Построение профиля физического развития.

 

О с н а щ е н и е: ростомер, весы, сантиметровая лента, калькулятор. Работа проводится на человеке.

 

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

У ребенка школьного возраста произведите измерение антропометрических показателей – роста, веса и окружности грудной клетки.

Используя таблицы средних показателей физического развития и сигмальных отклонений этих показателей, найдите разницу между фактическим и табличным показателем соответствующего антропометрического показателя.

 

Таблица 4. Средние показатели физического развития детей школьного возраста (по Лебедеву)

мальчики

Возраст Рост в см s Окружность грудной клетки s Вес в кг s
115,2 5,24 57,1 2,75 20,5 1,2
121,1 4,94 59,2 2,25 23,1 1,9
122,6. 5,1 60,0 2,2 23,9 2,7
126,6 5,6 62,0 3,1 25,6 3,2
131,4 6,1 63,7 3,1 28,1 3,4
135,7 6,5 65,5 3,4 30,5 4,3
168,3 7,5 82,8 5,2 58,0 8,2

 

девочки

Возраст Рост в см s Окружность грудной клетки s Вес в кг s
114,9 4,4 56,6 2,54 20,56 1,81
120,6 4,41 58,1 2,38 22,45 1,15
121,9 5,5 58,4 3,2 23,2 2,9
126,1 5,8 60,0 3,2 24,8 3,3
130,7 6,2 62,2 3,6 27,5 4,1
135,2 6,9 64,1 3,6 30,0 4,5
158,6 5,4 78,9 4,6 53,2 6,4

 

Установленную разницу следует разделить на сигму (s) и на основании полученного частного сделать вывод об уровне развития соответствующего показателя..

 

Допустим, ученик К. 13 .лет, имеет рост 148,3 см, вес - 42,3 кг, окружность грудной клетки - 69,6 см (в покое). Средний показатель роста для этого возраста - 144,8 см (s - 7,9). Разница между фактической и средней величиной роста - 148,3-144,8 =3,5 см (со знаком + потому, что фактическая величина больше средней). Полученную разницу делим на сигму 3,5: 7,9 = 0,44.

Так же ведется расчет по данным веса и окружности грудной клетки. В случае, если фактическая величина меньше средней, разницу между ними нужно брать со знаком «минус».

Оценка степени развития данного антропометрического признака определяется в зависимости от величины полученного частного:

 

меньше -2.0 – Очень низкое    
от -1.0 до -2.0 – Низкое;    
от -0.6 до -1.0 – Ниже среднего; }  
от -0.5 до +0.5 – Среднее; Широкая норма
от +0.6 до +1.0 – Выше среднего;  
от +1.0 до +2.0 – Высокое;    
больше +2.0 – Очень высокое;    

 

Если полученное частное не выше или не ниже 1s - физическое развитие принято считать в пределах ШИРОКОЙ нормы. Если это частное колеблется в пределах 1 - 2s - физическое развитие ВЫШЕ или НИЖЕ нормы. Колебание в пределах 2 - 3 s определяет ХОРОШЕЕ или СЛАБОЕ физическое развитие.

 

Нанесение на антропометрическую карточку данных и соединение точек линий даст профиль физического развития школьника по Мартину.

 

Оформление протокола.

 

1. Проведите необходимые антропометрические и измерения, результаты измерений запишите в тетради.

2. Используя таблицы найдите сигмальные отклонения измеренных вами показателей.

3. Постройте профиль физического развития подростка.

 

  Рост в см Вес тела в см Окружность грудной клетки в см
       
-3s      
-2s      
-1s      
-0,5s      
М      
0,5s      
+1s      
+2s      
+3s      

 

4. Сделайте вывод об уровне его физического развития.

5. На основании таблицы средних показателей физического развития детей школьного возраста (по Лебедеву) постройте графики изменения основных антропометрических показателей в зависимости от возраста.

6. Сделайте вывод о равномерности (неравномерности физического развития ребенка. Сравните показатели мальчиков и девочек.

 

3. Оценка гармоничности физического развития с использованием центильных шкал.

 

Оценка гармоничности физического развития включает определение таких антропометрических показателей как рост, масса тела, окружность груди с последующим отнесением данных по таблицам центильного типа (смотрите таблицы № 5 - 10). Центильное распределение наиболее строго и объективно отражает распределение признаков среди здоровых детей. Колонки центильных таблиц отражают количественные признаки определенной доли детей данного возраста и пола, а коридор между ними - разнообразие величин признака.

На основании результатов центильных оценок производится определение гармоничности развития. С этой целью каждый измерительный признак помещается в свой коридор центильной шкалы. Никаких расчетов при этом не производится. В случае, если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1 можно говорить о гармоническом развитии. Если разность составляет 2, то развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а 3 - резко дисгармоничным.

 

О с н а щ е н и е: ростомер, весы, сантиметровая лента, таблицы с центильными шкалами для оценки антропометрических показателей. Работа проводится на человеке.

 

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

У испытуемого произведите измерение антропометрических показателей – роста, веса и окружности грудной клетки.

Используя таблицы с центильными шкалами для оценки антропометрических показателей, поместив каждый измеренный признак в свой коридор центильной шкалы, определите гармоничность развития испытуемого.

