Построение профиля физического развития.
О с н а щ е н и е: ростомер, весы, сантиметровая лента, калькулятор. Работа проводится на человеке.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы.
У ребенка школьного возраста произведите измерение антропометрических показателей – роста, веса и окружности грудной клетки.
Используя таблицы средних показателей физического развития и сигмальных отклонений этих показателей, найдите разницу между фактическим и табличным показателем соответствующего антропометрического показателя.
Таблица 4. Средние показатели физического развития детей школьного возраста (по Лебедеву)
мальчики
Возраст | Рост в см | s | Окружность грудной клетки | s | Вес в кг | s |
115,2 | 5,24 | 57,1 | 2,75 | 20,5 | 1,2 | |
121,1 | 4,94 | 59,2 | 2,25 | 23,1 | 1,9 | |
122,6. | 5,1 | 60,0 | 2,2 | 23,9 | 2,7 | |
126,6 | 5,6 | 62,0 | 3,1 | 25,6 | 3,2 | |
131,4 | 6,1 | 63,7 | 3,1 | 28,1 | 3,4 | |
135,7 | 6,5 | 65,5 | 3,4 | 30,5 | 4,3 | |
168,3 | 7,5 | 82,8 | 5,2 | 58,0 | 8,2 |
девочки
Возраст | Рост в см | s | Окружность грудной клетки | s | Вес в кг | s |
114,9 | 4,4 | 56,6 | 2,54 | 20,56 | 1,81 | |
120,6 | 4,41 | 58,1 | 2,38 | 22,45 | 1,15 | |
121,9 | 5,5 | 58,4 | 3,2 | 23,2 | 2,9 | |
126,1 | 5,8 | 60,0 | 3,2 | 24,8 | 3,3 | |
130,7 | 6,2 | 62,2 | 3,6 | 27,5 | 4,1 | |
135,2 | 6,9 | 64,1 | 3,6 | 30,0 | 4,5 | |
158,6 | 5,4 | 78,9 | 4,6 | 53,2 | 6,4 |
Установленную разницу следует разделить на сигму (s) и на основании полученного частного сделать вывод об уровне развития соответствующего показателя..
Допустим, ученик К. 13 .лет, имеет рост 148,3 см, вес - 42,3 кг, окружность грудной клетки - 69,6 см (в покое). Средний показатель роста для этого возраста - 144,8 см (s - 7,9). Разница между фактической и средней величиной роста - 148,3-144,8 =3,5 см (со знаком + потому, что фактическая величина больше средней). Полученную разницу делим на сигму 3,5: 7,9 = 0,44.
Так же ведется расчет по данным веса и окружности грудной клетки. В случае, если фактическая величина меньше средней, разницу между ними нужно брать со знаком «минус».
Оценка степени развития данного антропометрического признака определяется в зависимости от величины полученного частного:
меньше -2.0 | – Очень низкое | ||
от -1.0 до -2.0 | – Низкое; | ||
от -0.6 до -1.0 | – Ниже среднего; | } | |
от -0.5 до +0.5 | – Среднее; | Широкая норма | |
от +0.6 до +1.0 | – Выше среднего; | ||
от +1.0 до +2.0 | – Высокое; | ||
больше +2.0 | – Очень высокое; |
Если полученное частное не выше или не ниже 1s - физическое развитие принято считать в пределах ШИРОКОЙ нормы. Если это частное колеблется в пределах 1 - 2s - физическое развитие ВЫШЕ или НИЖЕ нормы. Колебание в пределах 2 - 3 s определяет ХОРОШЕЕ или СЛАБОЕ физическое развитие.
Нанесение на антропометрическую карточку данных и соединение точек линий даст профиль физического развития школьника по Мартину.
Оформление протокола.
1. Проведите необходимые антропометрические и измерения, результаты измерений запишите в тетради.
2. Используя таблицы найдите сигмальные отклонения измеренных вами показателей.
3. Постройте профиль физического развития подростка.
Рост в см | Вес тела в см | Окружность грудной клетки в см | |
-3s | |||
-2s | |||
-1s | |||
-0,5s | |||
М | |||
0,5s | |||
+1s | |||
+2s | |||
+3s |
4. Сделайте вывод об уровне его физического развития.
5. На основании таблицы средних показателей физического развития детей школьного возраста (по Лебедеву) постройте графики изменения основных антропометрических показателей в зависимости от возраста.
6. Сделайте вывод о равномерности (неравномерности физического развития ребенка. Сравните показатели мальчиков и девочек.
