педагогика - широкое понятие, подходящее к любой степени расстройства. Согласно духовно-научным исследованиям телесные болезни основываются преимущественно на душевных причинах, и душевные имеют телесные основания.

Если телесная ущербность поражает ребенка, которому еще предстоит развиваться до завершенного человека, то мы имеем дело с духовно-душевными расстройствами развития. Тело может быть недостаточно прозрачно для души, которая оказывается им слишком скована и не может свободно открываться миру.

Если расстройство незначительно, оно может быть лишь слегка выраженным. Но, независимо от того, легкой или тяжелой степени расстройство, оно глубоко коренящееся и может быть улучшено лишь длительным лечебно-педагогическим воздействием. Это относится и к повреждениям, вызванным бытом.

К самым плодотворным познаниям в этой области относится то, что существуют жизненные силы, в которых заложены неисчерпаемые возможности для лечения. Почти все нарушения в развитии объясняются слабостью жизненных сил. А именно жизненные силы заботятся об оживлении и восстановлении, уравновешивании болезненных процессов и даже компенсировании длительных недугов в физической организации, проявляя при этом особую активность.

Эфирные силы тесно связаны с ритмической системой. Ритмическая система, являясь телесной основой для чувств, - это самая внутренняя область человека и действует уравновешивающе из центра благодаря своему посредничеству между головой с нервно-чувственной системой и конечностями с системой обмена веществ. Поэтому все, что находится под воздействием ритма, оказывает сильное влияние на жизненные силы. В лечебной педагогике ритмы и ритмические закономерности являются основой. В ритме живет напряжение и расслабление, вдох и выдох, работа и отдых.

Одним из важных элементов является само поведение педагога, родителя, взрослого. На первый план можно выдвинуть благоговение к малышу. Благоговение к ребенку в наблюдении и лечении. Нет незначительных деталей! К каждой маленькой привычке ребенка, особенностям его произношения, его сну, аппетиту, его выделениям мы должны относиться внимательно. В каком состоянии его ногти, кожа, волосы… С объяснениями причин не стоит спешить. Чем больше причин мы сумеем проанализировать для объяснения того или иного феномена, тем отчетливее будет складываться общее представление о состоянии ребенка.