 

Таблица 5. Центильная шкала оценки длины тела (рост) мальчиков (см)

 

  Ц е н т и л и
Возраст 3 10 25 75 90 97
в коридоры
годах
112,4 115,3 118,1 125,7 128,5 130,0
117,9 120,8 123,6 131,6 134,9 136,7
122,9 126,1 129,7 136,8 140,5 143,2
128,0 130,9 134,3 142,2 146,3 149,1
132,0 135,6 138,9 147,8 154,3 155,5
136,0 140,2 143,5 153,5 158,8 162,5
142,0 144,8 149,0 160,1 165,8 169,8
145,6 149,9 155,3 166,7 172,4 176,6
149,9 155,0 161,0 172,1 177,1 181,0
154,0 160,4 167,1 178,1 182,1 186,0
160,3 166,5 170,4 180,1 184,0 187,0
                         

Таблица 6. Центильная шкала оценки длины тела (рост) девочек (см)

 

Центили
Возраст, 3 10 25 75 90 97
в коридоры
годах
111,1 114,5 118,2 125,3 128,1 134,1
116,6 120,2 124,0 130,8 134,3 138,2
122,0 125,7 130,0 136,4 140,7 144,6
126,6 130,7 134,7 142,4 147,5 150,5
131,1 136,4 140,1 147,7 153,6 156,9
135,9 140,8 146,4 155,1 159,3 163,5
141,2 146,1 150,0 160,3 163,7 168,1
144,9 150,1 155,2 163,5 167,1 170,1
149,6 154,5 158,0 165,6 169,3 172,8
153,5 158,0 160,6 166,3 170,1 174,0
155,2 158,9 161,1 168,0 172,0 176,4
                         


 

Таблица 7. Центильная шкала оценки массы тела мальчиков (кг)

 

  Центили
Возраст 3 10 25 75 90 97
в коридоры
годах
18,4 20,1 21,3 25,6 28,1 31,6
20,3 22,1 23,6 28,4 31,4 35,3
22,3 24,2 25,8 31,6 35,2 39,2
24,2 26,3 28,4 35,1 39,5 45,2
26,3 28,6 31,1 39,2 44,5 51,3
26,6 31,4 34,4 44,0 50,3 58,2
31,3 34,8 38,2 49,5 56,2 65,0
34,5 39,0 43,2 55,6 62,4 72,1
38,2 43,3 48,3 60,5 67,1 76,4
41,0 48,2 55,0 67,0 74 ,0 82,0
47,2 53,1 57,3 68,1 75,0 86,0
                         

 

Таблица 8. Центильная шкала оценки массы тела девочек (кг)

 

  Центили
Возраст, 3 10 25 75 90 97
в коридоры
годах
18,2 19,4 21,1 35,4 28,4 31,8
20,1 21,4 23,2 28,5 32,3 36,5
22,1 23,5 25,5 32,1 36,5 41,2
24,0 26,0 28,3 36,1 41,3 47,1
26,0 28,0 31,5 40,6 46,0 53,6
28,7 31,8 35,5 45,6 51,4 58,8
32,1 35,7 40,0 50,8 56,7 65,3
36,2 40,2 44,2 55,0 60,9 70,1
39,6 43,8 47,7 58,0 63,8 74,5
42,2 47,1 51,1 61,0 66,0 76,3
45,0 48.4 52,3 62,0 68.0 79,0
                         

 

Таблица 9. Центильная шкала оценки окружности грудной клетки

мальчиков (см)

  Центили
Возраст, 3 10 25 75 90 97
в коридоры
годах
54,7 56,8 58,2 62,4 64,3 68,2
56,2 58,5 60,2 64,9 66,1 71,0
57,8 60,3 62,2 67,3 69,9 74,4
59,3 62,1 64,2 69,8 72,6 77,0
61,1 63,8 66,1 72,2 75,7 80,4
62,7 65,4 68,3 74,9 78,9 84,0
64,8 67,5 70,8 78,2 82,7 87,9
67,1 70,2 74,9 81,9 86,8 91,4
70,2 74,3 77,0 84,5 90,0 94,2
73,7 76,6 80,5 90,0 94,0 96,0
77,1 80,2 82,6 92,1 85,1 98,4
                         

Таблица 10. Центильная шкала оценки окружности грудной клетки

девочек (см)

  Центили
Возраст, 3 10 25 75 90 97
в коридоры
годах
53,2 54,8 56,7 60,7 63,6 67,2
54,3 56,7 58,7 63,2 66,7 71,0
56,4 58,4 60,4 66,1 70,4 75,6
58,1 60,3 62,4 69,2 74,2 79,1
59,9 62,4 64,8 73,5 77,8 82,7
62,0 64,9 67,8 76,2 81,3 86,5
64,4 67,8 71,3 77,9 85,2 90,4
67,0 70,8 74,6 83,3 88,4 93,0
70,0 73,0 77,5 85,7 90,2 94,6
73,1 76,1 80,5 87,1 92,1 96,2
75,2 78,4 81,6 90,7 94,0 98,0
                         

 

Оформление протокола.   1. Проведите необходимые антропометрические и измерения, результаты измерений запишите в тетради. 2. Используя таблицы с центильными шкалами оцените измеренные антропометрические показатели. 3. Пользуясь центильными шкалами сделайте вывод о гармоничности физического развития.