3. Оценка гармоничности физического развития с использованием центильных шкал.
Оценка гармоничности физического развития включает определение таких антропометрических показателей как рост, масса тела, окружность груди с последующим отнесением данных по таблицам центильного типа (смотрите таблицы № 5 - 10). Центильное распределение наиболее строго и объективно отражает распределение признаков среди здоровых детей. Колонки центильных таблиц отражают количественные признаки определенной доли детей данного возраста и пола, а коридор между ними - разнообразие величин признака.
На основании результатов центильных оценок производится определение гармоничности развития. С этой целью каждый измерительный признак помещается в свой коридор центильной шкалы. Никаких расчетов при этом не производится. В случае, если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1 можно говорить о гармоническом развитии. Если разность составляет 2, то развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а 3 - резко дисгармоничным.
О с н а щ е н и е: ростомер, весы, сантиметровая лента, таблицы с центильными шкалами для оценки антропометрических показателей. Работа проводится на человеке.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы.
У испытуемого произведите измерение антропометрических показателей – роста, веса и окружности грудной клетки.
Используя таблицы с центильными шкалами для оценки антропометрических показателей, поместив каждый измеренный признак в свой коридор центильной шкалы, определите гармоничность развития испытуемого.
Таблица 5. Центильная шкала оценки длины тела (рост) мальчиков (см)
Ц е н т и л и | ||||||||||||
Возраст | 3 10 25 75 90 97 | |||||||||||
в | коридоры | |||||||||||
годах | ||||||||||||
112,4 | 115,3 | 118,1 | 125,7 | 128,5 | 130,0 | |||||||
117,9 | 120,8 | 123,6 | 131,6 | 134,9 | 136,7 | |||||||
122,9 | 126,1 | 129,7 | 136,8 | 140,5 | 143,2 | |||||||
128,0 | 130,9 | 134,3 | 142,2 | 146,3 | 149,1 | |||||||
132,0 | 135,6 | 138,9 | 147,8 | 154,3 | 155,5 | |||||||
136,0 | 140,2 | 143,5 | 153,5 | 158,8 | 162,5 | |||||||
142,0 | 144,8 | 149,0 | 160,1 | 165,8 | 169,8 | |||||||
145,6 | 149,9 | 155,3 | 166,7 | 172,4 | 176,6 | |||||||
149,9 | 155,0 | 161,0 | 172,1 | 177,1 | 181,0 | |||||||
154,0 | 160,4 | 167,1 | 178,1 | 182,1 | 186,0 | |||||||
160,3 | 166,5 | 170,4 | 180,1 | 184,0 | 187,0 | |||||||
Таблица 6. Центильная шкала оценки длины тела (рост) девочек (см)
Центили | ||||||||||||
Возраст, | 3 10 25 75 90 97 | |||||||||||
в | коридоры | |||||||||||
годах | ||||||||||||
111,1 | 114,5 | 118,2 | 125,3 | 128,1 | 134,1 | |||||||
116,6 | 120,2 | 124,0 | 130,8 | 134,3 | 138,2 | |||||||
122,0 | 125,7 | 130,0 | 136,4 | 140,7 | 144,6 | |||||||
126,6 | 130,7 | 134,7 | 142,4 | 147,5 | 150,5 | |||||||
131,1 | 136,4 | 140,1 | 147,7 | 153,6 | 156,9 | |||||||
135,9 | 140,8 | 146,4 | 155,1 | 159,3 | 163,5 | |||||||
141,2 | 146,1 | 150,0 | 160,3 | 163,7 | 168,1 | |||||||
144,9 | 150,1 | 155,2 | 163,5 | 167,1 | 170,1 | |||||||
149,6 | 154,5 | 158,0 | 165,6 | 169,3 | 172,8 | |||||||
153,5 | 158,0 | 160,6 | 166,3 | 170,1 | 174,0 | |||||||
155,2 | 158,9 | 161,1 | 168,0 | 172,0 | 176,4 | |||||||
Таблица 7. Центильная шкала оценки массы тела мальчиков (кг)
Таблица 8. Центильная шкала оценки массы тела девочек (кг)
| Таблица 9. Центильная шкала оценки окружности грудной клетки мальчиков (см)
Таблица 10. Центильная шкала оценки окружности грудной клетки девочек (см)
| Оформление протокола. 1. Проведите необходимые антропометрические и измерения, результаты измерений запишите в тетради. 2. Используя таблицы с центильными шкалами оцените измеренные антропометрические показатели. 3. Пользуясь центильными шкалами сделайте вывод о гармоничности физического развития. |